Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности сбыта отдельных видов с/х продукции.






К настоящему времени сформировались следующие формы сбыта:

• продажа заготовительным пр-иям;

• пр-иям потребительской кооперации;

• реализация на городском рынке, пр-иям государственной торговли и общественного питания;

• внутрихозяйственная продажа работникам с/х предприятий и социальной сферы АПК;

• продажа через сеть фирменных магазинов;

• реализация торгово-закупочным и другим посредническим организациям;

• продажа по бартеру;

• прямые поставки скота и готовой продукции на экспорт.

Данные каналы сбыта классифицируются как многоуровневые. За последние годы. удельный вес скота, реализуемого на рынке, включая внутрихозяйственную продажу работникам, возрос с 8% до 25-30%. Тем не менее, наиболее характерным остается двухуровневый канал реализации продукции, т.е. продажа крупного рогатого скота хозяйствами на мясоперерабатывающие пр-ия, а затем поступление готовой продукции в торговую сеть.

Следует заметить, что в современных условиях сельские товаропроизводители существенную долю своих доходов теряют именно на стадии сбыта продукции. Реализуя скот, главным образом, через заготовительную сеть мясокомбинатов, потребкооперации или коммерческие структуры, они наталкиваются на высочайшую степень монополизма сбытовой, перерабатывающей и торговой сфер, неэквивалентность обмена, а также большое количество посредников (особенно для личных подсобных и фермерских хозяйств).

Наряду с вертикально интегрированными формами сбыта: контрактная система, сбытовые кооперативы, ассоциации, агрофирмы, агрокомбинаты - для успешного развития отрасли необходимо наличие открытой системы сбыта, включающей биржи, ярмарки, аукционы, оптовые базы и рынки, прямые поставки в супермаркеты, торговые дома и магазины.

Одним из главных аспектов организации сбыта мясной продукции, в настоящее время, является комплекс мероприятий направленных на снижение себестоимости единицы реализуемой продукции и повышения её конкурентоспособности на внешних рынках. Важнейшее значение имеет межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция. Всё большее внимание уделяется вопросам создания различных цехов по переработке мяса внутри хозяйств.

Основными недостатками продажи молока и молочных являются жёсткие закупочные цены на поставляемую продукцию, нарушение сроков и порядка расчетов за нее, частичный или полный отказ от закупок законтрактованной продукции.

В последние годы договор контрактации не выполнял предназначенной ему функции. Значительно ослаб контроль со стороны гос. органов за его выполнение. Предусмотренные договором имущественные санкции за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств не оказывали существенного влияния на финансовое положение виновного пр-ия. Наиболее частыми и существенными были нарушения по качеству и количеству поставляемого молока.

Узким местом условий сбыта молока является постоянное ущемление интересов производителей в отношении качества. На практике качественные параметры установленные специалистами хозяйства, не находят подтверждения при их установлении его специалистами завода. Но даже в случае фиксации подобного нарушения со стороны завода сельскохозяйственному предприятию не выплачивают недополученную разницу.

Чтобы ослабить негативное влияние разрыва между ростом цен и жизненным уровнем населения и увеличить товарные ресурсы молока, в том числе за счет закупок его у населения, необходимо существенно повысить закупочные цены на него. Для решения этой задачи необходимо реформировать рынок молока и молочных продуктов и усовершенствовать формы реализации молока, нацелив каждую из них на определенные социальные группы.

Предлагается вариант реализации продукции по льготным ценам. Пр-ия организации, выполняющие социально-значимые функции, обеспечиваются молочными продуктами с перерабатывающих предприятий по льготным ценам, что позволяет им перераспределять средства через другие товары, цены на которые устанавливают местные органы власти и их изменение влияет на определенные социальные статьи затрат.

Рекомендуемые к применению размеры льготных цен зависят от конкретных потребителей продукции и могут колебаться в пределах 60% от отпускных цен предприятий.

Объемы отпускаемой продукции целесообразно устанавливать исходя из действующих в данной местности нормативов.

Отечественная и мировая практика построения взаимоотношений между перерабатывающими сельскохозяйственное сырье пр-иями и пр-иями оптово-розничной торговли молочными продуктами базируется на самых распространенных двух ее вариантах: кооперативные ассоциации и пр-ия или их объединения. Оба этих варианта в своей основе не имеют, как правило, каких-то жестких корпоративных, кооперативных или иных тесных взаимосвязей с перерабатывающими пр-иями.

На рынке молока практически исчезло посредническое заготовительное звено. Раньше оно было представлено молоко сборными пунктами, которые осуществляли функции сбора и транспортировки на переработку больших партий сырья; теперь практически все молоко поступает напрямую на переработку. Кроме того, высок удельный вес реализации молока конечному потребителю: с машин, через розничные магазины.

Получает распространение и мини-переработка в хозяйствах, но ее значение невелико.

Часть молочной продукции перерабатывается на давальческих условиях и реализуется самими сельскохозяйственными производителями. Здесь так же получили распространение бартерные операции и натуроплата (расчеты молокозаводов готовой молочной продукцией с поставщиками сырья).

Для обеспечения сбалансированности процессов производства и сбыта продукции все в большей степени необходима система организационно-экон-их рычагов, тесно увязывающая эк. интересы поставщиков и потребителей. Средством обеспечения функционирования такой системы является контракт или договор, который наделен соответствующим набором правовых и экон-их рычагов, призванных ориентировать партнеров на удовлетворение запросов потребителя, учитывать особенности их взаимоотношений и определяющих меры ответственности за нарушения принятых обязательств.

Специфика формирующегося отечественного зернового рынка определяется особенностями природных и экон-их условий, преобладанием преимущественно крупного землепользования, производством основной части зерна в многоотраслевых хозяйствах с развитым животноводством. Поэтому почти половина урожая зерновых культур за вычетом семян не вовлекается в сферу товарного обращения, а используется на корм скоту. Кроме того, в колхозах и госхозах часть зерна продается работникам или выдается в качестве оплаты труда. В результате значительная часть валового сбора минует рыночные каналы сбыта. Государственные закупки остаются основным каналом реализации зерна — более 60%.

Расширение каналов сбыта зерна и продуктов его переработки является важнейшим условием формирования рыночных отношений. Существует два основных типа оптовых посредников: приобретающие и не приобретающие право собственности на товар. К первому типу относятся торговые дома, оптовые отделения предприятий, крупные оптовые фирмы, оптовые маклеры, кооперативы; ко второму товарные биржи, аукционные и ярмарочные компании, дилеры, комиссионеры, торговые агенты.

Применительно к условиям республики в роли оптового посредника этого типа могут выступать хлебоприемные пр-ия, которые после акционирования, закупая зерно у производителей, могут становиться владельцами зерна, сохраняя за собой и другие многочисленные функции.

К таким функциям следует отнести: заключение договора и закупку зерна; приемку, обработку, хранение зерна; формирование и хранение резервных фондов; формирование и продажу товарных партий зерна на внутреннем и внешнем рынках; обменные операции; оказание услуг по подработке и хранению зерна хозяйств; посредническую (брокерскую) деятельность; проведение страховых, залоговых и кредитных операций; маркетинговые исследования; научно-техническое и консультативно-информационное обслуживание.

Товарные биржи относятся к типу оптовых посредников. Во всем мире имеется более 210 бирж, из них 120 аграрных, 40 фондовых, 50 сырьевых.

Развитие зерновых товарных бирж как канала реализации зерна, с одной стороны, является фактором демонополизации рынка сбыта, а с другой будет способствовать экономической интеграции, восстановлению хозяйственных связей.

Учитывая опыт функционирования зарубежных зерновых бирж, предполагается, что со временем в республике получит развитие сравнительно небольшая их часть, предоставляя своим клиентам возможность торговли зерном не только с помощью форвардных и фьючерсных контрактов, но и опционов.

Развитие зернового рынка предполагает изменение экономической политики в области производства, сбыта и использования зерна. По существу, речь идет о новой модели хозяйствования, а не о совершенствовании её отдельных элементов.

Реализация сахарной свеклы на перерабатывающие пр-ия производится по свободным договорным ценам с применением надбавок к цене, предусмотренных договором контрактации за ранние сроки поставки, доброкачественность клеточного сока, впервые начинающим выращивать свеклу, а также поставляемую с сортоиспытательных и опытных участков. Оплата свеклы производится в зависимости от сахаристости

Увеличивается доля реализации сахарной свеклы перерабатывающим пр-иям на давальческих условиях.

Основными направлениями реализации сахара являются: оптовая продажа производителями и сахарными заводами торгующим организациям региона; сделки на межрегиональном уровне; закупки государством в и региональный продовольственные фонды. При этом наиболее рациональной формой могут быть торгово-закупочные кооперативы, среди участников которых будет администрация региона, а также сеть розничных продуктовых магазинов и оптовых баз.

Основными производителями товарного картофеля в условиях административно-плановой экономики выступали хозяйства общественного сектора. Удельный вес колхозов и госхозов в структуре гос. закупок составлял 90-95%, а уровень товарности отрасли в начале 90-х гг. возрос до 46-48%. Доля частного сектора в товарном производстве была невелика и картофелеводство здесь было ориентировано на самообеспечение.

Снижение жизненного уровня населения привел к росту производства картофеля в частном секторе и в результате к снижению спроса на него в торговых структурах.

Наиболее совершенной формой сбыта картофеля выступает оптовый рынок. На начальной стадии развития рыночной организации оптовый рынок выступает регулятором и организатором производства продукции, так как через него проходят все сделочные операции по купле продаже товаров и предоставления услуг.

Формирование сети оптовых рынков национального, регионального и локального значения на территории республики должно быть увязано с вопросами эффективного размещения и концентрации производства картофеля. Такой подход должен ориентировать потребителей, в том числе и зарубежных государств, и способствовать увеличению спроса на более дешевую продукцию, расширению экспортных возможностей товаропроизводителей и притока в республику валютных поступлений.

Важная роль в сбыте картофеля и повышении эффективности функционирования картофельного рынка принадлежит прямым поставкам свежей продукции. Преимущество прямых связей в современных условиях заключаются в том, что они ориентированы на удовлетворение спроса конечных потребителей, упразднение посреднических звеньев и перевалочных баз, снижение потерь продукции и её удешевление.

Преобладание частного сектора в производстве картофеля и неприспособленность мелкого товаропроизводителя к ведению самостоятельной торговли объективно ориентируют на создание производственно-сбытовых и сбытовых кооперативов. Этот альтернативный канал сбыта обеспечивает защиту интересов и конкурентоспособность продукции мелких товаропроизводителей и ограничивает монополизм крупных торговцев.

Одним из наиболее эффективных каналов реализации овощной продукции и важным фактором сокращения длительности ее продвижения к потребителю является реализация её колхозных рынках и поставка в магазины.

Для организации многоуровневой системы сбыта необходимо развивать рыночную инфраструктуру путем создания условий для эффективного функционирования торгово-сбытовых кооперативов, оптовых рынков, центров, ярмарок, аукционов и прочих формирований.

Система поставки овощей должна предусматривать:

• прямые связи сельских товаропроизводителей с торговлей, организацию сети фирменных и кооперативных магазинов в качестве торгового звена объединений производителей этой продукции;

•районные или межрайонные оптово-розничные рынки, функционирующие постоянно или в сезоны массового поступления и овощной продукции;

•крупные оптово-розничные рынки в городах и промышленных центрах, создаваемые как на основе имеющихся плодоовощных оптовых баз, так и путем строительства новых с необходимой инфраструктурой.

Производители и торгующие организации должны иметь долговременные соглашения и договоры на поставку продукции с предоставлением определенных льгот финансовой поддержки. Эта система может действовать при поставке овощной продукции на промышленную переработку.

Объемы производства плодов и ягод в последние годы на 75-80% сосредоточены в личных хозяйствах населения. Занимаясь выращиванием в большей степени для личного потребления, население все же имеет значительные объемы плодов, особенно в урожайные годы, которые не используются по их прямому назначению. Перерабатывающие пр-ия, в связи с недостатком мощностей по хранению и денежных среда не в состоянии обеспечить закупку излишков у населения.

Необходимо совершенствовать систему экон-их отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения плодов и ягод, для которого характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении формирования и использовании ресурсных источников.

В целях наиболее полного обеспечения населения и перерабатывающей промышленности плодовой продукцией необходимо идти по пути свободной заготовки по договорным ценам излишков фруктов и ягод у населения, размещенных в глубинных районах. Система поставки плодов должна предусматривать:

• прямые связи сельских товаропроизводителей с торговлей, организацию сети фирменных и кооперативных магазинов в качестве торгового звена объединений производителей этой продукции;

• районные или межрайонные оптово-розничные рынки, функционирующие постоянно или в сезоны массового поступления плодоовощной продукции;

• крупные оптово-розничные рынки в городах и промышленных центрах, создаваемые как на основе имеющихся плодоовощных оптовых баз, так и путем строительства новых с необходимой инфраструктурой.

Сбыт продукции льноводства во многом обусловливается системой экон-их отношений между сельскохозяйственными производителями, выращивающими лён, льнозаводами осуществляющими переработку соломки и тресты и выпуск льноволокна и льнокомбинатом.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал