Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаковые системы в онто- и филогенезе (концепция А. Соломоника).






 

А. Соломоник предлагает классифицировать знаковые системы на основе степени близости знака к его прототипу

Математические кодысимволы
Системы записи – иероглифы
Языковые системы – слова
Образные системы – образы
Естественные знаковые системы – естественные знаки

Под естественными знаками автор понимает такие реальные предметы или явления, которые сигнализируют о сопутствующих им предметам или явлениям, недоступных нашему непосредственному восприятию. Например, большое количество людей на платформе может быть знаком того, что скоро появится поезд.

Следующей группой являются образы – более удаленные от прототипа знаки. Образом может быть любое изображение реальности, связанное с ней отношением, близким к изоморфизму. Знак-образ уже не является частью реальности (как естественный знак), но он обязательно по каким-то существенным признакам похож на обозначаемое. К таким знакам, например, могут быть отнесены иллюстрации, фотографии, схемы, музыкальные произведения, большинство дорожных знаков и т.д.

Языковые системы и их знак – слово – являются еще более удаленными от прототипа по сравнению с естественными знаками и образами. Слово почти всегда не сходно (не изоморфно) с прототипом, и имеет весьма условный конвенциональный характер. Например, слово " дом" намного информативнее, чем реальный дом или его изображение.

В классификации А. Соломоника следующий тип знаков – иероглифы – системы записи информации, представленной в других знаковых системах. Наиболее распространенный вид иероглифов – буквы. Буквы в определенной системе оформляют и фиксируют устные языковые высказывания. Хотя среди иероглифов встречаются системы записи, основанные не на буквах, например географические карты, которые фиксируют в виде определенной системы знаков результаты географических изысканий.

Математические коды – системы знаков с максимальной степенью абстракции и удаленности от прототипа. С помощью цифр и знаков действий, например, могут кодироваться разнообразные письменные тексты задачных ситуаций.

Основные свойства знаков или принципы семиотики.

- принцип арбитрарности знака: Это свойство характеризует сущность связи между планом содержания и планом выражения знака. Сложилось 2 базовых подхода к решению этого вопроса.

 

Один из них полагает, что существует исходная божественная связь между планом содержания и планом выражения знака. Язык есть феномен божественный. Это религиозный подход.

 

Второй подход говорит о том, что связь между планом содержания и планом выражения знака является произвольным процессом и формируется в процессе знаковой деятельности людей. Т. е. знак имеет конвенциональный характер.

Принцип полифункциональности знака: Один знак в ком-тивных процессах способен одновременно выполнять несколько функций (красный мерседес, красна девица, красный сигнал светофора).

Принцип ассиметричного дуализма: Знак является динамичным образовнием, он меняется и знак ситуативен, в нем план содержании и план выражения соединены на определенный, не очень длинный исторический период. В остальное время знак меняется, т. к. отдельно меняются его план содержания и план выражения. При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.

Принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем. Отражает необходимость функционирования знаков, обеспечивающих человеческое взаимодействие, как некоторых диалектически организованных парных образований. В них одновременно представлены знаки с противоположными планами содержания. Любой функционирующий знак обязательно подразумевает наличие в данной знаковой системе по меньшей мере еще одного знака, образующего с ним бинарную оппозицию планов содержания

Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры

 

Культуры высокого контекста меньше полагаются на эксплицитный, разговорный язык при передаче мыслей и сообщений, поскольку значительная часть информации, которую необходимо передать в коммуникативном эпизоде, описана параметрами контекста - физической обстановкой, статусными отношениями между участниками интеракции, предыдущим ходом дискуссии, будущими целями участников интеракции и т. д. В японском языке имеется термин «иссин денсин», который переводится буквально как «традиционная мысленная телепатия». Этот термин отражает высоко ценимую данной культурой имплицитную или молчаливую коммуникацию. В корейском языке имеется аналогичный термин, «И-сим-жун-сим», который считается в Корее одной из высших форм коммуникации.

Культуры низкого контекста гораздо больше полагаются на эксплицитный, разговорный язык при передаче мыслей и сообщений. По этой причине они, как правило, поощряют способность точно выражать свою позицию вербальным способом. Подобные навыки менее важны в культурах высокого контекста. Вербальные навыки намного больше ценятся в культурах низкого контекста. Недавнее исследование, сравнивавшее использование безмолвных пауз в США и Японии, высвечивает подобные различия между эксплицитной и имплицитной коммуникациями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал