Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативное рег-е в потестарном об-ве.
То, чем регулировались общественные отношения до возникновения права и легло в его основу. Правила, которые упорядочивали поведение людей в первобытном обществе, выражались в традициях, обрядах, ритуалах, инициациях, мифах и верованиях. Они складывались самопроизвольно в течение длительного времени и были продиктованы необходимостью выживания в суровых природных условиях, то есть носили объективный характер. Социальные нормы первобытного общества, или доправовые регуляторы общественных отношений, иначе называют мононормами. Мононормы — это правила поведения, имеющие комплексный характер и регулирующие отношения между людьми в первобытном обществе. Мононормами (от греч. monos — «один» и лат. поппа — «правило») их именуют потому, что они выступают в комплексе нормами одновременно нравственного, сакрального, экономического и иного характера, представляя собой нерасчлененное единство этих элементов. Право, как и мораль, и религия, и прочее, возникает, постепенно выделяясь из мононорм, будучи до этого недифференцированной их составляющей. Наиболее яркими примерами мононорм являются инстинкты, обычаи и табу. Инстинкты — это цепи безусловных рефлексов, врожденные программы поведения, унаследованные нами от наших животных предков и существующие в человеческом обществе поныне, несмотря на то что их роль существенным образом снизилась. Обычаи — исторически сложившиеся правила поведения в обществе, в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Они регулировали практически все сферы жизнедеятельности общества — от охоты до брака. Табу — немотивированные, необъясняемые запреты на определенные деяния, которые когда-то поставили под угрозу выживание общины или совпали с угрозой нарушения ее нормальной жизнедеятельности. Вместе с тем и в обществах, не знающих права, находятся свои нарушители — нарушители социальных правил, мононорм. И в отношении таких лиц, как и в современном обществе, применяются наказания. Однако эти наказания достаточно специфичны. Во-первых, они применяются не специальными людьми, а соплеменниками, зачастую родственниками. Во-вторых, наказания не имеют системного характера и постоянства, то есть за один и тот же проступок в разное время могут покарать различным образом или не наказывать вовсе, а сам нарушитель практически никогда точно не знает, какое наказание в отношении его изберут. В-третьих, наказания носят разовый (однократный) характер и не сопряжены с какими-либо сроками или особыми затратами. Вследствие чего содержание специального аппарата принуждения не требуется. Показательны в этом смысле виды наказаний, применяемых в первобытном обществе: а) общественное порицание; б) уничтожение имущества нарушителя; в) нанесение телесных повреждений (членовредительство); г) лишение жизни; д) изгнание из общины. По мнению Т. В. Кашаниной, мононормы — это правила поведения первобытного общества, единые для всех его членов. Едиными они являлись потому, что первобытное общество не было дифференцированным. По социальным признакам не выделялись ни какие-либо слои, ни группы людей. Половые, физические, психологические, интеллектуальные и др. различия не являлись основанием для различного их формулирования и применения. В случае нарушения норм социальной регуляции первобытного общества любой его член независимо от пола, возраста и других признаков мог быть подвергнут наказанию. Исчезают же мононормы тогда, когда возникает социальная дифференциация, деление общества на классы и когда зарождается организация, стремящаяся обеспечить постоянное и устойчивое неравенство между классами, — государство.
|