Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объективное и субъективное право
Понятие права в объективном и субъективном смысле — важнейшая составляющая его познания. В. С. Соловьев право в объективном и субъективном смысле рассматривал через призму идеального нравственного сознания и действительной жизни. Он считал, что помимо нравственного права (субъективного права) есть еще право, которому нравственный характер не принадлежит (объективное право). Различие между ними он проводил по трем признакам: право есть низший предел или определенный минимум нравственности; право есть требование реализации этого минимума, то есть осуществления определенного минимального добра; право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла1. Б. Н. Чичерин понятие права анализировал также в двояком, но более широком значении — объективном и субъективном. Объективное право, по его мнению, есть закон, определяющий границы свободы. Субъективное право — это нравственная возможность, или, иначе, законная свобода что-либо делать или требовать. Соединение обоих смыслов позволяет нам, как пишет Б. Н. Чичерин, сформулировать следующее общее определение права: «Право есть свобода, определяемая законом». Е. Н. Трубецкой вкладывал в понятие права в качестве субъективного, личного элемента свободу и как объективный, общественный элемент — правило поведения или норму, ограничивающую свободу отдельного лица. С позиции данного подхода им сформулировано краткое, но емкое по сути определение права: «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях». Наши современники, рассматривая право в объективном и субъективном смысле, как правило, осторожны во взглядах на изучаемые понятия. Видимо, потому, что оба явления обозначаются словом «право». Этот дуализм, пишет Н. И. Матузов, сбивает с толку, затрудняет восприятие реальности. Сам же ученый четко разграничивает и формулирует определение объективного и субъективного права. По его мнению, суть двух значений проста: право в объективном смысле — это законодательство данного периода в данной стране (законы, кодексы, конституции, указы, постановления и т. д.); право же в субъективном смысле — это те конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических Н. И. Матузов обращает внимание и на то, что понятия объективного и субъективного права не следует путать с проблемой объективного и субъективного в праве. В последнем случае имеется в виду соотношение объективных и субъективных факторов, причин, условий, оказывающих свое влияние на процессы формирования и действия права как социального явления. Если упростить и максимально сжать приведенные выше рассуждения о праве в объективном и субъективном смысле, то можно подвести итог: право в объективном смысле — это система юридических норм. Например, в словосочетании «российское право» речь идет о праве именно в объективном смысле; право в субъективном значении — это официально признанные возможности и долженствования, которые предусмотрены законами государства и которыми располагает физическое лицо или организация. Граждане имеют право на отдых, образование, пенсию, и в то же время они обязаны соблюдать закон, защищать отечество и т. д. Суб. Связано с личностью, Объект. – существует в конкретном обществе.
|