Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судебная власть. Система судебных органов гос-ва.
Судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Судебная власть выступает как: совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном соответствующим процессуальным законом. Сюда относятся также и иные полномочия: по обязательному толкованию норм права (Конституционный Суд РФ), контрольные полномочия (например, проверка законности ареста или задержания), некоторые другие второстепенные полномочия; система государственных органов, осуществляющих выше упомянутые полномочия. Следует отметить, что четкого правового определения термина «судебная власть» в российском законодательстве пока нет. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» трактуется исходя из различных оснований - либо функциональных (как правомочия), либо институциональных (как система судебных органов или конкретный суд). В связи с этим в судебной власти необходимо выделять ту и другую сторону в их взаимосвязи. Судебная власть обладает рядом признаков: - исключительность судебной власти. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Суды учреждаются только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти. Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды подчиняются только Конституционный Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом «О Конституционном суде РФ». Уголовное, гражданское и арбитражное судопроизводство регулируется правилами, установленными соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях. - обязательность судебных постановлений (властный характер полномочий суда). Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, - подзаконность судебной власти означает, что компетентность судов определяется действующим законодательством и, прежде всего, Конституцией РФ. Законодательная власть не вмешивается в деятельность судов. При этом реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Так, Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции).
12. Форма гос-ва: понятие и содержание Категория «форма государства» непосредственно связана с категорией «сущность государства» в основном понятийном ряду теории государства и права. Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность. Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы «формообразования», организации и функционирования государства, является в этом отношении научной, практически истинной абстракцией. Вне анализа этой стороны государства невозможно понимание способов реализации его сущности. Эта чисто познавательная сторона категорий соответствует и объективному положению — неразрывной связи государства как организации политической власти, выражающей как общие, так и частные интересы экономически господствующих политических сил, стоящих у власти, со способами его организации. Традиционно считается, что под формой государства следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов (или сторон): формы правления, формы государственного устройства и политического режима. как: форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования; форму государственного устройства (государственного единства) — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой; политический режим (государственный режим) — совокупность Высказано также предложение добавить к указанным элементам четвертый — «политическую динамику», отражающий изменения в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме. Данный подход встречает и возражения, так как поскольку форма есть организация содержания, то она не может быть совокупностью ее же сторон, ибо форма любого явления вообще не может быть единством, совокупностью элементов. Таким образом, данное понятие формы государства по определению соответствует содержанию, между тем под формой следовало бы понимать различные способы связи между указанными элементами. Кроме того, политический режим включается как однопорядковый элемент наряду с формой правления и формой государственного устройства, хотя по отношению к ним он выступает определяющим: фактором. «Практически политический режим может реализоватьсятолько в определенной форме правления и форме государственного устройства, вне которых он не может существовать». Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. Демократический политический режим в классическом выражении реализуется в такой форме правления, когда законодательные органы формируются путем демократически организованных выборов с участием оппозиции, когда обеспечивается система сдержек и противове-сов властей в государстве/эффективна судебная и конституционная власть, местным органам предоставляется в известной форме самоуправление, вплоть до признания за отдельными ее частями суверенитета. Несмотря на существенную роль политического режима, не следует отождествлять его с понятием формы государства в целом, а форму правления или форму государственного устройства рассматривать как элементы или составные части политического режима, даже ссылаясь на известное положение о том, что демократия — это родовое понятие формы государства. Рассматривая формы государства, необходимо учитывать их динамическую изменчивость, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально-экономической и политической структуре общества, обращать внимание на их относительную гибкость, на то, что политическое господство реализуется в разных государственно-правовых формах — от махрово реакционной до либеральных, сравнительно прогрессивных.
|