Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семиотическая триада: синтактика, семантика, прагматика.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Подсистемы невербальной семиотики. Невербальная К-я – важная область функционирования в жизни человека. «Слова – это то, чем пользуются люди, когда все остальные средства оказываются безуспешными». Невербальная семиотика только складывается. Основные подсистемы: 1.паралингвистика (наука о звуковых кодах невербальной К-ии); 2.кинесика (наука о жестах, жестовом поведении); 3.окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении человека); 4.гаптика (такесика) (наука о языке касаний и тактильном поведении); 5.гастика (наука о языке пищи и напитков); 6.ольфакция (наука о языке запахов); 7.проксемика (наука о пространстве К-ии); 8.хронемика (наука о времени К-ии); 9.системология (науке о языке вещей). 10.аускультация (наука о слуховом восприятии и аудиальном поведении людей). Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Семиотическая триада: синтактика, семантика, прагматика. Семиотика, или семиология - наука, исследующая свойства знаковых систем и соответственно знаков (естественных и искусственных языков). Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаково системы: Синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функция м изучает объективные законы устройства знаковых систем. Ее задачей является описание запаса правильно построенных текстов (составных знаков) для различных классов знаковых систем. В идеале она должна описывать все допустимые тексты.
Семантика изучает законы смысла. Центральным понятием мантики является понятие значения. Обычно для разъяснения структуры языкового значения используется «семантический угольник».
Таким образом, значение есть соотнесенность знака (слова) с определенным понятием. Например, слово стул обозначает класс реально существующих предметов. Все существующие виды стульев отображаются в нашем сознании в виде понятия о стуле. Значение слова стул содержит лишь минимальный набор характерных признаков (которые берутся обычно из числа признаков понятия), позволяющих соотнести слово и обозначаемый предмет. Прагматика изучает законы, зависящие от позиции наблюдателя. Можно сказать, что прагматика — это семантика языка в действии. При объяснении понятия прагматика в качестве простейшего примера знаковой системы часто приводят систему дорожной сигнализации — светофор. Эта система имеет три знака: красный, означающий «Остановиться!», зеленый — «Можно ехать!» и желтый — «Приготовиться к движению (или остановке)!» интактика знаков светофора составляет четыре комбинации, каждой из которых соответствует определенная семантика. Синтактика Семантика 1) красный + желтый стоять + приготовиться к движению 2) желтый + зеленый приготовиться к движению + ехать (идти) 3) зеленый + желтый ехать (идти) + приготовиться к остановке 4) желтый + красный приготовиться к остановке + остановиться Прагматика светофора заключается в следующем. Знаковая система светофора адресуется водителям и пешеходам. Если на стороне светофора, обращенной к водителю, последовательно загорается «желтый + зеленый», то для водителя эта комбинация означает «приготовиться к движению». В то же время для пешехода, который смотрит на сторону светофора, обращенную к водителю, и видит эту же комбинацию, она означает «приготовиться к остановке + остановиться» (соответственно на его стороне светофора загорается комбинация «желтый + красный»). Таким образом, значение каждой комбинации различно по отношению к каждому из адресатов (водителю и пешеходу). Если пешеход в этой ситуации «выполнил команду» светофора и остановился, значит, коммуникативный акт со стороны светофора был успешным.
|