Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и использование частнонаучных методов в процессе познания и анализа государственно - правовых явлений.
Частнонаучные методы – это средства познания государственно – правовой реальности, действующие в рамках одной или нескольких близких юридических наук. К числу частнонаучных методов относят: 1) статистический; 2) моделирования; 3) социального – правового эксперимента; 4) математический; 5) кибернетический; 6) синергетический и др.- Статистический метод основывается на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений. - Метод моделирования означает изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов.- Метод социально-правового эксперимента способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта. - Математические методы способ оперирования с количественными характеристиками при изучении государственно-правовых явлений(применяются в криминологии, криминалистике, судебной экспертизе).- Кибернетический метод применяется для разработки автоматизированных систем обработки, получения и хранения правовой информации, для систематизации действующего законодательства.- Синергетический метод помогает в изучении саморегулирующих систем и процессов, например, органов местного самоуправления и общественных объединений. В массиве частнонаучных методов выделяют специальные юридические методы: 1 сравнительно-правовой; 2 формально-юридический. Сравнительно-правовой метод (компаративистика) заключается в сопоставлении различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними. Сравнительно-правовой метод применяется при изучении типологии государства и права; сопоставление элементов, относящихся к одной государственной или правовой системе(напр.России), или их сравнение с элементами других систем стран ближнего или дальнего зарубежья; соотнесение этих систем между собой; сопоставление основных правовых семей народов мира. Разновидностью сравнительно-правового метода является историко-сравнительный, который предполагает сравнение государственных и правовых институтов, форм правления и национально-государственного устройства, политических режимов, важнейших законодательных актов и отраслей права в различные периоды исторического развития. Формально-юридический (догматический) метод основан на различных классификациях, формулировании юридических понятий и категорий, установлении приемов толкования норм права. Формально-юридический метод предполагает исследование догмы права, которая означает нормы действующего права, рассматриваемые изолированно.Этот метод эффективен при изучении законов и других нормативных актов. Он позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, установить противоречия правовых актов между собой. В результате дает возможность представить на научной основе предложения о принятии новых законов, изменении или отмене действующих правовых актов. 3/2.Политический режим: понятие и виды. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, методов и приемов осуществления государственной власти. Существуют следующие виды политического режима: - Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства; - Демократический – политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Выделяют следующие виды авторитарного политического режима: - Деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер; - Тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны; - Тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения, органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни; - Конституционно ‑ авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы; Выделяют также следующие виды демократического политического режима: - Демократия участия (участие в управлении страной всего населения); -Демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; - Демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально ‑ религиозная, культурная самостоятельность. 4/1 Механизм государства – система органов непосредственно осущ-щих управленческую деятельность и наделенных при этом властными полномочиями – гос учреждения и организации, а также материальные придатки госаппарата – вооруженные силы, милиция, опираясь на которые гос аппарат действует. Признаки механизма гоства: - Представляет собой систему то есть упорядоченную совокупность госорганов взаимосвязанных между собой; Его целостность обес-ется едиными целями и задачами которые объединяют разные господразделения в единый организм, ориентирует их на решение общих проблем; - Его основным элементом являются госорганы обладающие властными полномочиями; Он является органи-ным и материальным рычагом, с помощью которого гос-тво осуществляет свою власть и достигает конкретных результатов; Структура механизма гос-тва состоит из: - Госорганы – обладают гос-властными полномочиями, то есть такими средствами ресурсами и возможностями, которые связаны с силой гоства с принятием обще управленческих мер; Госорганизации – такие подразделения механизма гос-тва, которые призваны осуществлять охранительную деятельность гос-тва - вооруженные силы, служба безопасности, полиция; - Госучреждения – такие подра-ния механизма гос-тва, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют практическую деятельность по выполнению функции гоства в социальной, культурной, воспитательной, образовательной и научных сферах, к ним относятся библиотеки, больницы, почта, вузы, школы; - Гос. предприятия – также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно экономическую деятельность. - Организационные, финансовые и иные средства, а также принудительная сила необходимы для обеспечения деятельности госаппарата; Аппарат государства – это система гос-ных органов, обладающих государственной властью и осуще-ющих функции государства. Состоит государственный аппарат из: Органов законодательной власти; Орган исполнительной власти; Орган судебной власти; Надзорных органов; Дипломатических органов. Основным элементом механизма государства является: орган государства. Орган государства - первичное звено организации госвласти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции гос-тва.В зависимости от характера осуществляемых полномочий органы гос-тва группируются в определенные структурные звенья. В этой связи органы гос-тва классифицируются на органы госвласти, органы исполнит власти, систему судебных учреждений и органы прокуратуры.Органы гос-тва также можно классифицировать по субъектам формирования. В этом случае они подразделяются на представительные органы и органы, формируемые другими органами государства. В первом случае госорганы избираются непосредственно населением, например, Федер Собрание РФ. Во втором – создаются соответствующими органами гос-тва. Ими являются Правительство РФ, министерства, комитеты, управления. По структуре или способу организации они классиф-ются на простые и сложные. Простые не имеют внутренних подразделений. Например нотариат. Сложные, напротив, обладают соответствующей организацией. К ним относятся: Гос-правовое управление при Президенте РФ, министерства и ведомства и др. В зависимости от терр-ной сферы деятельности органы гос-тва подразделяются на федеральные, органы субъектов РФ, территориальные. По характеру полномочий их можно разделять на органы общей компетенции (Совет Министров РФ) и органы специальной компетенции (МВД).По порядку осуществления компетенции органы государства подразделяются на коллегиальные (Федеральное Собрание РФ) и единоначальные (Президент РФ).
|