Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды юридических норм.






Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выво­дов, полученных в результате философского (общесоциологического) осмысления явлений правовой действительности.

Классификация норм права преследует несколько целей, в том чис­ле выявление их различных регулятивных свойств/определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Наиболее общими основа­ниями классификации является их деление по следующим признакам.

По отраслевой принадлежности, т. е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объективными различия­
ми законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного

права, семейного пра­ва и т. д.

По юридической силе, т. е. по актам, в которых нормы права со­держатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая, более детальная
классификация.

По степени общности содержания нормы права делятся на нор­мы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются
результатом нормативных обобщений, выражают социальное содер­жание всех норм права данной группы. В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно регулировать отноше­ния, специально не урегулированные конкретными нормами. Так, на­пример, принципы гражданского права являются непосредственным
основанием для применения аналогии права.

В отличие от норм-принципов, общие нормы — это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регу­лирующим различные виды обязательств, служит как бы их общей ча­стью

По степени обобщения они де­лятся на конституционные, кодифицированные и отдельные.

4. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержа­щихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержа­ние от содержащихся в норме действий, т. е. являются косвенным указанием на правило поведения).

Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы — специфически регулятивные в позитивном смысле. В ад­министративном, природоохранительном, уголовно-исполнительном и других отраслях права преимущественное место занимают обязыва­ющие нормы, в гражданском же — управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых исчерпывалось бы одной груп­пой норм. Даже в уголовном праве — системе запрещающих норм — необходимым компонентом являются обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости — управомочивающие..

Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В про­цессе их реализации действующие субъекты всегда соотносятся друг с другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы пра­ва неосуществимы. Однако это деление имеет и политический, и пра­вовой смысл. Оно дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда реальность суще­ствования обязывающих, запрещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективные границы этого разграничения.

Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы, в свою очередь, могут быть классифицированы и по другим различным основа­ниям. Так, например, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни — на социально-экономические, политические, личные; по функ­циональному назначению — на запреты в широком и узком смысле; по ха­рактеру и объему правового материала — на информативные и элементар­ные; по степени определенности — на абсолютные и относительные и т. д.

5. По степени активизации социально полезной деятельности субъек­тов права нормы права условно можно делить на обычные и поощритель­ные. В принципе все они поощряют такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специ­ально направлены на стимулирование правомерной деятельности, та­кой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это право­вая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения (женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста).

Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, т. е. предостав­ление различных материальных, духовных благ.

По способам установления правил поведения нормы права делятся на категорические и диспозитивные. Первая формулирует оп­ределенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение; вторая
предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1 ст. 223ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотре­но законом или договором.

По техническим приемам установления правила поведения нор­мы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные.

Определенные — непосредственно содержат описание правила по­ведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные — делают от­сылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные — содержат ссылку на правило поведения, со­держащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта (например, ч. 3 ст. 111 УК РФ).

8.По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические — регулируют использование человеком тех­нических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические

режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.).Будучи утвержденными компе­тентными органами, они становятся юридически обязательными и тем
самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значе­ние в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает. Соци­альные — регулируют общественные отношения, субъектами которых
являются люди, их коллективы, общественные организации и т. п.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм пра­ва, они подразделяются на общие и специальные. Общие нормы права распространяют свои действия на всех лиц, проживающих на территории государства, субъекта Федерации, автономных об­разований. Все нормы конституций любой страны носят общий характер, хотя могут быть отдельные исключения. Общий харак­тер нормы права вытекает из признака ее всеобщности. Общими являются нормы федерального законодательства, общепризнан­ные нормы международного права. Специальными считаются та­кие нормы права, которые обращены к определенной категории лиц. Таковыми будут нормы законов Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «О милиции», «О статусе судей в Российской Федерации» и другие.

По продолжительности действия или по времени действия нор­мы права могут быть постоянными и временными. Постоянные — это те нормы права, которые действуют до их отмены. Временными явля­ются нормы права, которые действуют только в пределах определен­ного времени. Таковыми, например, являются нормы закона о чрез­вычайном положении, о создании временной администрации и т. п.

Нормы права делят также на законодательные и подзаконные. В основе деления норм права на эти виды лежит их юридическая сила. Законодательные нормы — это нормы, которые содержатся в законах, а подзаконные — это нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах, изданных для реализации предписаний законов. Подзаконными, например, являются все нормативно-правовые акты исполнительной власти, регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Можно еще говорить о нормах подзакон­ных актов. Так, нормы законов, принимаемых субъектами Федера­ции, не могут противоречить нормам законов федерального уровня.

По характеру своего содержания нормы права подразделяют на материальные (гражданско-правовые, уголовно-правовые, адми­нистративно-правовые и т. д.) и процессуальные (гражданско-про­цессуальные, административно-процессуальные, уголовно-процес­суальные и т. д.). В зависимости от пределов территориального действия (сферы действия) нормы права делятся на федеральные (например, УК РФ), региональные (точнее - субъектные), т. е. дей­ствующие только на территории субъектов, локальные (действу­ющие на территории предприятия, учреждения и организации). Видимо, можно говорить о межрегиональных (межсубъектных) нормах права, учитывая широкое распространение заключения горизонтальных договоров между субъектами Федерации. Также встречается классификация норм права по степени определенно­сти (абсолютно определенные, относительно определенные и аль­тернативные), в зависимости от содержания (исходные, общие нормы, специальные, которые относятся к тому или иному ин­ституту конкретной отрасли права).

 

35. Источники права: понятие, виды

Форма — одна из центральных категорий философии. И чтобы правильно разобраться в проблеме формы права, надо ясно представлять познавательные возможности категории «форма».

К праву категория «форма» применяется в двух основных значениях: а) правовой формы; б) формы самого права. Правовая форма — вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих эко­номические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкрет­ные виды деятельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными соци­альными образованиями, процессами, состояниями и отношениями.

Форма права — это форма именно права как отдельного, самобытного яв­ления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упоря­дочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.

Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права — это его структура и связи. К ней надо отнести систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. В настоящей главе рассматривается лишь внешняя форма права.

В отечественном правоведении нет единого мнения относительно того, что следует понимать под внешней формой права. Во многом это определяется тем, что тот или иной автор считает содержанием права. Некоторые авторы полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права — это юридические нормы. Думается, ближе к истине те ученые, которые содер­жанием права признают не государственную волю (это сущность его), а юриди­ческие нормы и в этой связи формой именуют источники права. Правовая нор­ма — это не форма права, а само право.

Принято выделять: а) источник права в материальном смысле;

б) источник права в идеальном (ранее называли — «идеологическом») смысле;

в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся об­щественные отношения. Под источником права в идеальном (идеологическом) смысле понимают правовое сознание. Речь идет о концепциях, идеях, теориях, чувствах, пред­ставлениях людей о действующем и желаемом праве, о юридической деятель­ности, под воздействием которых создается, изменяется и действует право. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

Известны следующие основные виды форм права.

Нормативно-правовой акт, содержит в себе нормы (правила поведения), установленные или признанные государством. Неотвратимость их функционирования гарантиро­вана государственным принуждением.

Большинство ученых, специализирующихся в теории государ­ства и права, формируя понятие нормативно-правового акта в раз­ных редакциях, сходятся в том, что его сущность определяется тем, что он является не только письменным документом, приня­тым с соблюдением установленных процедур компетентным госу­дарственным органом для установления, изменения или прекра­щения нормы права, содержащей правило общего характера, рас­пространяющееся на определенный круг лиц в пределах простран­ства и времени. Итак, нормативно-правовой акт — это документ, зафиксированный в соответствующих носителях, принятый с со­блюдением установленных процедур компетентным государствен­ным органом, устанавливающий, изменяющий или прекращаю­щий нормы права, содержащие правила общего характера, адре­сованные во времени и пространстве определенному кругу лиц. Понятие «нормативно-правовой акт» охватывает великое много­образие правовых норм, регулирующих бесчисленное множество связей, пронизывающих человеческое общество.

По содержанию акта, по органу и процедуре принятия могут быть выделены: 1) закон; 2) подзаконный нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт имеет свою структуру (преамбулу, раз­делы, части и т. д.).

Как известно, нормативно-правовые акты классифицируются по отраслевому принципу или, если сказать по-другому, по их при­надлежности к конкретным отраслям права (конституционные, административные, уголовные, финансовые и т. д.).

Структура системы законодательных актов любого государства признает деление ее на два больших блока — на законы и подза­конные нормативно-правовые акты.

Закон — это принимаемый в установленном Конституцией (Основным Законом) порядке и обладающий высшей юридичес­кой силой нормативно-правовой акт в пределах своего функцио­нирования (общественный и государственный строй, принципы организации деятельности государственного аппарата, хозяйствен­ное и культурное развитие общества, уголовная политика и т. п.).

Законы подразделяются на две большие группы — конституци­онные и федеральные. К первым относятся законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства (Конститу­ция РФ, Закон об избирательном праве, Закон о Конституционном суде, Закон об основных принципах местного самоуправления Рос­сийской Федерации и другие). Среди законов по своей значимости и юридической силе особое место отводится конституциям госу­дарств, в том числе и Конституции Российской Федерации1.

К подзаконным нормативным актам относятся постановления и распоряжения правительства, нормативные акты отдельных ве­домств, акты (указы) президентской власти

Древней или первой формой (источником) права считается пра­вовой обычай.

Обычное право свои истоки берет из обычаев, которые складыва­лись тысячелетиями, закрепляя полезный опыт человечества. При­мерами обычаев могут служить так называемые левират и сугорат, т. е. обязанность брата поддерживать вдову умершего брата вплоть до женитьбы на ней, обязанность сестры умершей жены заменить ее. Безусловно, такие обычаи имели экономические, социальные и культурно-этические предпосылки. До настоящего времени у мно­гих народов Северного Кавказа, Италии, Испании, Латинской Аме­рики, Ближнего Востока значительное число вопросов, связанных с брачно-семейными отношениями, наследованием, межличност­ными, межродовыми и межплеменными тяжбами, решается на основе обычаев. Основной поддержкой обычаям служит этничес­кая культура или этнокультурная сфера (А.Б. Венгеров).

Таким образом, обычное право берет свои истоки из обычаев и состоит из тех образцов поведения, которые выдерживают испыта­ние временем и получают признание человечества как полезный опыт.

К другой форме источника права можно отнести судебный пре­цедент. Как известно, под судебным прецедентом понимается су­дебное решение, принимаемое по аналогии с тем решением, кото­рое ранее уже было принято по схожему факту или ситуации.

Судеб­ная практика продолжает формировать право в Великобритании и в ряде штатов США. Исторический анализ правовых систем подтверждает, что в ряде стран система судебных прецедентов слу­жила формой права на определенном этапе их развития, в некото­рых и ныне продолжает оставаться формой (источником) права, а в отдельных из них (Англия, США, Канада и др.) является основ­ным источником права. Итак, судебные прецеденты - это реше­ния судов, приобретшие значение «образца» для последующих решений по аналогичным делам и имеющие силу, равную нор­ме права1. Под административным прецедентом понимают

решение нормативной силы, принимаемое компе­тентным органом управления или должностным лицом по кон­кретному административному делу.

Судебные прецеденты применяются на основе определенных принципов, а не по наитию.

Договор как источник права давно известен в международном и в частном праве. Договор в отдельных случаях становится фор­мой установления норм права. Таким образом, договор может быть источником права, если он содержит общие правила поведения. Подобные договоры устанавливают права и обязанности сторон (например, договоры о сотрудничестве в международных водах, по организации совместной миротворческой операции и т. п.). До­говоры приобретут все большее значение по мере развития граж­данского общества, и большая часть из них будет носить долго­срочный характер.

Как об источнике права говорят и пишут о рецепции права. Рецепция права - заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем других стран или из определенной, нехарактерной для данной страны «правовой семьи». Примером рецепции может служить заимствование в XX веке Японией Германского гражданского уложения.

Во многих странах Азии, Ближнего Востока, в ряде афри­канских стран важную роль в развитии права играет религия. Так, например, мусульманское, индусское, иудейское право ос­новано на религиозных источниках, а также связанных с ними традициях общинного быта. Наиболее ярко нормы религиозно­го права представлены в мусульманском праве, ибо Коран явля­ется догматом и религии, и права. Многие авторы верно подчер­кивают, что мусульманская религия — это религия Закона.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал