Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разнообразие подходов научных школ к понятию и определению права. Типы правопонимания.






Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества. Остановимся кратко на характеристике наиболее известных теорий.

Теологическая теория. Наиболее древнее учение о праве – теологические. В их основе находится идея божественного происхождения государства и права. Появление права – божественный промысел. Правовые нормы – это правила жизни, исходящие от Бога. Наибольшее распространение теория получила в период развития феодализма. Ученый - богослов Фома Аквинский считал, что миром управляет Божественный разум. Право – это высшая справедливость, имеющая божественное происхождение. Утверждал, что существует Вечный

 

закон, который управляет Вселенной, а от него производны и все другие законы. Естественно – правовая теория. Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, Цицерона, Ульпиана. Естественно – правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права – естественного и позитивного.Естественное право – это совокупность основополагающих принципов права, вытекающих из природы человека, всеобщих нравственных идеалов и не зависящих от государства, действующих в нем социально – политических условий и юридических норм. Естественное право является высшим, вытекающим из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не скованно границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.Следует понимать, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не являются правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Позитивное право – это официальное признанное, действующее в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

Историческая школа права – сложилась в противовес теории естественного права. Ее главой считается Ф. Савиньи.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой – либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом.

Мнение о том, что решающая роль в образовании права принадлежит регулированию сверху, объявлялось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенного на основе сложившейся практики. Соответственно закон – не только не единственный, но и не основной в ряду источников права. На первое место сторонники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни.

Как положительную сторону рассматриваемой школы следует отметить, что она привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников.

Психологическая теория права. Получает распространение в начала ХХ в. в Германии и Франции.

Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким. Он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей.

Интуитивное право развивается постепенного, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей – либо воли или произвола. Оно подвижно и побуждает к переменам в позитивном праве, т.е. законодательстве.

Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие.

Из таких эмоций и складывается интуитивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений, постоянно возникающих в жизни людей.

Социологическая школа права. Сложилась в первой трети ХХ в. первоначально в Европе, а затем в США. Представители этого направления охватывают собирательным понятием «право» административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы. В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться в «действии», в процессе применения.

Под правом они понимают совокупность «правовых» отношений, возникающих и существующих независимо от норм. Подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической практике, но с другой – теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал