Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общенаучные методы исследования ТГП
Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: 1) исторический; 2) логический; 3) системный; 4) функциональный.1)Исторический метод – рассматривает государственно-правовые явления с учетом специфических условий развития и существования народов.2)Логический метод - основывается на использовании абстрактно-теоретических приемов (анализ и синтез, индукция и дедукция).Исторический и логический методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования. Первый метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала, второй – абстрактно – теоретическими формами.Анализ, разделение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта. Синтез процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Индукция позволяет на основе частного знания получить знание общее. Дедукция на основе общего знания к знанию частному. 3)Системный метод - это способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и тому подобное. 4)Функциональный метод - это способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим. В общей теории права этот метод применяется при изучении функций государства, государственных органов, функций права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений. 2. Унитарное и федеративное государство. Проблемы развития и совершенствования федеративной формы государственного устройства в РФ. Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. (Франция, Швеция, Греция, Норвегия, Япония) Признаки унитарного государства: -Единая конституция, нормы которой принимаются на всей территории государства; -Единый центр госвласти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти; -Единое гражданство; -Одноканальная система налогов; -Единая система права; -Единая судебная система. Унитарные гос-тва могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от: -характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; -объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства. Принято считать гос ство централизованным, если во главе местных органов госвласти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных гос-твах местные органы госвласти избираются населением и пользуются значительной самост-ностью в решении вопросов местной жизни. Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания. Федерация – это сложное государственное устройство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие определенной политической самостоятельностью.(Россия, США, Канада, Мексика (всего в 20 государствах). Признаки федерации: -Определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов; -Двухуровневая система органов государственной власти (федеральные и в субъектах); -Две системы законодательства (общегосударственная и в субъектах); -Разграничение предметов ведения федерации и субъектов; -Двухканальная система налогов. Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
|