Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательная власть, ее первичный и представительный характер. Законодательные органы в гос-ве.






Особое, доминирующее положение в системе органов государственной власти занимают выборные представительные органы власти — парламенты. Парламент является высшим законодательным органом государства. Только ему как общенациональному представительному учреждению принадлежит право обсуждать и принимать законы государства, утверждать основной финансовый документ страны — государственный бюджет — и контролировать его выполнение. В парламентарных республиках парламент формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью.

В XVII—XVIII вв. в ходе борьбы против тирании фео­дальных монархов европейские народы пришли к убежде­нию, что носителем суверенитета и единственным источни­ком власти в демократическом государстве должен призна­ваться сам народ. Народ образует выборный представитель­ный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права че­ловека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлин­ной выборностью и широкими правами. Народное представи­тельство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что прида­ет всей системе правления демократический характер.

В России этот орган (Государственная Дума) появился намного позже — после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. и в результате длительной борьбы с самодержавием.

Идея народного представительства, выдвинутая и разработанная Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и други­ми выдающимися мыслителями, повсеместно воспринима­лась как антипод абсолютизма и единственная разумная ос­нова организации подлинно демократической власти. Одна­ко в разных странах в зависимости от конкретных условий она воплощалась в различных конституционно-правовых формах. В Англии, например, был признан принцип верхо­венства парламента, вследствие чего вся система власти стала называться " парламентским правлением" (формально она трактуется таким образом и по сей день). В США, кото­рые сразу и наиболее последовательно восприняли концеп­цию разделения властей, парламентское учреждение (Кон­гресс) оказалось в равном положении с независимым Прези­дентом и Верховным Судом. И в Англии, и в США парламен­ту отводились законодательная власть и принятие бюдже­та, но принцип верховенства парламента признавал за пар­ламентом Англии также функцию контроля над правитель­ством. Постепенно все страны мира — как монархии, так и республики — с различными модификациями в основном вос­приняли одну из этих основных моделей.

Следовательно, в конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства всецело определяется формой правления. В парламентской респуб­лике и парламентарной монархии парламент, олицетворяя верховную власть, формирует и контролирует правитель­ство, а в президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государ­ства, который сам формирует и контролирует правитель­ство (это не исключает отдельных контролирующих полно­мочий парламента). Государственный строй, основанный на верховенстве парламента в системе органов государства, называют парламентаризмом, в то время как для двух дру­гих форм правления этот термин не применяется. Существо­вание парламента в той или иной стране —это еще не установление парламентаризма. Не является государством парламентаризма и современная Россия, этот термин иног­да употребляют здесь просто для характеристики всего, что связано с парламентом, т. е. без точного научного смысла.

Политическая история помогает выявить преимущества различного положения парламента в системе органов госу­дарства. Определенные преимущества, как и недостатки, свойственны любой форме правления. Так, в парламентар­ных государствах правительство, которое может существо­вать только при наличии в парламенте большинства под­держивающих его депутатов, легко проводит нужные ему законы и игнорирует критику оппозиции. Эта форма правления, однако, хороша только при условии стабильности двухпартийной политической системы, а без этой стабильности или в условиях многопартийной системы неминуемо возни­кают так называемая министерская чехарда, т. е. частая смена состава правительства, и трудности в принятии законов. В дуалистических формах, напротив, глава государства и его администрация (правительство) стабильны на весь срок легислатуры, но исполнительная власть сталкивается с труд­ностями в проведении через парламент нужных ей законов и особенно бюджета, если большинство в парламенте при­надлежит оппозиционным партиям. Форма правления и свой­ственное ей положение парламента, таким образом, во мно­гом обнаруживают свою эффективность или неэффективность в зависимости от партийной системы, складывающейся в той или иной стране.

В тоталитарных государствах народное представитель­ство всегда фиктивно, поскольку парламент через принима­емые им законы только оформляет решения руководства правящей партии. Таким было это представительство и в советской России. Верховный Совет искусственно включал представителей всех слоев " трудового народа" и формально олицетворял верховенство власти. Он назначал и освобож­дал правительство, принимал законы и утверждал бюджет, но на деле не обладал даже подобием независимого и сво­бодного органа власти. Такое народное представительство только попирало суверенитет народа, камуфлируя жест­кую диктатуру. Только с началом перестройки и реформ начинается возрождение парламентских учреждений — и то поначалу с громоздкого двухэтажного представительно­го органа (Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР). Отсутствие нормальной структуры представитель­ного органа и его постоянное вмешательство в прерогативы исполнительной власти в немалой степени послужили при­чиной трагических событий октября 1993 года.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал