Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неоклассическая макроэкономическая теория






Эта научная школа сформировалась в 70-е годы в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Неоклассики выдвинули весьма продуктивную гипотезу рациональных ожиданий, за которую ее автор Роберт Лукас, профессор Чикагского университета, удостоился Нобелевской премии по экономике в 1995году. Согласно данной гипотезе, ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: компаний, организаций и даже отдельных семей. До этого подобные расчеты нередко строились на произвольной или даже статистической основе. Так ожидаемый уровень цен рассматривался как практически неизменный. Гипотеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать вперед и соотносить эти ожидания с изменяющимися данными.

Неоклассики: Роберт Барро (Robert Barro), Томас Сарджин (Thomas Sargent).

3 постулата неоклассической школы:

· экономические агенты максимизируют свои результаты, фирмы и домохозяйства принимают оптимальные с точки зрения их целей решения.

· решения, принимаемые субъектами экономики, рациональны и используют всю необходимую информацию (часто неоклассическую школу называют школой рациональных ожиданий, но теория рациональных ожиданий лишь часть теоретического подхода экономистов, принадлежащих этой школе).

· Ясность поведения рынка: т.е. не существует причин, по которым фирмы и рабочие не могли бы изменить заработную плату и цену, если бы это улучшило их благосостояние. Цены и зарплата изменяются в соответствии с равенством спроса и предложения.

С точки зрения неоклассиков, даже в долгосрочном периоде любые меры по стимулированию экономического роста оказываются полностью ожидаемыми населением и фирмами, которые скорректируют свое поведение таким образом, что хозяйственные показатели в реальном выражении не изменяться. В частности, если правительство увеличит государственные расходы ради создания дополнительных рабочих мест, налогоплательщики, осознавая, что при этом придется платить более высокие налоги в будущем, будут сокращать свои текущие расходы на соответствующие суммы, для того чтобы сэкономить средства на оплату будущих налоговых счетов. При этом дополнительные средства, вложенные в хозяйство, повысятцены и вызовутинфляцию.

 

 

  1. Монетаризм (М.Фридмен, У. Баумоль, Дж. Тобин, Л. Лэйдлер, М. Паркин)

По мнению монетаристов, деньги являются одним из видов активов и спрос на них стабилен. Кроме денег в портфеле активов экономических агентов имеются ценные бумаги, недвижимость, физический капитал, человеческий капитал. В случае увеличения предложения денег происходит перестройка портфеля: активов, индивиды освобождаются от «лишних денег» в пользу более доходных активов. Предложение же денег регулируестся центральным банком, т.е является по отношению к экономике внешним фактором (своего рода вуалью). В таком случае чрезмерное увеличение количества денег г. обращении призодіп к увеличению спроса, а, следовательно, к росту цен. Инфляция всегда чисто денежное явление.

М. Фридмен считает, что инфляция «всегда и везде является денежным феноменом» и порождается более быстрым ростом количества денег по сравнению с темпами роста производства. Инфляция, понимаемая как рост иен, рассматривается как следствие увеличения спроса под давлением излишней денежной массы (инфляция спроса). С точки зрения монетаристов, инфляция, вызванная ростом издержек производства, невозможна до тех пор. пока она не будет поддержана увеличением денежной массы в обращении.

Причиной же денежной эмиссии являются чрезмерные государственные расходы или неправильная политика центрального банка. Механизм развертывания инфляции выглядит следующим образом: государство увеличивает расходы за счет денежной эмиссии, увеличивается предложение денег при относительно стабильном спросе на них. Экономические субъекты, освобождаясь от «излишних денег», предъявляют повышенный спрос на другие, более доходные виды активов. Следствием этого будет рост цен и дальнейшее снижение покупательной способности денежной единицы.

Деньги на протяжении длительных периодов нейтральны, то есть влияют только на уровень цен, не влияя на производство. Поэтому денежно- кредитная политика в состоянии временно (в лечение короткого периода) повлиять на уровень производства и занятости.

Для подтверждения этой гипотезы монетаристы используют уравнение обмена:

MV--PQ, где

М - количество денег в обращении;

V - скорость обращения денег;

Р -• средний уровень цен;

Q объем товаров и услуг.

Отсюда: Р= MV/Q, т.е. количество денег и объем товаров и услуг не связаны между собой.

Продолжительность короткого периода определяется временем формирования инфляционных ожиданий, которые имеют адаптивный характер, гак как в их основе лежит ориентация на прошлые изменения в уровне цен.

«Деньги - писал М. Фридмен - единственное, что имеет значение для изменения номинального дохода и для краткосрочного изменения реального дохода».

При проведении денежной политики, утверждают монетаристы, необходимо пристально следить за отношением денежной массы к ценам и объемам производства. Но так как сделать это сложно, то единственно верным решением будет постоянство темпов роста денежной массы в обращении.

Темп роста денежной массы в обращении должен соответствовать долгосрочным темпам роста ВНП.

Эго положение обозначают как правило Фридмена или правило «механического» прироста денежной массы. По Фридмену среднегодовой темп прироста денежной массы должен составлять 3-5 %. При этом он исходил из 3-% прироста реального ВПП (для Соединенных Штатов Америки) и небольшого снижения скорости обращения денег. Вторая {фактическая рекомендация сводится к ограгшчению чрезмерной свободы действий денежно-кредитных органов. И, наконец, государству предлагается сократить свои расходы, так как именно они являются непосредственной причиной денежной эмиссии.

Монетаристы выступают против использования государственных расходов в целях оживления или охлаждения экономики (вспомните «встроенные стабилизаторы» Э. Хансена), за сокращение дефицита государственного бюджета.

Сама по себе такая трактовка иріїчші инфляции и мер ее преодоления сомнений не вызывает. Механизм современной кредитно-денежной системы (керазмешюсть денег на золото) создаст условия для разбухания денежной.массы, другим фактором, конечно же, являются государственные расходы.

Другое дело, что монетаристы исключают из анализа действие других факторов инфляционного роста цен, имеющих немонетарный характер. Практика многих стран (и том числе и России) показала, что контроль над денежной эмиссией, в той мере в какой он вообще осуществим, может уменьшить сс темпы слишком высокой ценой: снижением уровня производства, ростом безработицы.

Достижения Фридмена в области монетаризма так или иначе связаны с анализом теории Кейнса и его последователей, исходивших из положения о незначительном влиянии денег на общие расходы, потребление и цены и из неспособности рыночной экономики автоматически обеспечить полную занятость и стабильность цен.

Критикуя эти положения, Фридмен в целом ряде своих работ, в том числе по монетарской истории США, показал, что все крупные изменения связаны прежде всего с «денежными импульсами», эмиссией денег. «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец»- так образно сформулировал главный вывод своих исследований Фридмен.

Объем денежной массы влияет на величину расходов домашних хозяйств и фирм: увеличение количества денег в экономике приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен, чистой инфляции. Поэтому Фридмен предлагает отказаться от краткосрочной денежной политики, на которой настаивали кейнсианцы, поскольку изменения денежной массы сказываются на развитии экономики не сразу, а с некоторым опозданием и это может привести к непредсказуемым результатам. Ее следует заменить долгосрочной политикой, рассчитанной на достижение соответствия между темпом прироста денег в обращении и темпом прироста валового национального продукта. В этом состоит так называемое денежное правило Фридмена, соблюдение которого, по мнению автора, позволяет обеспечить устойчивость цен и стабильность экономического развития.

 

  1. Кейнсианско-неоклассический синтез (П. Самуэльсон, Э.Хансен).

Активное участие в трансформации экономического мышления кейнсианцев принимали П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Э. Хансен и др. Они создали теоретическую систему кейнсианско-неоклассического синтеза. Это формальное объединение кейнсианства с неоклассицизмом в экономической науке привело к созданию эффективной, но противоречивой экономической теории.

П. Самуэльсон предпринял попытку совместить неоклассическую теорию с кейнсианством, т.е. микроэкономику неоклассиков нанизать на макроэкономическую схему Дж.М. Кейнса. В упрощенной модели Кейнса совокупный спрос или планируемые расходы (Е) распадаются на потребление (С) и инвестиции (I), а совокупное предложение задается уровнем национального дохода (Y). Условие равновесия характеризуется, следовательно, уравнением: Y= E= C + I.

Урезанная модель поддается четкой геометрической интерпретации, получившей название " кейнсианского креста". Рассмотрим график, осями координат которого служат совокупное предложение, определяемое уровнем национального дохода (Y), и совокупный спрос, равный потреблению (С) и инвестициям (I) (рис.1)

Точка Z, в которой AD (линия совокупного спроса, полученная путем геометрического суммирования линии функции потребления и линии функции инвестиций) пересекает 45-градусную прямую, представляет собой точку равновесия на товарном рынке. Спроецировав ее на ось абсцисс, мы получаем равновесный уровень национального дохода N. Если заданы агрегатная производственная функция Y= Y (N), где N - уровень занятости, то мы знаем и его. Этот график наглядно иллюстрирует фундаментальную кейнсианскую идею о равновесии с неполной занятостью.

 

Таким образом, неоклассический синтез является объединением микро - и макроэкономики, неоклассики и кейнсианства. " Основным принципом этого синтеза, - пишет Самуэльсон, - является следующий: разрешая ключевые проблемы денежной и фискальной политики с помощью категорий теории дохода, мы тем самым возрождаем классические истины и придаем им законную силу. Этот неоклассический синтез … ликвидирует разрыв между обобщающим понятием макроэкономики и традиционной микроэкономикой, создавая в них взаимодополняющее единство". (" Теорией дохода" Самуэльсон называет свой вариант кейнсианства, а " классиками" - неоклассиков).

В основе великого неоклассического синтеза лежат две основные предпосылки.

1. Макроэкономика не есть что-то отдельное и самостоятельное. Ее функциональные связи формируются из множества микроэкономических событий и процессов.

2. Современная экономическая система (рыночная) может успешно бороться с безработицей и инфляцией, если в ней удастся совместить два начала: эффективное воздействие государства на рынок как единое целое и свободу поведения производителя и потребителя.

В концепции неоклассического синтеза П. Самуэльсон впервые представил экономическую систему современного рыночного хозяйства как двухуровневую. Первый уровень - рынки спроса и предложения, где механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Чтобы достигать равновесия нужно соблюдать неоклассические принципы оптимума: цены на товары должны быть равны предельной полезности, заработная плата - предельной производительности труда, процент - предельной производительности капитала, рента - предельной производительности земли. Второй уровень - это денежно-кредитная и финансовая системы. Для нормального бескризисного развития экономики необходимо достижение равновесия на товарном и на денежном рынке.

Синтез, по Самуэльсону, заключается в согласовании теории трудовой ценности и теории предельной полезности, анализа на микро - и макроуровне, подходов к изучению статики и динамики, взаимосвязанного анализа равновесия и отклонения от него, плавного и дискретного развития.

 

 

  1. Макроэкономический анализ и макроэкономическая политика. Макроэкономические исследования: основные направления.

Макроэкономический анализ базируется на микроэкономических основаниях, т.е. на законах спроса и предложения и теории равновесия. Экономисты признают, что макроэкономические теории должны согласовываться с принципами поведения миллионов домашних хозяйств и фирм, которые в совокупности и образуют национальную экономику.

В соответствии с этим положением современная макроэкономика проводит анализ, состоящий из трех этапов.

На первом этапе исследователи пытаются представить на теоретическом уровне процесс принятия решений отдельными фирмами и домашними хозяйствами, исходя при этом из упрощающей анализ предпосылки о существовании «усредненной» фирмы или домашнего хозяйства. Затем, используя микроэкономический инструментарий, исследователи изучают поведение такой фирмы (домашнего хозяйства) в разных экономических условиях.

На втором этапе посредством сложения всей совокупности решений, принимаемых индивидуальными домашними хозяйствами и фирмами, анализируются общеэкономические тенденции. Для того чтобы предсказать поведение экономики в целом, поведение типичной фирмы или типичного домашнего хозяйства каким-либо способом «мультиплицируется».

На третьем этапе, собирая и анализируя фактическую макроэкономическую информацию, исследователи проверяют с помощью фактических данных, имеет ли теория реальный смысл. Эти данные могут быть использованы для проверки существования гипотетических зависимостей между отдельными сегментами национальной экономики, соответствующих количественных изменений, объяснения развития экономики в прошлом, а также для аргументирования того или иного прогноза.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику, кредитно-денежную и другие виды, формы государственной экономической политики.

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

С фискальной политикой государства тесно сплетается его кредитно-денежная политика. Если фискальная политика есть по своей сути финансово-бюджетная политика, то кредитно-денежную политику правильно называть денежной политикой или, точнее, политикой воздействия на денежную массу. Итак, кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.

Структурно-инвестиционная политика характеризует линию действий государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта.

Социальная политика государства ориентирована первоочередным образом на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, смысл которых ясен из их названия.

Заслуживает выделения в качестве самостоятельной ветви государственной экономической политики внешнеэкономическая политика, распространяющаяся на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические и оборонные аспекты, проблемы использования богатств Мирового океана, воздушно-космического пространства, охраны окружающей среды, международной безопасности.

Основные макроэкономические направления исследований: моделирование сценариев экономической политики, управление внутренним и внешним долгом, оценка влияния внешнеэкономических условий на развитие экономики и отдельных ее секторов.

 

  1. Макроэкономическое прогнозирование (динамическое равновесие и неравновесие, бифуркации, катастрофы): теория и методология (Е. Фелпс, Р. Манделл, Р. Клауэр, Ф. Кюдланд).

На макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики. Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики.

Под методологией понимается совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке. Она включает как общефилософский метод, так и методы конкретной науки. Методология предполагает описание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки; выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций (редукционизм, элементаризм, системный подход и др.). Прогнозирование экономического и социального развития предполагает познание и использование объективно действующих экономических законов и закономерностей. Основу методологии прогнозирования составляют экономические законы воспроизводства общественного продукта. Это означает, что процесс разработки прогнозов должен быть независимым от различного рода конъюнктурных обстоятельств, исключающим подмену научного анализа реальных процессов и явлений заранее предопределенными, наперед заданными ориентирами, желаемыми результатами.

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.

К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.

В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами.

 

 

  1. « Новые классики» (Р. Лукас, Э. Прескотт, Т. Сарджент, Б. Маккалум). «Новые кейнсианцы» (О. Бланшар, Ф. Модильяни).

Концепция школы рациональных ожиданий, или, как ее чаще называют, новая классическая теория, считается одной из наиболее влиятельных и многообещающих исследовательских программ в современной экономической науке. Лидеры новых классиков — Роберт Лукас, Томас Сард-жент, Нейл Уоллес, Эдвард Прескотт, Роберт Барроу, Беннет Маккалум — прочно вошли в элиту научного сообщества, 1 а «революция рациональных ожиданий» нередко приравнивается по значению к кейнсианской революции, хотя и с обратным знаком в плане отношения ее творцов к идее государственного регулирования

Широкое признание новая концепция получила не сразу. Ее исходный тезис (или собственно гипотеза рациональных ожиданий) был выдвинут еще в 1961 г. ученым из Университета Карнеги-Меллона Джоном Мутом. Суть гипотезы сводилась к тому, что для прогнозирования будущего частные лица и фирмы эффективно используют всю доступную информацию об экономике и поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях; в данном смысле их ожидания можно считать рациональными.

В тот момент мало кто обратил особое внимание на данную гипотезу, поскольку сама по себе она не имела определенного теоретического содержания.

Лишь десять лет спустя идея Мута была востребована для анализа актуальных проблем макроэкономики. Впервые она нашла серьезное применение в работе Р. Лукаса и Э. Прескотта «Инвестирование в условиях неопределенности» (1971). Затем последовало несколько статей Лукаса, где с позиций рациональных ожиданий анализировались такие проблемы, как нейтральность денег, естественный уровень безработицы и эффективность государственного вмешательства в экономику. Позже к нему присоединились: Т. Сарджент и Н. Уоллес (показавшие, как выглядит кейнсианская модель в свете рациональных ожиданий), Б. Маккалум и Р. Барроу (которых гипотеза Мута навела на мысль о целесообразности использования равновесного подхода в исследовании безработицы, инфляции и цикла, исконно считавшихся проявлениями неравновесия), а также Р. Таунсенд и ряд других экономистов, развивавших новую концепцию в различных направлениях.

В ходе работы Лукас и его сторонники пришли к выводу о полной неэффективности кейнсианской доктрины регулирования. На первый взгляд здесь не было ничего нового. Об этом давно говорили М. Фридмен и его многочисленные последователи, а школа рациональных ожиданий постоянно оперировала такими характерными для монетаризма положениями, как совершенная гибкость цен или естественный уровень безработицы. И неудивительно, что на первых порах большинство экономистов восприняло новую классическую теорию всего лишь как вариацию на тему монетаризма, его вторую волну, призванную окончательно смести кейнсианство.

Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что теоретических и методологических разногласий с монетаристами у новых классиков не многим меньше, чем с кейнсианцами. Монетаристы, как известно, всемерно подчеркивают роль денежного фактора в экономике. Бесспорный тезис «деньги имеют значение» нередко гипертрофируется ими до лозунга «только деньги имеют значение». В моделях же новых классиков деньги нейтральны и даже сверхнейтральны. Если основоположник количественной теории денег Д. Юм признавал влияние денег на реальный сектор хотя бы на коротком отрезке времени, то школа рациональных ожиданий и такой возможности не допускает.

Но если кейнсианское регулирование неэффективно, а деньги абсолютно нейтральны, то получается, что у государства вообще нет никаких рычагов воздействия на экономику. Приблизительно такое заключение и делает школа рациональных ожиданий. Правительство, говорят новые классики, при определенном стечении обстоятельств может оказать разовое краткосрочное воздействие на некоторые экономические показатели, но независимо от того, какой ориентации оно придерживается – кейнсианской или монетаристской – изменить естественный ход цикла ему все равно не под силу. Самое большее, на что способна активная макроэкономическая политика, – это имитация целенаправленных действий ценой внесения дополнительной сумятицы в экономическую жизнь.

Новое кейнсианство представляет собой самую последнюю «ветвь», порожденную (в конце 1970-х - 1980-е годы) «древом» кейнсианской традиции. Возникновение этой школы является логическим следствием попыток представителей данной традиции «вписать» кейнсианство в стандарты современного экономического анализа.

Первый этап исследований, которые можно назвать новым кейнсианством, представлен в работах об общем неравновесии. В них использованы аналитические инструменты теории общего равновесия - чтобы понять, как распределяются ресурсы, если не происходит расчищение рынков. Заработная плата и цены принимались как заданные. Экономисты сосредоточили внимание на том, как неравновесие на одном рынке влияет на другие. Согласно этим теориям, экономика может существовать в одном из нескольких режимов в зависимости от того, какие рынки испытывают избыток предложения, а какие - спроса. Самый интересный режим, то есть наиболее соответствующий наблюдаемому во время экономических спадов, - это так называемый " кейнсианский" режим, при котором на рынке товаров и рынке труда имеется избыток предложения. При кейнсианском режиме возникает безработица, потому что спрос на труд слишком низкий, чтобы гарантировать полную занятость при существующей заработной плате; спрос на рабочую силу низок, потому что фирмы не могут продать желаемый объем продукции по текущим ценам; незначителен и спрос на продукцию, поскольку многие ее потребители - безработные. Спады и депрессии происходят из-за недостаточного спроса, и его стимулирование может иметь мультипликационный эффект.

Для второго периода нового кейнсианства были характерны исследования того, как можно использовать понятие рациональных ожиданий в моделях, где нет предпосылки об уравновешивании рынка. В некоторой степени речь шла о реакции на вывод Сарджента и Уоллеса о нецелесообразности монетарной политики. Было показано, как с помощью систематической денежно-кредитной политики можно стабилизировать экономику, несмотря на рациональные ожидания.

 

 

  1. Характер экономического роста предыдущих лет. Источники экономического роста. Теория инновационной экономики П. Друкера, теория интеллектуальной технологии Ф. фон Хайека, теория «третьей волны» А. Тоффлера.

Притчетт предположил поворотную точку (breakpoint) для каждой из стран и определил поведение темпов прироста до и после поворотной точки. По его классификации получилось шесть типов экономического роста, или типов изменений в экономическом росте, которые он назвал исходя из географических аналогий: «крутые холмы» (steep hills), «холмы» (hills), «плато» (plateaus), «горы» (mountains), «равнины» (plains), ускорение, или «Денвер» (accelerators or «denver» — подходящей географической метафорой для этого типа роста Притчетту показалось сравнение с местом, где Великие Равнины переходят в Скалистые Горы). Каждый из названных типов имеет следующие характеристики.

Крутые холмы

Плато

Равнины

Ускорение

«Крутые холмы» характеризуются достаточно равномерным высоким ростом с темпами прироста подушевого ВВП выше 3\% в год до и после поворотной точки. Сюда Притчетт отнес 11 стран, в основном это страны Восточной Азии (Япония, Корея, Таиланд…), несколько периферийных европейских экономик (Кипр, Ирландия, Мальта) и африканская Ботсвана.

«Холмы» в наибольшей степени соответствуют стандартному представлению об устойчивом постоянном росте, это страны, имеющие от 1, 5 до 3\% прироста ВВП на душу населения в год. Это США, Австралия, Канада; западноевропейские индустриальные страны (Франция, Германия, Италия….); азиатские страны — Китай, Бирма, Турция, Тунис….; некоторые латиноамериканские страны — Барбадос, Колумбия, Коста-Рика, Мексика), а также Танзания, всего — 26 стран.

«Плато» — сюда относятся страны, имевшие достаточно высокий рост (более 1, 5\%) до «поворотной точки» и спад в темпах роста (от 0 до 1, 5\%) — после. Бразилия (4, 1\% до и 0, 66\% — после «поворотной точки»), Доминиканская Республика, Сальвадор, Гватемала, некоторые развитые страны — Нидерланды, Испания, Новая Зеландия, Швеция и целый ряд африканских стран — Эфиопия, Гамбия, Гвинея-Бисау, Кения, Лесото, Марокко, Малави, Свазиленд.

«Горы» — данный тип характеризуется весьма высоким темпом прироста (выше 1, 5\%) с переходом на отрицательный темп после «поворотной точки». В эту группу вошли 35 стран: Великобритания, Папуа — Новая Гвинея, Иран, Ирак, …; большая группа африканских и латиноамериканских стран — Алжир, Намибия, Египет, Камерун, Конго, Боливия, Эквадор, Гайана, Гондурас, Ямайка, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Суринам, ….

«Равнины» в полном соответствии с географической метафорой характеризуются крайне низкими — до 1, 5\% — темпами прироста душевого ВВП на всем протяжении рассматриваемого периода, темпы прироста могут быть как положительными (типичный пример — Сенегал с 0, 18\% годового прироста ВВП на душу населения), так и отрицательными (Мозамбик).

Отрицательным устойчивым темпам прироста Притчетт подобрал особую метафору — «долина» (valley). В группе, кроме упомянутых стран, — Непал, Гаити, Венесуэла, Ангола, Бурунди, Бенин, Центрально-Африканская Республика, Зимбабве…..

Ускорение, или «денвер» — сюда вошла небольшая группа «счастливцев» — 7 стран с увеличившимся темпом прироста с менее 1, 5\% до более 1, 5\%. Это Индонезия, Индия, Шри-Ланка, Чили, Уругвай, Гана, Маврикий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал