Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовое прогнозирование, сфера его применения
Финансовое прогнозирование — один из важнейших элементов системы управления финансами. Финансовое прогнозирование имеет краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. Бюджетное Планирование является важнейшей частью финансового планирования. Оно представляет собой процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которая за панируемый период может быть мобилизована в государственный бюджет и использована на общегосударственные цели. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения ресурсов между отдельными звеньями бюджетной системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства. Состав расходов каждого вида бюджета зависит от распределения государственных функций между отдельными уровнями государственной власти. Состав и объем доходов зависит от особенностей налоговой политики и налоговой системы государства, а также от особенностей системы бюджетного регулирования. Рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, и в этом ей помогает ориентирование на прогнозы и программы. Отсюда возникает - проблема взаимосвязей прогнозирования и планирования финансовых ресурсов и их использование в процессе управления финансами. Прогнозные расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов; к числу наиболее важных из них относятся: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования, балансовый. Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов, согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех видов финансовых планов между собой применяется балансовый метод. Содержание и значение финансового контроля. Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль включает в себя не только оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект. Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля. 17. Государственный финансовый контроль, его значение в рыночной экономике. В настоящее время наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен: а) внутрифирменным контролем, б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями и в) независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны. Главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней; размеры налоговых платежей; доходы хозяйствующих субъектов; их издержки обращения; себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета и соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов. 16. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. Существующие формы финансового контроля, применяемые на практике, можно классифицировать по следующим признакам: •по регламенту осуществления выделяют обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроли; •по времени проведения — предварительный, текущий и последующий контроли; •по субъектам контроля — государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) контроль; •по объектам контроля — бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль. Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля и соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д. Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроли предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года и целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы. На практике различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии. Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий. Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения его финансового состояния и возможных направлений развития. Надзор — это контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций). Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнений взятых на себя финансовых обязательств) предприятия. Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии. Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной, деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплесная'-ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления информации) финансовой отчетности. По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени, и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени. Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций. Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности. Внутрифирменный контроль может осуществляться финансово экономическими подразделениями и ревизионными комиссиями предприятий, организаций. Положение о статусе этих ор-1шнж определяется внутренними нормативно-правовыми актами. Органы внутреннего контроля контролируют правомочность совершения тех или иных операций представительными и исполнительными органами управления организации, осуществляют контроль эффективности и целесообразности затрат, в том числе и инвестиционные проекты, а также оценку и контроль финансового состояния предприятия. Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение организациями-клиентами установленного порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. При выдаче кредитов организациям коммерческие банки в соответствии г кредитным договором могут осуществлять и иные виды контроля финансово-хозяйственной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банков рассматривается как элемент управления ими кредитным риском. Аудиторский контроль в России является относительно новым направлением контроля за финансово-хозяйственной деятельности организаций. Аудит в узком понимании подразумевает проверку истинности докладов и заявлений руководства и отчетность по результатам такой проверки. В современной практике понятие аудита намного шире, хотя единой его трактовки нет. Так, комитет Американской Бухгалтерской Ассоциации по основным концепциям учета дает следующее определение аудита: «Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определённому критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям». Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным акт действующим в Российской Федерации. Под достоверностью финансовой отчетности понимается такая степень точности ее данных, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения. Характеристика денежных отношений, составляющих содержание финансов коммерческих организаций. Деление организаций на коммерческие и некоммерческие установлено в Гражданском кодексе РФ. Отличительная черта коммерческой организации заключается в том, что основной целью ее создания и деятельности является получение прибыли. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли икачестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации в РФ могут быть созданы в одной из следующих организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Некоммерческие организации создаются в таких организационно-правовых формах, как общественные и религиозные организации; учреждения, финансируемые собственником; благотворительные и иные фонды; ассоциации и союзы; иные формы (организационно-правовые формы некоммерческих организаций достаточно гибкие и менее жестко определены законом). Из числа коммерческих организаций особую значимость для экономики страны имеют коммерческие организации, функционирующие в производственной сфере (предприятие); коммерческие организации финансовой сферы. Финансы организаций представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, в соответствии с основной целью создания данной организации. Как экономическая категория финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования целевых фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. Финансы играют значительную роль в деятельности предприятия, выполняя ряд важных функций: инвестиционно - распределительную, фондообразующую, доходораспределительную, контрольную, регулирующую. Инвестиционно-распределительная функция заключается в распределении финансовых ресурсов между различными структурными подразделениями предприятия, в различном финансировании отдельных видов деятельности предприятия, в формировании различных групп ею активов. Собственники предприятия принимают решение о распределении его денежной выручки. Они могут поддерживать величину вложенного капитала на уровне, не предусматривающем расширение деятельности предприятия, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, или реинвестировать прибыль в надежде получить в будущем большую отдачу. Отмеченное распределение происходит в рамках доходораспределительной функции финансов предприятия. Каждое предприятие имеет различные источники финансирования: кредиты, займы, реинвестированная прибыль и т. д. Привлечение средств из большинства источников увеличивает расходы предприятия. Поэтому любое предприятие стремится оптимизировать структуру источников своего финансирования и снизить затраты на их обслуживание. В формировании оптимальной комбинации источников финансирования предприятия проявляется фондообразующая функция финансов предприятия. Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в контроле за «рулем» процесса использования ресурсного потенциала предприятия. Этот контроль осуществляется самим предприятием, его собственниками, контрагентами, государственными органами и органами местного самоуправления. Суть регулирующей функции проявляется в регламентированном характере осуществления финансовых операций. Финансовый менеджмент можно определить как систему эффективного управления финансами предприятия. Часто финансовый менеджмент трактуют как систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. В рамках финансового менеджмента решаются вопросы о величине и составе активов предприятия, о структуре источников финансирования деятельности предприятия, об организации текущего и перспективного управления финансовой деятельностью. Любая система управления состоит из двух ключевых элементов — субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). В качестве самостоятельных элементов управляющей подсистемы финансами предприятия выделяют: орг.структуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами. Организационная структура управления финансами, а также ее кадровый состав зависят от величины предприятия, масштабом его деятельности и ряда других факторов. На малом предприятии орг.структура управления финансами может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы решаться руководителем предприятия и его главным бухгалтером. На крупных предприятиях в большинстве случаев формируется отдельна:: орг.структура управления финансами — финансовая служба (финансовый департамент, финансовая дирекция). Структура финансовых служб на отдельных предприятиях имеет свои особенности но, как правило, в ней выделяются два крупных подразделения планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков, второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Оба подразделения тесно связаны между собой. В процессе формирования орг. структуры управления финансами предприятия соблюдается ряд принципов. Принцип экономической эффективности заключается в том, что расходы на создание и обеспечение текущей деятельности финансовой службы не должны быть выше прямых и косвенных доходов, полученных предприятием в результате ее деятельности. Принцип финансового контроля. Деятельность предприятия и его отдельных подразделений должна периодически контролироваться. Практика показывает, что наиболее эффективным и действенным является финансовый контроль. В рамках финансового контроля проводятся, например, независимые аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации и т. д. В крупных компаниях создаются службы внутреннего аудита. Принцип финансового стимулирования тесно связан с предыдущим и заключается в создании механизма повышения эффективности деятельности предприятия и его отдельных подразделений. Основу данного механизма составляют различные способы финансового поощрения и наказания сотрудников предприятия. Финансовые методы можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные. К первой группе относятся кредитование, кассовые и расчетные операции предприятий, страхование, налогообложение и т. д. Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. К третьей группе относятся такие приемы финансового менеджмента, как дивидендная политика, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т. п. 19. Особенности организации финансов некоммерческих организаций. Деление организаций на коммерческие и некоммерческие установлено в Гражданском кодексе РФ. Отличительная черта коммерческой организации заключается в том, что основной целью ее создания и деятельности является получение прибыли. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли икачестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации в РФ могут быть созданы в одной из следующих организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Некоммерческие организации создаются в таких организационно-правовых формах, как общественные и религиозные организации; учреждения, финансируемые собственником; благотворительные и иные фонды; ассоциации и союзы; иные формы (организационно-правовые формы некоммерческих организаций достаточно гибкие и менее жестко определены законом). Из числа коммерческих организаций особую значимость для экономики страны имеют коммерческие организации, функционирующие в производственной сфере (предприятие); коммерческие организации финансовой сферы. Финансы организаций представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, в соответствии с основной целью создания данной организации.
20. Специфика финансов страховых компаний; факторы, влияющие на нее. Существуют различные определения понятия «страхование». С юридической точки зрения страхование представляет собой соглашение о разделе риска, в котором одна сторона (страховщик) соглашается застраховать другую сторону (страхователя) от определенных потерь, указанных в данном договоре (полисе). С экономической точки зрения страхование представляет собой систему экономических отношений, основанную на объединении экономического риска отдельных субъектов и созданную с целью снижения финансовых потерь, связанных с ним. 21. Экономическая сущность страхования, его отличительные признаки и определение. В процессе становления рыночных отношений в России появляются новые виды коммерческой деятельности, не имевшие достаточного распространения в годы советской власти. К ним относится, в частности, и страховое дело. Страховые организации, не создавая нового продукта, активно участвуют в процессе его перераспределения. За счет аккумулирования и использования денежных средств, собранных со всех участников страхования, в каждом отдельном случае страховые организации принимают на себя обязательства по предоставлению страховой защиты в размере, существенно превышающем соответствующий страховой взнос. Кроме того, располагая большими объемами временно свободных денежных средств, собранных в страховых резервах, страховые организации занимаются не только страховой, но и инвестиционно-финансовой деятельностью. Иными словами, в этой сфере экономики циркулируют огромные финансовые ресурсы, а страховые организации превращаются, по сути, в сложные финансово-кредитные институты, имеющие свою отраслевую специфику. Поэтому рассмотрим прежде всего общепринятые понятия и определения, которые необходимы для изложения рассматриваемых в данном разделе книги вопросов. Экономический риск. В обыденной жизни слово «риск» используется как понятие, означающее вероятность уничтожения, потерь и повреждений. Понятие «экономический риск» означает неопределенную возможность уничтожения, потерь и повреждений, выраженных в денежном измерителе. С целью снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, создаются системы финансовой защиты. К числу основных финансовых институтов, имеющих своей целью снижение потерь, связанных с экономическим риском, относится страхование. Страхование как система финансовой защиты. Страхование представляет собой систему экономических отношений, основанную на объединении экономического риска отдельных субъектов и созданную с целью снижения финансовых потерь, связанных с ним. Осуществляется за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов. Основные принципы организации страхования. Как и любой сложный вид деятельности, страхование имеет свою внутреннюю логику, в наиболее акцентированном виде выражаемую в его принципах. Соблюдение нижеприведенных принципов определяет экономико-организационный механизм страхования — участники страхования делают небольшие взносы, с тем чтобы в общей сумме их в виде страхового фонда хватило на выплаты тем участникам страхования, с которыми произошли страховые случаи. Принцип учета психологического фактора. Большинство людей отдает предпочтение известным, но малым потерям перед неизвестными, но возможно большими потерями. Люди согласны терять известную часть доходов как плату за то, чтобы не встречаться с неизвестными ситуациями, которые могут привести к большим экономическим потерям. Принцип объединения экономического риска. Каждый из участников страхования свою ответственность по несению отдельного риска передает в страховой пул — страховщику, на уровне которого эти индивидуальные риски объединяются. Принцип солидарности, раскладки ущерба. Все участники страхования вносят страховые взносы, и за счет определенной части этих взносов формируются страховые фонды страховой организации. Средства этих фондов используются на покрытие ущерба и потерь, возникающих при наступлении страховых случаев. Каждый участник страхования платит относительно небольшой страховой взнос, но теряет его, если ничего не произошло. Однако если страховой случай все же произойдет, он получает большее финансовое возмещение — в несколько раз больше по размеру, чем уплаченный им страховой взнос. Солидарность проявляется в том, что страховая выплата отдельному участнику при наступлении страхового случая складывается из страховых взносов всех участников страхования независимо от того, произошел с каждым из них страховой случай или нет. Принцип финансовой эквивалентности Его соблюдение означает, что все денежные средства, которые за определенный период собраны со всех участников страхования и предназначены для возмещения ущерба, должны быть возвращены в виде страховых выплат за такой же период. Страховщик — это юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности, которое при наличии лицензии на этот вид деятельности заключает договор страхования и принимает на себя ответственность по несению риска, т. е. принимает на себя обязанность по возмещению ущерба. Страхователь — это юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее договор страхования со страховщиком и выплачивающее ему страховой взнос (страховую премию) за передачу ответственности по несению риска. Застрахованный. Этот термин имеет специфику применения по видам страхования. В личном страховании застрахованный — это физическое лицо, чья жизнь, здоровье и трудоспособность являются объектом страховой защиты. Так, при страховании от несчастного случая и болезней застрахованным является субъект, несчастный случай с которым и болезнь которого являются страховыми событиями договора страхования, т. е. событиями, при реализации которых страховщик делает страховые выплаты. В имущественном страховании и страховании ответственности застрахованный — это физическое или юридическое лицо, в отношении которого заключен договор страхования. Так, при страховании домашнего имущества застрахованным является лицо, о страховании имущества которого заключен договор страхования. Выгодоприобретатель — это физическое или юридическое лицо, назначаемое страхователем для получения страховых выплат по договорам страхования. Страховой риск. Этот термин в страховании может иметь различные значения, в том числе как: (1) предполагаемое вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование (страховой риск — кража); (2) конкретный объект страхования (страховой риск — судно); (3) страховая оценка, под которой понимают стоимость объекта, учитываемую при страховании; (4) вероятность наступления страхового случая (страховой риск есть вероятность наступления страхового случая, т. е. наступления ущерба, равная 0, 02). Страховое событие— этособытие, указанное в договоре страхования, по поводу наступления которого заключен договор. Страховой случай — это свершившееся событие, предусмотренное законом (при обязательном страховании) или договором страхования (при добровольном страховании), при наступлении которого и соблюдении условий договора страховщик обязан сделать страховую выплату. Страховой интерес — это экономическая потребность, заинтересованность в страховании. Он обусловлен снижением внешних гарантий финансовой защиты отдельного субъекта или группы субъектов, рисковым характером общественного производства, а также стремлением к страховой защите имущества, доходов, жизни, здоровья, трудоспособности.
|