Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды юридических норм.
Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского (общесоциологического) осмысления явлений правовой действительности. Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств/определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам. По отраслевой принадлежности, т. е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объективными различия права, семейного права и т. д. По юридической силе, т. е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая, более детальная По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются В отличие от норм-принципов, общие нормы — это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств, служит как бы их общей частью По степени обобщения они делятся на конституционные, кодифицированные и отдельные. 4. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т. е. являются косвенным указанием на правило поведения). Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы — специфически регулятивные в позитивном смысле. В административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном и других отраслях права преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же — управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве — системе запрещающих норм — необходимым компонентом являются обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости — управомочивающие.. Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В процессе их реализации действующие субъекты всегда соотносятся друг с другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы права неосуществимы. Однако это деление имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, запрещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективные границы этого разграничения. Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы, в свою очередь, могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. Так, например, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни — на социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению — на запреты в широком и узком смысле; по характеру и объему правового материала — на информативные и элементарные; по степени определенности — на абсолютные и относительные и т. д. 5. По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе все они поощряют такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения (женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста). Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, т. е. предоставление различных материальных, духовных благ. По способам установления правил поведения нормы права делятся на категорические и диспозитивные. Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение; вторая По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные — непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные — делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные — содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта (например, ч. 3 ст. 111 УК РФ). 8.По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические — регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.).Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем По кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные. Общие нормы права распространяют свои действия на всех лиц, проживающих на территории государства, субъекта Федерации, автономных образований. Все нормы конституций любой страны носят общий характер, хотя могут быть отдельные исключения. Общий характер нормы права вытекает из признака ее всеобщности. Общими являются нормы федерального законодательства, общепризнанные нормы международного права. Специальными считаются такие нормы права, которые обращены к определенной категории лиц. Таковыми будут нормы законов Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «О милиции», «О статусе судей в Российской Федерации» и другие. По продолжительности действия или по времени действия нормы права могут быть постоянными и временными. Постоянные — это те нормы права, которые действуют до их отмены. Временными являются нормы права, которые действуют только в пределах определенного времени. Таковыми, например, являются нормы закона о чрезвычайном положении, о создании временной администрации и т. п. Нормы права делят также на законодательные и подзаконные. В основе деления норм права на эти виды лежит их юридическая сила. Законодательные нормы — это нормы, которые содержатся в законах, а подзаконные — это нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах, изданных для реализации предписаний законов. Подзаконными, например, являются все нормативно-правовые акты исполнительной власти, регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Можно еще говорить о нормах подзаконных актов. Так, нормы законов, принимаемых субъектами Федерации, не могут противоречить нормам законов федерального уровня. По характеру своего содержания нормы права подразделяют на материальные (гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и т. д.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, административно-процессуальные, уголовно-процессуальные и т. д.). В зависимости от пределов территориального действия (сферы действия) нормы права делятся на федеральные (например, УК РФ), региональные (точнее - субъектные), т. е. действующие только на территории субъектов, локальные (действующие на территории предприятия, учреждения и организации). Видимо, можно говорить о межрегиональных (межсубъектных) нормах права, учитывая широкое распространение заключения горизонтальных договоров между субъектами Федерации. Также встречается классификация норм права по степени определенности (абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные), в зависимости от содержания (исходные, общие нормы, специальные, которые относятся к тому или иному институту конкретной отрасли права).
35. Источники права: понятие, виды Форма — одна из центральных категорий философии. И чтобы правильно разобраться в проблеме формы права, надо ясно представлять познавательные возможности категории «форма». К праву категория «форма» применяется в двух основных значениях: а) правовой формы; б) формы самого права. Правовая форма — вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды деятельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями. Форма права — это форма именно права как отдельного, самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права. Внутренняя форма права — это его структура и связи. К ней надо отнести систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. В настоящей главе рассматривается лишь внешняя форма права. В отечественном правоведении нет единого мнения относительно того, что следует понимать под внешней формой права. Во многом это определяется тем, что тот или иной автор считает содержанием права. Некоторые авторы полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права — это юридические нормы. Думается, ближе к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это сущность его), а юридические нормы и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма — это не форма права, а само право. Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном (ранее называли — «идеологическом») смысле; в) источник права в юридическом (формальном) смысле. Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. Под источником права в идеальном (идеологическом) смысле понимают правовое сознание. Речь идет о концепциях, идеях, теориях, чувствах, представлениях людей о действующем и желаемом праве, о юридической деятельности, под воздействием которых создается, изменяется и действует право. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Известны следующие основные виды форм права. Нормативно-правовой акт, содержит в себе нормы (правила поведения), установленные или признанные государством. Неотвратимость их функционирования гарантирована государственным принуждением. Большинство ученых, специализирующихся в теории государства и права, формируя понятие нормативно-правового акта в разных редакциях, сходятся в том, что его сущность определяется тем, что он является не только письменным документом, принятым с соблюдением установленных процедур компетентным государственным органом для установления, изменения или прекращения нормы права, содержащей правило общего характера, распространяющееся на определенный круг лиц в пределах пространства и времени. Итак, нормативно-правовой акт — это документ, зафиксированный в соответствующих носителях, принятый с соблюдением установленных процедур компетентным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права, содержащие правила общего характера, адресованные во времени и пространстве определенному кругу лиц. Понятие «нормативно-правовой акт» охватывает великое многообразие правовых норм, регулирующих бесчисленное множество связей, пронизывающих человеческое общество. По содержанию акта, по органу и процедуре принятия могут быть выделены: 1) закон; 2) подзаконный нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт имеет свою структуру (преамбулу, разделы, части и т. д.). Как известно, нормативно-правовые акты классифицируются по отраслевому принципу или, если сказать по-другому, по их принадлежности к конкретным отраслям права (конституционные, административные, уголовные, финансовые и т. д.). Структура системы законодательных актов любого государства признает деление ее на два больших блока — на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон — это принимаемый в установленном Конституцией (Основным Законом) порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт в пределах своего функционирования (общественный и государственный строй, принципы организации деятельности государственного аппарата, хозяйственное и культурное развитие общества, уголовная политика и т. п.). Законы подразделяются на две большие группы — конституционные и федеральные. К первым относятся законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства (Конституция РФ, Закон об избирательном праве, Закон о Конституционном суде, Закон об основных принципах местного самоуправления Российской Федерации и другие). Среди законов по своей значимости и юридической силе особое место отводится конституциям государств, в том числе и Конституции Российской Федерации1. К подзаконным нормативным актам относятся постановления и распоряжения правительства, нормативные акты отдельных ведомств, акты (указы) президентской власти Древней или первой формой (источником) права считается правовой обычай. Обычное право свои истоки берет из обычаев, которые складывались тысячелетиями, закрепляя полезный опыт человечества. Примерами обычаев могут служить так называемые левират и сугорат, т. е. обязанность брата поддерживать вдову умершего брата вплоть до женитьбы на ней, обязанность сестры умершей жены заменить ее. Безусловно, такие обычаи имели экономические, социальные и культурно-этические предпосылки. До настоящего времени у многих народов Северного Кавказа, Италии, Испании, Латинской Америки, Ближнего Востока значительное число вопросов, связанных с брачно-семейными отношениями, наследованием, межличностными, межродовыми и межплеменными тяжбами, решается на основе обычаев. Основной поддержкой обычаям служит этническая культура или этнокультурная сфера (А.Б. Венгеров). Таким образом, обычное право берет свои истоки из обычаев и состоит из тех образцов поведения, которые выдерживают испытание временем и получают признание человечества как полезный опыт. К другой форме источника права можно отнести судебный прецедент. Как известно, под судебным прецедентом понимается судебное решение, принимаемое по аналогии с тем решением, которое ранее уже было принято по схожему факту или ситуации. Судебная практика продолжает формировать право в Великобритании и в ряде штатов США. Исторический анализ правовых систем подтверждает, что в ряде стран система судебных прецедентов служила формой права на определенном этапе их развития, в некоторых и ныне продолжает оставаться формой (источником) права, а в отдельных из них (Англия, США, Канада и др.) является основным источником права. Итак, судебные прецеденты - это решения судов, приобретшие значение «образца» для последующих решений по аналогичным делам и имеющие силу, равную норме права1. Под административным прецедентом понимают решение нормативной силы, принимаемое компетентным органом управления или должностным лицом по конкретному административному делу. Судебные прецеденты применяются на основе определенных принципов, а не по наитию. Договор как источник права давно известен в международном и в частном праве. Договор в отдельных случаях становится формой установления норм права. Таким образом, договор может быть источником права, если он содержит общие правила поведения. Подобные договоры устанавливают права и обязанности сторон (например, договоры о сотрудничестве в международных водах, по организации совместной миротворческой операции и т. п.). Договоры приобретут все большее значение по мере развития гражданского общества, и большая часть из них будет носить долгосрочный характер. Как об источнике права говорят и пишут о рецепции права. Рецепция права - заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем других стран или из определенной, нехарактерной для данной страны «правовой семьи». Примером рецепции может служить заимствование в XX веке Японией Германского гражданского уложения. Во многих странах Азии, Ближнего Востока, в ряде африканских стран важную роль в развитии права играет религия. Так, например, мусульманское, индусское, иудейское право основано на религиозных источниках, а также связанных с ними традициях общинного быта. Наиболее ярко нормы религиозного права представлены в мусульманском праве, ибо Коран является догматом и религии, и права. Многие авторы верно подчеркивают, что мусульманская религия — это религия Закона.
|