Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторические типы мировоззрения.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Основными историческими типами мировоззрения являются мифология, религия и ф-я. Фил. видение мира не было дано человеку изначально. Раннее объясняющую роль играл миф. Миф – способ организации и хранения важной для коллектива ин-ии. Возлагая мифические события старшие поколения передавали эту ин-ию младшим. Миф объединял в себе культуру, зачатки различных верований, полит. взглядов, искусства и представлял собой целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе естественное, сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. У всех народов мира были свои мифы, т.е. различные сказания о фантастических существах, о делах богов и героев. Тематика была очень разнообразной, много мифов было посвящено проблеме происхождения мира. Например, в др. Китае сущ. след. представление о первонач. существовании мира: внутри космич. яйца зародился сверхъестественный человек Фань-Гул. Оказавшись в первобытном мраке, он раскалывает его на землю и небо, небо поднимает над головой. От такой работы – умирает, а всё, что нас окружает, возникает из частей его тела. Солнце – из левого глаза, луна из правого, гром – из голоса, реки – из крови, деревья – из кожи, а люди произошли из паразитов, которые ползали пор его телу. Особое место у др. людей занимали мифы о добывании огня, изобретении ремёсел и т.д. Мифы сущ. и в настоящее время. Тесно связана с мифами литература, она вырастает из них и постоянно рождает новые. Мифы возникают также внутри каждого соц. сообщества. В результате сознательного манипулирования общественным мнением. Вторым историческим типом мировоззрения явл. религия. Религия – форма общественного сознания, основу кот. составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющую роль в мироздании и жизни людей. Религия у народов различна, но вера едина. Религ. сознание сущ. на 2 ух уровнях. 1 уровень – теоретич. или религ. идеология. Она представляет собой систематизированное изложение религ. форм и мифов проф. богословами. 2 уровень – религ. психолдогия, т.е. религ. представления и чувства. Религия – одна из древних форм общественного сознания. Она оказывала и оказывает большое влияние на историю человечества. Она носительница культурных ценностей, средством упорядочения и сохранения традиций и обычаев. Форма религия очень разнообразны. Одной из древнейших форм явл. тотемизм, т.е. вера в таинственную родственную связь между группой людей и определённым видом растений, животных или явл. природы. Очень распространена была среди др. людей магия. Согласно магич. представлениям, путём опред. действий, заклинаний можно воздействовать на какое-нибудь явление или на человека. Ещё одной формой был фетишизм, т.е. почитали неодуш. материальные предметы, якобы обладающие сверхъест. свойствами. Для первобытных людей важное значение имела окружающая их природная среда. Отсюда возникновение такой формы религии как культ. природы. Наиб. высокой формой первобыт. верований был анимизм, т.е. вера в духов. Все эти формы сохр. и в современ. обществе. Однако основными явл. малоатеистические религии: христианство, буддизм, ислам. Религия – сложное духовное образование, кот. не укладывается в какие-то однозначные и прямолинейные характеристики. С одной стороны религия проповедует общечеловеческие и нравственные нормы. Но в религ. мировоззрении могут выражаться и др. настроения: фанатизм, вражда к людям и др. веры. В отличие от мифол. и религ. мировоззрений фил. мысль представляет собой иной тип миропонимания, в основе кот. лежат позиции разума, интеллекта.
9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
10. Философия эпохи Ренессанса. Свое название " Ренессанс", " Возрождение" данная эпоха получила потому, что она характеризовалась возрождением античной культуры, античного способа мышления и чувствования. Возрождение, возникнув на базе развития средневековой культуры, приобрело новые черты. Перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, средневековой - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Ренессанса в центре внимания оказался человек. В эпоху Возрождения имеется место свободным от внешнего авторитета формам познания, логика формалистической доказательности вытесняется самоочевидностью непредубежденной интуиции. Идея о творении мира из ничего сменяется натурфилософским учением о бесконечности и несотворимости мира. Была утверждена установка - видимое еще не есть достоверное, оно есть отражение скрытой за явлением сущности. Телезио (главное сочинение - " О природе вещей согласно их собственным принципам") считал источником движения вечной, неизменной, однородной и неуничтожимой материи противоположность тепла и холода, склонялся к мысли об одушевленности всех природных сил. Бруно (основные труды: " О причине, начале и едином", " О бесконечности, Вселенной и мирах") пошел дальше Коперника, который считал мир конечным. Бруно же полагал, что Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Вселенная есть одновременно абсолютная возможность и абсолютная действительность, а материя и форма едины. В природе все находится в связи и в движении, уничтожение одного есть возникновение другого. Так как " природа -это бог в вещах", то отсюда вытекает вывод о всеобщей одушевленности мира. Джордано Бруно продолжил идею Николая Кузанского о совпадении максимума и минимума. В математике минимум - точка, в физике - атом, в философии - монада. Под ней Бруно понимал индивидуальную сущность, сочетающую в себе духовное и телесное начала и выступающую основной единицей бытия. Бесконечная Вселенная, в понимании Бруно, имеет множество звезд, вокруг которых вращается множество планет. Тем самым Солнце лишается положения центра Вселенной, а центр ее находится повсюду, значит, минимум образует максимум, которые совпадают. По отношению к бесконечности центр -нигде и одновременно - везде. Минимуму-монаде соответствует философский максимум - бесконечная природа в единстве ее форм. Из бесконечности мироздания вытекает безграничность познания. В теории познания Бруно, исходя из принципа сомнения, требовал критического отношения к старым теориям и общепринятым взглядам. В столкновении двух противоположных взглядов, суждений можно найти истину. Бруно отвергал теорию " двойственности истины", признавая только истину науки, выступил против подчинения знания вере. Истина основывается на опыте и освещена светом разума. Ступенями постижения истины названы чувство, разум и ум. В философии Возрождения вместе с тем сохранялась традиционная идея Бога. Она демонстрировалась в двух направлениях: пантеистическом, когда Бог растворяется в природе, нату-рализируется; этико-рационалистическом, выливаясь в концепцию возрожденческого гуманизма, например, в христианской антропологии Эразма Роттердамского (1469-1536). В книге " Похвала глупости" он высмеял фанатизм, насилие, лицемерие, невежество, национальную ограниченность и религиозную рознь. В целом философия эпохи Возрождения, преодолевая средневековые традиционализм, теоцентризм и схоластику, положила начало принципиально новым мировоззренческим ориентаци-ям. Утверждались идеи гуманизма, активно-деятельностной роли человека по отношению к миру, рационально-научного взгляда на действительность, установка на новое.
11. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.). Духовный потенциал этой эпохи опирается на процессы развития буржуазных экономических отношений и на великие научные открытия И. Кеплера, Г. Галилея и И. Ньютона. Под влиянием успехов механико-математического естествознания в философии складывается механистическо-метафизическая картина природы. Методами новой науки провозглашаются эксперимент и наблюдение, гипотеза и механическая модель. Моделью мира выступают часы, однажды заведенные Богом, после чего он не вмешивается в ее вечное вращение. Понимание мира как однородно-механического ведет к преимущественно количественному изучению вещей.Родоначальником английского материализма нового времени и методологии опытной науки является Фрэнсис Бэкон. Он не сводил материю к однородным единицам, утверждал, что в материи имеются внутренние природные силы, законы действия, составляющие источники свойств тел, признавая, таким образом, многокачественность материи, ее неразрывную связь с движением. Томас Гоббс в соответствии с номинализмом утверждал, что существуют только отдельные конкретные тела, посредством свойств (акциденций) которых объясняется сознание людей. он отождествил движение с механическим перемещением, полагая, что тела состоят из корпускул, делимых до бесконечности и несовместимых с пустотой. Гоббс различал пространство как объективное протяжение тела и субъективный " образ пространства", причем первое является причиной второго.Основоположниками методологии научного познания в философии нового времени были Ф. Бэкон и Р. Декарт. Назначение методологии они видели в совершенствовании методов познания природы и увеличении власти человека над нею. Бэкон дал классификацию препятствий на пути познания. В области гносеологии в философии нового времени противостояли друг другу рационализм и сенсуализм.
13. Основные черты марксистской философии; неомарксизм. Традиции классической ф-ии защищал и развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и об-ный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.Ф-ия К. Маркса отражает переходный хар-р развития ф-ии в XIXв. Она явл-ся составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию " научного социализма". Это во многом определило специфику ф-ой теории марксизма. На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала нем.классическая ф-ия. Диал-кий метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха — осн. источники синтеза, давшего оригинальную ф-ию - диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни. Ф-ое и соц.-полит-ое учение сформировалось к 1848г. В 1848-1859г идет процесс разработки экон-ой теории. Сущ-ет 3 группы основных идей ф-ии Маркса: 1. соединение материализма и диалектики; 2. диалектико-материалистическое понимание истории; 3. новое понимание соц. роли ф-ии. Гл. положение диал-ого понимания истории – об-ое бытие определяет об-ое сознание. Об-ое сознание также оказывает активное обратное воздействие на породившее его об-ое бытие. Об-ое бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов: 1) Об-ое произв-во материальных и духовных благ; 2) материальное условие непосредственного сущ-ия чел-ка, не связанное с производством (быт, семья); 3) Процесс взаимодействия об-ва и природы, хар-р природных условий, хар-р взаимодействия природы и об-ва. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий элемент и наоборот. Заслугой К. Маркса явл-ся разработка новой формы материализма. Он развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития -законов диал-ки. На основе исследования " анатомии" капиталистического об-ва были сформулированы осн. принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов об-ого развития. Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения ф-ой теории, ф-ого обоснования творческой деят-ти по воплощению гуманистических принципов в жизнь.Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс, Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIXв.Неомарксизм - это особое течение общественной, в том числе философской, мысли 50-60-х годов нашего века, выражавшее тот большой интерес к творчеству Маркса и его философии, который был характерен для этого периода. Речь идет не о новых исследованиях работ Маркса и не о новой интерпретации его творчества. Такого рода исследованиями занимается и будет заниматься марксоведение, анализирующее тексты его работ и дающее им ту или иную интерпретацию. Неомарксизм - это определенное теоретическое устремление найти при помощи Маркса ответы на животрепещущие вопросы современности.
15. Основные этапы развития философской мысли Беларуси На терр Бел распр произведения, общие для рус, украин и бел культуры («Поучение» князя Мономаха, притчи белорус просветителя Туровского и др.). Отрешение от миpa, совершенствование духа посредством молитвы - таково призвание Туровского. Он отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного извлекается путем иносказаний и аллегорий, идеал божеского служения видел в аскетизме. Он призывал к любви и духовному единению людей. Ф. Скорина пропагандир. идеи просвещения, гуманизма и свободомыслия, способствовал становлению нац-патриотич самосознания бел народа. Мировозз. Скорины складывалось на основе синтеза христиан, античных и гуманистич идей Возрождения, отличается веротерпимостью. Он подчеркивал роль разума и значение мудрости в жизни чел, котор должны опираться на законы логики. Привязанность живых существ к родным местам, утверждал мыслитель, есть естественное и универсальное св-во, закономерность бытия, при этом жизнь индивида становится разумной, целенаправленной. В результате связи живого существа с родом, а личности с народом чел вплетается в родную землю, в общ-во. Не только люди, но и звери, птицы, рыбы устремлены к родному месту. Ориентация на локальное, специфическое (родную землю) и одновременно на общечел, на индивидуальн и общее благо, на самоуглубленность и созерцательность в чел, с одной стороны, и на соц-активную, действенно-практическую позицию, с др, есть проявление, в современной интерпретации, диалектичности воззрений этого мыслителя. Скорина отстаивал право каждого чел и народа на свой выбор жизнен пути, призывал к утверждению между людьми духовности, добродетельности, милосердия, согласия, человеколюбия и справедлив. Этика Скорины ориентирует на служение добру, а служение Богу выражается через служение людям. Достоинство чел опред-ся не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами. Общ-во, считал Скорина, основывается на мире и соглашении людей, на следовании принципам справедливости и законов. Законы, возникнув на основе врожденной потребности людей жить разумно, упорядочивают взаимоотнош между различными сословиями и отд. гражданами. Политич идеал Скорины - светская, гуманная и сильная монархич власть. Правитель, утверждал Скорина, должен быть набожным, мудрым, образованным, добродетельным, справедливым по отнош к своим подданным. С. Будный использ идеи реформации в борьбе за бел культуру, распространение светских знаний. Он отстаивал приоритет индивид разума, считал, что понятия разума возникают из чувственного опыта, а не явл врожденными. В своих сочинениях с помощью ссылок на тексты Библии он доказывал разумность общ-ва, основанного на частной соб-сти и классовых различиях, призывал к смягчению феодал гнета, ограничению деспотизма имущих слоев, создающих свое благополучие за счет «убогих людей», отстаивал гос. устройство типа просвещенной монархии с хорошо действующей правовой основой, выступал за приоритет свободы личности. Будный отрицал бессмертие души, утверждал гуманистич принципы, склонялся к трактовке Бога как космической первопричины. С. Полоцкий пропагандировал светское образование, выступал за развитие славянской культуры, отстаивал самостоятельность славянских народов, видел спасение общ-ва от всех зол и пороков в расширении просвещения, способного установить мир и гармонию. Полоцкий считал, что гос есть «союз друголюбия», так как люди зависят друг от др и стремятся к объединению. К. Лыщинский отрицал бессмертие души, загробной жизни, чистилища, ада и рая, считал, что Бог не существует, являясь химерой чел сознания, используемой церковью и гос в своих целях. К.Калиновский и Богушевич пропагандир идею восстания против царизма и установления демократич республики, в котор должны были утвердиться принципы соц.справедливости. Я. Лучина критиковал упадническую Ф. господств. классов, пытавшихся собственное загнивание представить как регресс всего общ-ва. Он видел не только отрицательные стороны капитализма, но и его прогрессивность, выразившуюся в разрушении патриархальных устоев крепостной жизни.
|