Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории






Существуют два основных подхода к рассмотрению общества в его историческом развитии: формационный и цивилизационный.

В материалистическом понимании истории центральное место занимает категория общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономической формации обозначает у К. Маркса исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. В структуре формации можно выделить несколько крупных уровней. Во-первых, способ производства, который представляет объективную основу каждой формации с присущим ей единством производительных сил и производственных отношений. Во-вторых, социальную структуру, или то, что К. Маркс называл общественным строем. В-третьих, систему организации и управления общественной жизнью. Кроме того, любой тип общества немыслим без соответствующих ему форм духовного производства. Источником социального развития является постоянно воспроизводящийся конфликт производительных сил и производственных отношений.

В марксистском учении выделялось пять формаций: первобытный коммунизм (родовое общество), рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и коммунизм, включающий в себя как начальную фазу социа-лизм.

Бесспорной заслугой К. Маркса было системное рассмотрение общества. Он одним из первых увидел его как сверхсложную систему, организующуюся вокруг определенных принципов.

Слабой стороной формационного подхода является европоцентриче-ский характер предложенной К. Марксом модели истории. Материалистическое понимание истории было разработано им на материале Англии и затем перенесено на всю европейскую историю. Однако попытки осмысления неевропейской истории на основе формационного подхода столкнулись с серьезными трудностями.

Еще одной проблемой формационного подхода является взгляд на материальное производство как на единственную детерминанту общественного развития. В целом формационная теория предписывает истории однолинейный характер, строгую последовательность стадий развития.

Если формационный подход отражает логику исторического процесса, его сущностные черты, то более универсальный цивилизационный – все многообразие форм и проявлений этих сущностных черт в отдельных, конкретных сообществах.

Термин цивилизация (от лат. – гражданский, государственный) появился в исторических исследованиях относительно недавно, но быстро утвердился в науках об обществе. В момент своего возникновения понятие цивилизации представляло собой определенный идеал, тот единственный способ существования, к которому должны присоединиться все народы нашей планеты.

Во второй половине 19 века начинают развиваться представления о множестве локальных цивилизаций. Одним из первых мыслителей, выдви-нувших эту идею, был Н. Я. Данилевский.

В 20 веке стали доминировать представления об истории как совокупности локальных цивилизаций – больших самодостаточных сообществ стран и народов, выделенных по социокультурному основанию и сохраняющих своеобразие и уникальность на длительных этапах исторического развития. Наиболее целостная и теоретически строгая концепция цивилизаций принадлежит А. Д. Тойнби. Основными критериями, по которым он выделял цивилизации, являются религия, язык, обычаи и культура.

Цивилизационный подход предлагает разнообразие способов жизне-устройства и вариантов прогресса, форм организации общественной жизни и систем идеалов. В рамках данного подхода широкое распространение получила типология, согласно которой выделяются доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный типы цивилизаций.

В целом развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия «цивилизация», «формация», «культура» выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал