Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма гос-го устр-ва. Понятие и виды.






Рассматривая способы устройства государственной власти (формы государственного единства), следует сказать, что в учебной литерату­ре чаще всего употребляется термин «форма государственного устрой­ства». Однако он, по существу, охватывает всю форму государства на данном этапе развития, в данной стране. Не случайно этот термин ши­роко используется в истории государства и права. Между тем речь в данном случае идет о том, каким образом государство организовано как власть на определенной территории.

Под формой государственного устройства понимается совокуп­ность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоот­ношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различа­ются простые'— унитарные и сложные — федеративные и конфедера­тивные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный харак­тер, во многом определяется существующими традициями, историчес­кими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

Унитарное государство (от лат. unitas — единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устрой­ство). Большинство унитарных государств имеют определенное ад­министративно-территориальное деление (районы, области, канто­ны и т. п.), в которое укладывается и существующая автономия, т. е. самоуправляющиеся образования. Например, в Испании наряду с ис­торическими областями (страна басков и Каталония), выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономий. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государствен­ного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство (Франция, Швеция, Бель­гия* Беларусь, Украина и т. д.).

Унитарное государство примечательно единством власти, террито­рии и населения.

Федеративное государство (от позднелат. слова foedus — союз, объединение) — сложное государство, субъекты которого, обладая го­сударственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую оче­редь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т. д.). Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный прин­цип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преиму­щественно на договорной основе, во втором — субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территори­альному признаку.

В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судеб­ной), решения которой являются обязательными для субъектов феде­рации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. За­конодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. В Российской Федерации в Сове­те Федерации каждый из ее субъектов имеет по два представителя.

Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие орга­ны государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности террито­рий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федераль­ные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют феде­ральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войс­ковые формирования.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на ос­нове нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 г.) либо принятия конституции (как это было в 1787 г. в США).

Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного госу­дарства.

Конфедерация представляет собой союз государств, который со­здается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, но­сит временный характер. В последующем конфедерация или перера­стает в федерацию (США, Швейцария), или распадается (Австро-Венгрия). Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация соче­тает в себе признаки внутригосударственной и международно-пра­вовой организации.

Конфедеративное объединение предполагает создание высших ор­ганов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов орга­нов конфедерации на своей территории (право нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе приня­тия актов добровольно согласится их выполнять или в последующем возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедера­тивного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государствен­ным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в ос­новном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в делом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил ока­зывают самое серьезное влияние.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал