Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое гос-во, признаки.
В современной научной юридической литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона (а не господство права и верховенство правового закона); другие — государственный суверенитет народа; третьи — разделение ветвей власти; четвертые — основные права человека; пятые — отношение власти с индивидами на основе права. Есть и многие другие подходы к сущности правового государства. Так, правовое государство, по В. Ф. Яковлеву, — это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона. По В. Д. Зорькину, правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма. Правовое государство как принцип зафиксировано во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации. Но декларирование правового государства в России — это скорее всего программа действий на длительный период времени. До истинного правового государства России предстоит пройти сложный, временами противоречивый путь эволюционного конституционно-правового развития, государственного строительства и формирования правового гражданского общества, видимо, — путь не одного поколения россиян. Причем формирование правового государства в России происходит одновременно с созданием гражданского общества, а это — большая сложность. Принципы(признаки) правового государства — это исходные, ориентирующие, основополагающие и руководящие начала, вытекающие из его природы. Чаще всего выделяют четыре основных принципа правового государства: господство права во всех сферах жизни общества и верховенство правового закона; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей как конституционный полит. принцип и институциональный принцип. Перечень основных принципов правового государства следует дополнить еще двумя немаловажными. Во-первых, в основе правового государства должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию, как это имело место в СССР, из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. Во-вторых, основой правового государства может служить только развитое гражданское общество, которое надежно осуществляет контроль за государственной властью, прежде всего исполнительной. Принцип господства права (верховенство правового закона) четко вырисовывается из понятия правового государства. Хотя государство и право представляют собой продукты общества, тем не менее государство подчиняется праву, изданному им самим, верховенство которого постоянно декларируется и осуществляется. Подчинившись правовым законам, государство превращается в одного из субъектов права, и в этом качестве оно равноправно с другими субъектами, в первую очередь с индивидами. Без правового (формального) равенства государства и индивида не может существовать ни право, ни правовое государство. Принцип незыблемости, гарантированности и реальности основных прав и свобод человека и гражданина означает, что государство не только признает, но и реально гарантирует права и свободы личности, признаваемые мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью, тем более что в цивилизованных государствах эти права и свободы закреплены в конституции страны. Что касается принципа взаимной ответственности государства и личности, то он обязывает обе стороны нести определенное бремя ответственности. Гражданин обязан соблюдать конституцию, быть законопослушным, с честью нести обязанности перед обществом и государством. Государство, в свою очередь, в плане поддержания доверия к нему обязано возмещать убытки, причиненные им (его органами и должностными лицами). В правовом государстве закреплены юридические возможности личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Главной и наиболее эффективной, всеохватывающей из таких возможностей является судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов, Принцип разделения властей нельзя понимать буквально. Разделение властей предполагает их соответствующую кооперацию. Ведь государственная власть является и будет оставаться суверенной, единой и неделимой. Ее разделение означает лишь исключение узурпации властных полномочий в одном органе или ветви власти, взаимный контроль ветвей власти друг за другом, а также распределение труда, то есть функций. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную обеспечивает условия, при которых государство может наилучшим способом выполнять свои функции и которые вместе с тем исключали бы узурпацию им принадлежащей народу власти. И сегодня правовое государство — не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования народовластия. Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в Российской Федерации является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют.
|