Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъекты правосознания и виды правосознания.
Возможны самые разные классификации правосознании. Наиболее распространенная — классификация по его субъектам. Виды правосознания по его субъектам в обобщенной форме предстают как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. С позиций уровня развития правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное. В последнее время в юридической литературе появились разработки отдельных видов правосознания, выделяемых с позиции отраслевой идентичности правовых установок, ценностей и стереотипов: конституционное правосознание, административное правосознание, уголовно-правовое сознание, гражданско-правовое сознание. Рассмотрим виды правосознания, выделяемые с точки зрения его носителей (субъектов). Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке и доктрине, государственно-правовой идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых взглядах, представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах, таких как политика, мораль, искусство, религия и т. д. Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, — факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т. е. свои нормативные ценности, которые прежде всего влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор — это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим. Индивидуальное правосознание является результатом усвоения человеком группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт — вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью. Правосознание изменчиво. Наибольшей устойчивостью обладает та его часть, которую образуют нормы культуры, в том числе ставшие правом. Наибольшей изменчивостью характеризуется общественное мнение, которое, благодаря современным информационным технологиям, часто становится объектом манипуляций различных политических сил. На особенности правового мышления и правосознания влияет правовая осведомленность гражданина. Нельзя сказать, что высокий уровень правовых знаний гарантирует нормальное правосознание и иммунитет от правонарушений (например, среди судей, прокуроров и адвокатов ничуть не меньше коррупционеров, чем среди других), но индивидуальные особенности юридическая деятельность все же накладывает. С такой точки зрения можно выделить обыденное, профессиональное и научно-теоретическое правосознание. Обыденное правосознание — самое распространенное, так как им обладают все граждане. У профессиональных юристов элементы обыденного правосознания также присутствуют, но доминирует все же тот тип правового мышления и сознания, который связан с их деятельностью — в сфере публичного (уголовного, административного и т. д.) или частного (гражданского, хозяйственного и т. д.) права. Профессиональное правосознание юриста — это научно обоснованная, стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по глубине освоения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических дисциплин в ходе практической деятельности по реализации права. Для профессионального правосознания человека характерно усвоение правовых знаний как системы, понимание взаимосвязей различных правовых норм, представление о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное правосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах прав, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретной сфере права, — например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного. Определенными особенностями обладают правосознание лиц с отклоняющимся поведением, правовые представления и чувства граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, преступников-рецидивистов. Социологические исследования показывают, что в ряде случаев у человека, совершившего преступление, вместе со знанием статей уголовного кодекса соседствует нигилистическое отношение к праву, определенный настрой на нарушение закона. Так называемые «воры в законе» обладают специфической правовой психологией, что определяет авторитет в преступной среде. Теоретический и практический интерес представляет изучение условий жизни, правосознания несовершеннолетних правонарушителей, способов воздействия на их правосознание с целью преодоления нравственных дефектов, пагубных наклонностей. Наиболее высокоразвитой формой правосознания — научным правосознанием — обладают представители юридической элиты — ученые-правоведы, деятельность которых предполагает глубокие знания по истории государства и права, философским аспектам права, современным проблемам правовой политики и международных отношений.
25. Правовая культура: понятие, виды, субъекты. Особ-ти правовой культуры в России. В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом человеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов, так и в виде духовных ценностей. Традиционно под понятием «культура» понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный: в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях; в совокупности отношений людей между собой, к самим себе, к окружающей природе. Культура как феномен жизни людей относится к числу полисистемных, собирательных общественных явлений. Она включает в себя, наряду с моральной, научной, религиозной и др., правовую культуру. Правовая культура — непременный атрибут современного общества, один из видов его идейно-нравственного и правового состояния. В государственно организованном обществе значительная часть общественных отношений регулируется правом. Это позволяет правовой культуре занять особое место. Поэтому она не совпадает ни с одним из видов культуры (материальной, духовной и т. д.), создавая своеобразное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. В основе понимания правовой культуры находится активный деятельностный аспект личности, общества и государства, направленный на пресечение или ограничение антиобщественного и потому противоправного поведения. Следует обратить внимание еще на одну особенность понятия правовой культуры. Нельзя забывать о том, что измерение уровня развитости правовой культуры связано с различными традициями права (например, западная, восточная и т. д.). Поэтому в научной литературе можно встретить понятие «правовая культура Востока», «правовая культура западной цивилизации» и т. д. Однако надо иметь в виду, что оценка понятия «правовые культуры» связана не только с уровнем правового прогресса той или иной цивилизации, но и с пониманием выбора правового пути, по которому шло развитие каждой из них.. На выбор того или иного пути влияли политические, идеологические и другие факторы. Поэтому «правовые культуры» стали рассматриваться как элементы основных мировых цивилизаций, каждая из которых вносила свои особенности в формирование общего понимания права. В научной литературе существует достаточно большое количество определений понятия «правовая культура». Если обобщить основные из них, то можно выявить общепризнанные содержательные элементы и черты правовой культуры. Во-первых, правовая культура принадлежит к конкретному этапу исторического развития общества, права и государства. Во-вторых, представляет собой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового регулирования общественных отношений. В-третьих, отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом. В-четвертых, объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль регулирования и исполнения права, а также уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей. Таким образом, правовая культура — это реально функционирующая система духовных элементов культуры, относящихся к сфере действия права, отражающихся в сознании и проявляющихся в поведении субъектов права, ориентирующихся на признание роли и значения как непосредственных ценностей права, так и общечеловеческих ценностей в виде прав человека в жизни общества. Понимание культуры связано с широчайшим спектром человеческой деятельности и соответствующими социальными отношениями. В иерархии социальных отношений можно выделить три уровня: общество в целом, общественные образования и объединения (группы, классы, слои, круги и т. д.) и, наконец, уровень индивидуальных отношений. Каждому уровню соответствуют своя специфика, своя общественная значимость, особенный этап исторического развития отношений. Поэтому можно сказать, что с развитием общества и государства происходит соответственно развитие и всех уровней культуры. Учитывая сложность формулирования понятия «правовая культура», необходимо рассмотреть еще два понятия, на которые она подразделяется: «правовая культура общества» и «правовая культура личности». Правая культура личности — это знание, уважительное отношение человека и гражданина к требованиям права, умение использовать права человека при защите своих интересов, а также сознательное выполнение всех правовых предписаний. Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизировалось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала, ранее нам не известные. Идея правового государства привела к пониманию права как формы контроля гражданского общества за государством, подчинению государства гражданскому обществу. Учитывая, что в последние годы в Российском государстве одним из главных социально-правовых событий стал процесс возрождения гражданского общества, правовая культура личности напрямую стала сопрягаться с правовой культурой общества. Правовая культура общества — это соответствующее прогрессивной логике развития человеческой цивилизации воспроизводство права, накопление и использование правовых ценностей, образующих правовое достояние общества. Правовая культура нашего общества, находясь в состоянии перехода от авторитарно-бюрократического режима демократическому, характеризуется следующими чертами: обобщенное формирование правовых ценностей; наличие системы юридического образования; развитие системы правовой информации; обеспечение состояния законности и соответствующего уровня законности; признание приоритета международно-правовых норм над внутренними. Отсюда видно, что тесная взаимосвязь правовой культуры личности с правовой культурой общества не приводит к их взаимному поглощению. И правовая культура личности и правовая культура общества — это самостоятельные и достаточно обособленные правовые явления.
|