Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.






Финансовый механизм. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при по­мощи которого происходит осуществление всей деятельности госу­дарства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установ­ленных государством форм, видов и методов организации фи­нансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодатель­ных норм и нормативов, которые используются при определе­нии доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть фи­нансовой политики. Его изменения происходят в связи с реше­нием различных тактических задач, и поэтому финансовый ме­ханизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финан­совое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут стро­иться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с раз­витием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного процес­са, финансовое планирование.

В этом случае государствам детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не уча­ствует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагиваю­щем прямо интересы государства. Такая разновидность финан­сового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии по­сле уплаты налогов и других обязательных платежей, а предпри­ятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную дея­тельность государства, связанную с практическим использова­нием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирова­ние, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение меро­приятий финансовой политики в текущей деятельности государ­ственных органов, юридических лиц и граждан.

9. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ. Финансовая политика зачастую рассматривается как опреде­ленная деятельность государственных органов, связанная с ис­пользованием финансовых отношений для выполнения государ­ством своих функций.

Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются к соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, иопросы государственного вмешательства в экономику России, вы-раннивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и за­дачи государства, до сих пор остаются дискуссионными.

Далее, использование финансовой политики только как сред­ства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно недет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финан­совой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и насе­лением страны, свидетелями чего мы и являемся.

Так, например, многими специалистами, включая представи­телей органов государственной власти, убедительно обосновыва­лась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса — ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменения, а проводимые в настоящее время так называемые реформы налоговой системы по большому счету не меняют ее сущности. В данном случае государственная финансо­вая политика де-факто трансформировалась в финансовую поли­тику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь соответствующие органы государственной власти.

Из изложенного выше можно сделать по крайней мере три вывода. Во-первых, государственная финансовая политика долж­на выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только орга­нов государственной власти. В-третьих, следует различать госу­дарственную финансовую политику и финансовую политику го­сударственных органов власти.

Итак, государственную финансовую политику следует рассмат­ривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование не­обходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию произ­водительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Придерживаясь данного взгляда на направленность финансо­вой политики, в качестве ее главной цели следует считать созда­ние финансовых условий для социально-экономического разви­тия общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика предприятий представляет собой целе­направленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть: а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы; б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач; в) лидерство в борьбе с конкурентами; г) максимизация рыночной стоимости предприятия; д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; е) рост объемов производства и реализации; ж) максимизация прибыли; з) минимизация расходов; и) обеспечение рентабельной деятель­ности, и т. д.

Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия предопределяется прежде всего целями ведения биз­неса. Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

В качестве важнейших направлений государственной финан­совой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестицион­ная, социальная, таможенная политика.

Бюджетная политика представляет собой совокупность меро­приятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Собственно бюджетная политика выражается в структу­ре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит со­циально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принуди­тельному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотноше­ний налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и под­ходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообло­жения.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс меро­приятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор эко­номики. Инвестиционная политика как часть финансовой поли­тики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная за­дача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средст­ва в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с реше­нием задач финансового обеспечения прав граждан России, уста­новленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, имми­грационную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внут­ренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экс­порт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная по­литика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами и отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зави­сит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных налогов и платежей.

 

12. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ФУНКЦИИ. Финансы предприятийпред­ставляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Финансы как общеэкономическая категория выполняют множест­во функций, т. е. динамических проявлений своих свойств и предна­значений. В этих функциях, по сути, и проявляется сущность фи­нансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической сис­темы того или иного уровня. Применительно к предприятию основ­ными из них являются: инвестиционно-распределительная, фондообразующая (или источниковая), доходораспределительная, обеспечи­вающая и контрольная.

На первый взгляд кажется, что инвестиционно-распределитель­ная функция финансов в большей степени свойственна государственным финансам, когда аккумулированные денежные средства рас­пределяются в основном на нужды потребления всех членов общест­ва и финансирование стратегически важных, в том числе и социальных, программ. Тем не менее эта функция имеет место и в приложении к хозяйствующему субъекту и заключается в распределении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию.

Безусловно, сущность распределительной функции коренным об­разом меняется в зависимости от уровня социально-экономической системы — не требует особой расшифровки очевидный тезис о том, что реализация данной функции в системе государственных финан­сов и в системе финансов предприятий весьма различаются по многим критериям, параметрам, способам реализации и др. В частности, если на уровне государства распределительная функция имеет импе­ративный, т. е. нормативный, предписательный, характер и не всегда исходит из приоритета экономической эффективности, то в прило­жении к предприятию ее характер — рекомендательный, а мотивиров­ка и реализация принципиально иные — исходя из требований эко­номической целесообразности. В рамках системы управления пред­приятием рассматриваемая функция проявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационных группировок, основными из которых являются: (а) структурные подразделения предприятия и (или) виды деятельности и (б) виды активов.

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезирован­ном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда от­носительно большее или меньшее внимание уделяется тому или ино­му подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Ос­новным критерием в этом случае является, как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций. Если некоторое структурное подразделение «обещает» доход относительно больший по сравнению со средним уровнем, оно получает дополнительные фи­нансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы. (Отметим, что в любом случае, исходя из принципа осторожности, при плани­ровании и реализации инвестиционных программ необходимо следо­вать логике диверсификации финансово-хозяйственной деятельности, согласно которой не рекомендуется «складывать все яйца в одну корзину».)

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Наиболее яркий пример такой оптимиза­ции — решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы. Очевидно, что невыгодно держать на счете чрезмерно большие денежные сред­ства, поскольку в этом случае они по сути «омертвляются», «не ра­ботают»; вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины и, как следствие, к убыткам, осложнению отношений с поставщиками, потере репутации и др.

Фондообразующая, или источниковая, функция финансов пред­приятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. источниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кре­диторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвова­ния, целевые взносы и др. Как правило, источники небесилатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнитель­ных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ. Что выгод­нее — масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых цен­ных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы фи­нансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кре­дитов и др.— как раз и оценивается в терминах финансов и в извест­ном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.

Суть доходораспределителыюй функции финансов предприятия заключается в следующем. Иными словами, собственники долж­ны иметь определенные количественно выражаемые аргументы в обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымает ся из него и выплачивается в виде дивидендов (обычно в денежно)! форме).

Смысл обеспечивающей функции финансов достаточно очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли в среднем, благодаря чему капитал собственников возраста­ет, что при необходимости проявляется в получении ими дополни­тельных денежных средств по сравнению с исходными инвестиция­ми. Иными словами, финансы предприятия в данном случае как бы обеспечивают удовлетворение интересов собственников, количествен­но выражая эти интересы в виде прибыли (косвенное выражение до­хода) и (или) дивидендов (прямое выражение дохода).

Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) инди­каторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наибо­лее действенный контроль за эффективным использованием ресурс­ного потенциала предприятия. Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контраген­тами и государственными органами. В частности, со стороны госу­дарства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предпри­ятия — организацией системы внутреннего аудита и т. п.

В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров предприятия. Напомним, что модель взаимоотношений «принци­пал — агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта тео­рия объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интере­сов между принципалами и агентами, состоящий в том, что послед­ние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных це­лей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информацион­ная асимметрия, принципиальная невозможность составления полно­го контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если кон­фликт интересов не носит критического характера, говорят о конгру­энтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой ком­панией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финан­совых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании дан­ной проблемы и ее решении исключительно высока.

Следует подчеркнуть, что в условиях рынка контрольная функ­ция имеет не столько «карательно-негативный» оттенок (выявить не­исполнение финансовых обязательств и применить соответствующие санкции), сколько «поощрительно-позитивный» (своевременность ис­полнения финансовых обязательств нередко поощряется всевозмож­ными скидками с уплачиваемой цены и относительным снижением расходов). Иными словами, контроль рублем дополняется возможно­стями снижения расходов и получения прямых и (или) косвенных доходов.

Большинство охарактеризованных функций финансов реализуют­ся на предприятии в рамках финансового менеджмента.

 

13. содержание, значение и задачи финансового планирования. Финансовое прогнозирование — это прежде всего предвиде­ние финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главная цель финансового прогнозирования — определение реально возможного объема финансовых ресурсов и потребности в них в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являют­ся необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.

Стратегические финансовые планы представляют собой мно­говариантные прогнозы финансового развития предприятия в из­меняющейся внешней и внутренней среде.

Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы. • Каков размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь? • Каким образом будет использоваться этот капитал? • Может ли предприятие развиваться, опираясь на собствен­ные силы, и если нет, то каковы возможные источники привлече­ния финансовых ресурсов? • На какие уровни поступления денежных средств, рентабель­ности производства и доходности инвестиций может выйти пред­приятие и в какие сроки?

Главными функциями текущего финансовою планирования являются: • определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления: производственной, инвестиционной, марке­тинговой, научно-проектной и изыскательской деятельности, со­циальных проектов; • планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг); • планирование денежных потоков; •планирование (прогнозирование) прибыли от деятельности предприятия в целом; • планирование доходности и инвестиций.

Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только горизонтом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью второго — обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Выделяют следующие этапы финансового планирования: • исследование финансовых результатов деятельности пред­приятия; • разработку прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов; • определение конкретной потребности предприятия в финан­совых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий; • прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных и внешних; • создание и поддержание системы управления финансами предприятия; • разработку процедур оперативного изменения сформирован­ных планов.

Неотъемлемой частью бизнес-плана является финансовый план, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельно­сти, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях.

Финансовый план выступает в качестве инструмента финан­сового обеспечения всей деятельности предприятия и одновре­менно характеризует финансовые результаты этой деятельности. Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям: • разработка проектных показателей освоения рынков и пред­полагаемого объема продаж; • расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе производственной, прямой и др.). Здесь важное зна­чение, имеет учет затрат, связанных с маркетинговыми исследова­ниями, рекламой, основанием рынков; • проектирование годовых потоков денежных средств и определение финансовых результатов, что предполагает прогнозы ди­намики поступления выручки, изменения дебиторской и креди­торской задолженностей оптимизацию налоговых платежей и т. п. Расчеты по прибыли должны согласовываться с текущим и пер­спективным потенциалом предприятия, а также с ограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана; • определение необходимых размеров инвестиций, источни­ков финансовых ресурсов по расширению производства, их эф­фективности и воздействия на прибыль.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал