Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семиотическая триада: синтактика, семантика, прагматика.






Подсистемы невербальной семиотики.

Невербальная К-я – важная область функционирования в жизни человека. «Слова – это то, чем пользуются люди, когда все остальные средства оказываются безуспешными».

Невербальная семиотика только складывается.

Основные подсистемы:

1.паралингвистика (наука о звуковых кодах невербальной К-ии);

2.кинесика (наука о жестах, жестовом поведении);

3.окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении человека);

4.гаптика (такесика) (наука о языке касаний и тактильном поведении);

5.гастика (наука о языке пищи и напитков);

6.ольфакция (наука о языке запахов);

7.проксемика (наука о пространстве К-ии);

8.хронемика (наука о времени К-ии);

9.системология (науке о языке вещей).

10.аускультация (наука о слуховом восприятии и аудиальном поведении людей).

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Семиотическая триада: синтактика, семантика, прагматика.

Семиотика, или семиология - наука, исследующая свойства знаковых систем и соот­ветственно знаков (естественных и искусственных языков).

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаково системы:

Синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функция м изучает объективные законы устройства знаковых систем. Ее задачей является описание запаса правильно построен­ных текстов (составных знаков) для различных классов знаковых систем. В идеале она должна описывать все допустимые тексты.

 

Семантика изучает законы смысла. Центральным понятием мантики является понятие значения. Обычно для разъяснения структуры языкового значения используется «семантический угольник».

Таким образом, значение есть соотнесен­ность знака (слова) с определенным понятием.

Например, слово стул обозначает класс реально существующих предметов. Все существующие виды стульев отображаются в нашем сознании в виде понятия о стуле. Значение слова стул содержит лишь минимальный набор характерных при­знаков (которые берутся обычно из числа признаков понятия), позволяющих соот­нести слово и обозначаемый предмет.

Прагматика изучает законы, зависящие от позиции наблюдате­ля. Можно сказать, что прагматика — это се­мантика языка в действии.

При объяснении понятия прагматика в качестве простейшего примера знако­вой системы часто приводят систему дорожной сигнализации — светофор. Эта сис­тема имеет три знака: красный, означающий «Остановиться!», зеленый — «Можно ехать!» и желтый — «Приготовиться к движению (или остановке)!» интактика зна­ков светофора составляет четыре комбинации, каждой из которых соответствует определенная семантика.

Синтактика Семантика

1) красный + желтый стоять + приготовиться к движению

2) желтый + зеленый приготовиться к движению + ехать (идти)

3) зеленый + желтый ехать (идти) + приготовиться к остановке

4) желтый + красный приготовиться к остановке + остановиться Прагматика светофора заключается в следующем. Знаковая система светофора адресуется водителям и пешеходам. Если на стороне светофора, обращенной к во­дителю, последовательно загорается «желтый + зеленый», то для водителя эта ком­бинация означает «приготовиться к движению». В то же время для пешехода, кото­рый смотрит на сторону светофора, обращенную к водителю, и видит эту же комби­нацию, она означает «приготовиться к остановке + остановиться» (соответственно на его стороне светофора загорается комбинация «желтый + красный»). Таким об­разом, значение каждой комбинации различно по отношению к каждому из адреса­тов (водителю и пешеходу). Если пешеход в этой ситуации «выполнил команду» све­тофора и остановился, значит, коммуникативный акт со стороны светофора был ус­пешным.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал