Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семиотика коммуникации: знак, знаковая система, семиозис
Семиотический подход раскрывает двойственную природу коммуникации как производства и восприятия сообщений в виде объективных значений (денотаций) и субъективных значений (коннотаций). Главный семиотический термин – знак (представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого)). Главная функция – заместительная. Знак – заместитель предмета, используется для получения, обработки и передачи инфо. Каждый знак имеет форму, внешнюю оболочку, материальный носитель и содержание. Форма – означающее, содержание – означаемое. Знаковая система - это система однообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений/сигналов, которыми можно обмениваться в процессе общения (например, язык). Семиозис – процесс порождения значения, создание знака, когда что-то употребляется вместо чего-то. Одно и тоже свойство действительности может быть вне семиозиса и может выступать в качестве знака, т.е. выступать в процессе семиозиса. Тип вещи, к-й получает обозначение в знаке, определяется как денотат. Конкретная вещь в знаковой системе называется референтом знака. Понятие о предмете называется сигнификатором знака (мыслимый аналог обозначаемого предмета). Кумулятивный характер семиотической системы: элементы нового знания (в общем случае — новой информации) в системе способны связываться, аккумулироваться с уже накопленной информацией, а каждый новый элемент получает благодаря своей знаковой форме точный «адрес» - указание на его место в системе. Свойства знаков: 1. Билатеральность (план содержания и план выражения). Корцевский ввел понятие асимметричного дуализма. Означаемое и означающее тесно связаны, но каждый может иметь свою историю развития. Во времени может изменять внешняя форма знака, а значение остается прежним. «ne wicht» – nicht (нем.) и «не есть» – нет (рус.). И наоборот, форма может не меняться, а содержание измениться.
Типология знаков (по Ч. Пирсу).
В противоположность модели Соссюра Пирс предложил триадичную модель знака: репрезентамен (representamen) – форма, которую принимает знак (необязательно материальная); интерпретанта (interpretant) – не интерпретатор, а скорее смысл, полученный из знака; объект – то, на что знак ссылается. Пирс писал, что знак – это нечто, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определённом отношении или объёме. Он адресуется кому-то, то есть создаёт в мыслях этого индивидуума равноценный знак или, возможно, более развитый знак. Тот знак, который он создаёт, Пирс называл интерпретантой первого знака. Далее, знак что-то обозначает – именно свой объект. Но он обозначает объект не во всех отношениях, но только в отношении к своего рода идее, которую Пирс называл основой репрезентамена. Взаимодействие между репрезентаменом, объектом и интерпретантой Пирс отнёс к понятию «семиозиса». Пирс классифицировал знаки на категории, и самым фундаментальным разделением знаков считал разделение на иконы, индексы и символы.
По степени отношения к означаемому выделяют иконические, индексальные и символические знаки: • Иконические знаки – образы, они имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография). • Индексальные знаки указывают на объект (указание пальцем, стрелкой, окриком). • Символические знаки условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в дискурсе и мысли (слова, некоторые символы-аллегории: орел, осел, медведь и т.п.).
|