Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стр-ра юридической нормы






Правовая норма отличается единством, целостностью, неделимо­стью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфические ком­поновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

При анализе структуры нормы права следует исходить из фило­софского понимания этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.

Будучи составной частью более широкой проблемы, вопрос о структуре правовой нормы имеет свое, вполне самостоятельное зна­чение. Как отмечает С. С. Алексеев, это микроструктура права, в ко­торой, в отличие от макроструктуры — подразделения права на от­расли и институты (системы права), не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в структуре нормы проявляются те специфические функции, которые выполняют правовые нормы как первичное звено структуры права: обеспечение конкретизированно­го, детального, точного и определенного нормативного регулирова­ния общественных отношений.

Структура нормы права является формой ее внутреннего содержа­ния. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора обще­ственных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функ­цию будет просто невозможно. В норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нор­мой права, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов — предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входят три элемента:

а) гипотеза — указание конкретных фактических жизненных об­стоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т. е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие;

б) диспозиция — «сердцевина» нормы права, т. е. указание на правило (правила) поведения, которому должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечислен­
ным в гипотезе;

в) санкция — вид и мера возможного наказания (кары), если субъек­ты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санк­ции — побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а со­ставляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предпола­гают друг друга, вытекают одно из другого.

Структура нормы права — это и есть связь между ее элементами, или, точнее, способ связи, который состоит в общем и государствен­но-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя — с санкцией, и на­оборот.

На первый взгляд может показаться, что во многих нормах права санкций непосредственно не содержится. Такие нормы имеются в го­сударственном, административном, земельном, процессуальном и не­которых других отраслях права. Но тем не менее за этими нормами стоит возможность государственного принуждения. Обычно санкцию следует искать в нормах административного, а в некоторых случаях — уголовного права, потому что эти отрасли как бы специализируются на регулировании ответственности за нарушение установленного го­сударством порядка отношений во многих сферах общественной жиз­ни. Если следователь или судья нарушили порядок производства по делу, то будут применены санкции норм административного, а не про­цессуального права. Если совершены правонарушения, предусмотрен­ные нормами земельного права, то применяются санкции норм адми­нистративного, а в некоторых случаях и уголовного права. Так же обстоит дело и в том случае, если должностное лицо исправительно-трудового учреждения нарушит установленный законодательством режим отбывания уголовного наказания осужденным. Причины тако­го структурного расчленения норм права коренятся в его системном характере, зависят от способа изложения содержания нормы права в статье нормативно-правового акта.

Когда утверждают, что санкция — не обязательный элемент право­вой нормы, то по существу путают разные вещи. Нельзя смешивать вопрос о добровольном и сознательном исполнении норм права боль­шинством членов общества с вопросом о принудительно-обязательном характере каждой нормы, о предусмотренной в ней возможности госу­дарственного принуждения.

Проблема структуры нормы права относится к числу дискуссионных. Мнения правоведов разделились: одна группа авторов (В. М. Горшенев и др.) полагает, что норма права имеет три элемента, другая (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев) — придерживается дву­членной схемы.

С. С. Алексеев предлагает с достаточной четкостью провести разгра­ничение между логическими нормами и нормами-предписаниями. Если логическая норма содержит три элемента, то норма-предписание — два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию.

На наш взгляд, трехчленная структура нормы права — объектив­ная реальность, внутренне присущее ей свойство. Однако предприни­маются попытки к дальнейшей дифференциации ее элементов. Так, А. Г. Братко при анализе запретов выделяет в них не три, а четыре эле­мента, так как, по его мнению, гипотеза содержит два элемента: гипо­тезу диспозиции (т. е. гипотезу запрета) и гипотезу санкции. В итоге получается структура запрещающей нормы: условия применения за­прета—запрет—условия применения санкции—санкция.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал