Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межгосударственные образования. Конфедерация и ее современные интерпретации.






Конфедерация — союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполи­тических, экономических и т. п.). Конфедерация представляет собой достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юридической литературе. Существуют три основных подхода к пониманию этого явления.

Одни ученые считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких-либо орга­низаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Американ­ских государств (ОАГ), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организа­ция «исламский конгресс» (ОИК), Организация североатлантического договора (НАТО), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), Организация цен­трально-американских государств (ОЦАГ) и др.

Другие рассматривают конфедерацию как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

Третьи полагают, что конфедерация представляет собой особую разновид­ность формы государственного устройства, которая вместе с тем весьма суще­ственно отличается от федерации. Данный подход представляется наиболее предпочтительным.

Для того чтобы конфедерацию можно было рассматривать в качестве осо­бой разновидности формы государственного устройства, она должна являться государством, самостоятельным субъектом международного права, то есть не­посредственно от имени конфедерации вступать в различные международно-правовые отношения. Если этого нет — нет и конфедерации, а имеет место то или иное объединение государств.

Конфедерация возникает в процессе заключения договора (соглашения) между двумя или несколькими полностью суверенными государствами, созда­ния на этой основе системы органов (конфедерации) и наделения их необходи­мой компетенцией для реализации целей, послуживших причиной образования данного государства. Так, в соответствии с Договором о Европейском Союзе, подписанным в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и пра­вительств 12 государств — членов Европейского Сообщества и вступившим в силу 1 ноября 1993 г., фактически создана конфедерация (на 1 января 2005 г. в ЕС входили 25 государств). В ЕС входят следующие органы: 1) Европейский Совет; 2) Европейский Парламент; 3) Совет Европейского Союза; 4) Европейская комиссия; 5) Европейский Суд. При этом важно отметить, что суверенитет сохраняется за всеми членами конфедерации, каждый из них имеет право выхода из конфедерации и нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории.

Вряд ли обоснованно считать универсальными такие традиционно выде­ляемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных, ис­полнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюд­жета, единой налоговой системы. В том же Европейском Союзе принята Кон­ституция Европы, дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы (с 2002 г. действует единая валюта — евро). Безусловно, столь высокая степень интегра­ции различных государств во многом сближает конфедерацию и федерацию. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь.

Как свидетельствует история, существовавшие ранее конфедеративные об­разования являлись недолговечными: они либо распадались на самостоятель­ные государства, либо преобразовывались в федеративные государства. Так, конфедерацией были США в начальный период своего существования. Когда-то Канада была конфедерацией англо-канадцев и франко-канадцев. Теперь Ка­нада — это федерация из 10 провинций и двух территорий и т. д. До настояще­го времени формально (по Конституции) продолжает оставаться конфедераци­ей Швейцария. Хотя по целому ряду признаков она уже давно преобразовалась в федерацию. Содружество независимых государств (СНГ) вряд ли оправданно на сегодняшний день относят к конфедерации, поскольку данное объединение не соответствует основным признакам рассматриваемой разновидности формы государственного устройства.

 

16. Форма гос-го политического режима: понятие, классификация

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими си­лами, стоящими у власти, своей диктатуры. Следует отметить, однако, что диктатура политических сил, стоящих у власти, есть более широ­кое понятие, чем государственная диктатура, отсюда и категория «по­литический режим» шире, чем понятие режима осуществления госу­дарственной власти.

Политический режим, как компонент формы государства является государственным режимом. Истории известны два основных вида го­сударственного режима: демократический и антидемократический

Демократический политико-государственный режим - это сово­купность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства. Антидемократический (автаркический) по­литико-государственный/режим — это совокупность способов осуще­ствления государственной власти на основе произвола, без учета како­го-либо мнения как большинства, так и меньшинства. Известная практика осуществления Государственной власти по­рождает новые формы крайне реакционных режимов — военно-фаши­стских, которые утверждают организацию государства в форме воен­но-фашистской олигархии. Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима полностью ликвидировал в 30-40-е годы в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил почти все оппозиционные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти - средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

Появление фашистских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри западного общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либерально-демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террористических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии.

Одной из важнейших особенностей фашистских режимов является абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти устанавливается повсеместно под предлогом проведения " кардинальных реформ", борьбы за " единство нации", за установление подлинной демократии, торжество законности и справедливости.

Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции - творить законодательство.

Таким образом, государственный режим, как и другие элементы формы государства, имеет конкретно-историческое воплощение.

Учение о демократии показывает, что какие бы формы она ни прини­мала, она всегда была и остается одним из методов организации и осу­ществления власти, орудием в руках тех или иных сил для проведения своей политики. Нет и не может быть демократии «вообще», «чистой», «надклассовой». Всегда были и есть конкретные формы ее выражения.

Один и тот же режим может быть при различных формах правления и организации власти. Например, по форме правления Великобрита­ния — ограниченная монархия, Германия и Италия — парламентские республики, США и Франция — президентские республики, но госу­дарственный режим в этих странах один и тот же — буржуазная демо­кратия. И наоборот, в странах с одинаковой формой правления государ­ственный режим может быть различным. Например, парламентская республика как форма правления утвердилась во многих странах. Но при этом господствующий в них государственный режим различен: от демократии в ее классическом виде до махрового фашизма.

Следовательно, политический (государственный) режим как свой­ство формы государства обладает достаточно высокой степенью само­стоятельности. Через него правящие силы всегда имеют возможность, не затрагивая формальных устоев правления и устройства, приспосо­бить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране. Политический (государственный) режим — наиболее чуткий к этой обстановке барометр. Даже оставаясь неизменным по типу, он проявляет себя на том или ином этапе развития каждого данного госу­дарства с различных сторон и постоянно оказывает влияние на форму как правления, так и государственного устройства, сказывается на структуре государственного аппарата.

Специфическая закономерность, характеризующая политический (государственный) режим, может быть сформулирована так: всякое изменение государственного режима при известном соотношении об­щих или частных интересов в конечном счете вызывает изменение формы государства; и наоборот, перестройка формы государства вле­чет изменение политического режима. Политические силы, стоящие у власти, нередко используют такую возможность, ставят такую цель и решают ее.

Государство в своей правотворческой деятельности закрепляет гос­подствующий политический (государственный) режим, облекая его в форму принципов, институтов, форм и методов взаимоотношений го­сударства, общества и личности.

Современная теория государства и права исходит из того, что демо­кратический политический режим реализации государственной власти включает в себя наличие результативного механизма воздействия лич­ности на ее характер; гарантированность личных прав и свобод; свободу личности в экономической сфере; максимальный учет интересов мень­шинства, индивидуальных особенностей населения; сочетание госу­дарственного и общественного механизмов преодоления социальных противоречий в обществе; плюрализм во взаимодействии с другими эле­ментами политической системы; правовой характер деятельности всех государственных и местных органов самоуправления.

Тоталитарный режим осуществления государственной власти харак­терен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; ого­сударствлением общественных организаций; полным контролем госу­дарства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитариза­цией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал