Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм действия права.
Одной из основных функций права является регулятивная функция. Поэтому вполне объясним научный интерес к правовому регулированию вообще и к механизму правового регулирования, в частности, ибо опосредованно им реализуется одна из ведущих юридических функций права и достигается его основополагающая цель - упорядочение взаимоотношений субъектов правоотношений, установление качественного правопорядка. Считается, что впервые более определенно о механизме воздействия права на общественные отношения высказался Н.Г. Александров. Однако общепризнанно, что заслуга теоретической разработки механизма правового регулирования (МПР) принадлежит выдающемуся ученому Российской Федерации С.С.Алексееву. В свое время он утверждал, что правовое регулирование является главным, решающим выразителем правовой действительности, имея в виду, что посредством правового регулирования устанавливается определенный правопорядок, защищаемый правоохранительными средствами. Фактически, речь идет о рассмотрении права в динамике. В наше время С.С. Алексеев отмечает, что механизм правового регулирования является одним из элементов правового регулирования. Последнее же является одной из научных категорий, которая позволяет рассмотреть особенности правовых явлений в динамике. Таким образом, правовое регулирование имеет свой специфический механизм, который называется механизмом правового регулирования (МПР). Механизм правового регулирования, как определяет его С.С. Алексеев, это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Есть и другие дефиниции механизма правового регулирования. Так, А.В. Малько рассматривает МПР как систему правовых средств, направленных на преодоление препятствий, не позволяющих удовлетворить законные интересы субъектов права. В.В. Лазарев же главное назначение данного механизма видит в том, что через него осуществляется перевод содержания права в реальное правомерное поведение людей. Основными чертами механизма правового регулирования считаются: а) носит общегосударственный характер, ибо осуществляется в соответствии с предписаниями общеобязательных норм, поддерживаемых государством; б) опирается на возможность обращения к государственному принуждению; в) воздействует на общественные отношения в определенных пределах (дозированное воздействие); г) направлен на упорядочение сложившихся общественных отношений и на содействие развитию и утверждению новых правовых отношений, отвечающих законным интересам общества и конкретного человека; д) осуществляется при помощи, лишь ему присущей, системы правовых средств, способов и методов. В качестве характерной составляющей можно здесь рассмотреть и структуру механизма правового регулирования. В трактовке структуры механизма правового регулирования наметились различные, но не взаимоисключающие подходы. Например, С.С. Алексеев считает, что механизм правового регулирования в основном состоит из трех звеньев: а) юридические нормы; б) правовые отношения; б) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. С.С. Алексеев отмечает также, что к процессу правового регулирования на заключительной стадии (а в ряде случаев и при возникновении правоотношений) может присоединиться и особое звено — индивидуальные предписания (акты применения права). Другие авторы выделяют два элемента: а) нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволения, запреты, обязывания; б) способы реализации - результативную сторону механизма. В то же время ими отмечается, что между этими двумя элементами существуют промежуточные элементы - юридические факты, правоотношения. Называют также (А.В. Малько) пять основных элементов механизма правового регулирования: а) нормы права; б) юридический факт или фактический состав; в) правоотношение; г) акты реализации прав и обязанностей; д) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Отдельные авторы дают еще более расширенный круг элементов рассматриваемого механизма. В юридической литературе наибольшее предпочтение получила позиция С.С. Алексеева о четырех элементах механизма правового регулирования: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей; индивидуальные предписания (акты применения права)3, выступающие в качестве факультативного элемента.
|