Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные формы и диалектика бытия.
Отбросив мистическое и обобщив ценное в истории философии по проблеме сущего, мы приходим к следующему смыслу категории бытия: 1. " Полагание (существование, бытийствование) вещей" здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами 2. Единство многообразного мира заключается в общности законов и категорий диалектики, независимо от того, материальны или идеальны явления мира 3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний.4. Одним из проявлений соотношения " бытие -- небытие" выступает человеческая жизнь и смерть. Выделяются уровни бытия - актуальное и потенциальное Актуальное- это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зависимости от условий.С точки зрения современной диалектико-материалистической философии, основные сферы бытия составляют: 1. Универсум (Космос) - система всех физических, химических, биологических и астрономических образований, вещи и процессы " первой природы". 2. Мир* - часть Универсума, которую человек осваивает (" вторая природа"), природно-социальная реальность. Здесь не перестают действо- 3. Социум - совокупность всех социальных явлений и их связей с истории. 4. Совокупный Микрокосм - люди в единстве общего и особенного в них (" третья природа"). Бытие человека комплексно и представляет собой: единство шла и души; природного, вещественного, социального и духовного; индивидуального и родового; личностного и общественного, общечеловеческого и классового, национального и ч д Важнейшими формами бытия человека являются предметно-практическая деятельность, практика социального созидании; политическая деятельность; само созидание, самодеятельность. В жизни каждого человека все эти формы присутствуют, но в разной степени.
17. Эволюция представлений о материи в философии и науке Термин «материя» в1ые встречается у Платона. Материю он отождествлял с пространством, котор есть возможность любых геометрич фигур. Единичн бытие, полагал Аристот, есть сочетание материи и формы. Материя – возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Материалисты древней Ф. рассм материю как что-то целое: вода, воздух, огонь, атом. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запахом, температурой, единообразием по форме и величине. Француз материалисты Ламетри, Дидро и Гольбах доказ, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естествен причинам и закономер. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение - необходим результат существования материи. Гольбах считал, что материя это все то, что каким-то образом воздействует на наши чувства. Руссо материей назыв все, что чел сознает вне себя и что действует на его чувства. Т. о, было положено начало гносеологич этапу в понимании материи, пришедшему на смену наглядно-чувствен представлениям и этапу, где материя отождествлялась с атомами. Диалектический материализм рассматривал материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не явл-ся чем-то простым, мельчайшими частицами в-ва. Энгельс, т. о, материю отождествлял с веществом. Плеханов определял материю как то, что «непосредственно или опосредонанно действует или, при известных обстоятельствах, может действовать на наши внешние чувства». Открытия в физике на рубеже XIX — XX вв. (открытие радиоактивности, появление спец теории относительности) означали установление: делимости атомов, их изменчивости; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени; существования отличительной от вещ-ва формы материи. Философское представление о материи складывалось как способ видения целостного мира, включая и человека в нем.Конкретно-научные воззрения на материю усложнялись по мере развития и смены картин мира.
18.Пространственно-временная организация бытия Историч сложились 2 подхода в понимании пространства и времени. 1ый — субстанциональный — рассм. пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, воплотилась в геометрии Евклида, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. 2ой - реляционный подход - наметился у Аристотеля и был развит Декартом, Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математич. обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассм-ся не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Пространство — форма существования материального мира, котор характер-ет структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований.Время — форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют 3 состояния сознания: память, созерцание и творчество. С прогрессом общества возрастало осмысление пространства-времени как объективной реальности. Человек, начиная с Нового времени, стал задумываться о гибельности темпов цивилизации и занялся поиском причин необратимости времени и условий социального бытия, сохраняющих и продолжающих жизнь природы и общества. Ньютон считал: время ни от чего не зависит и течет с пост. скоростью из прошлого в будущее. Ускорение движения в результате использования новых транспортных, коммуникационных и информационных технологий «уплотняет» пространство и «ускоряет» время. По мере прогресса общества создаются относительные возможности для контроля за пространством и временем. Интенсивность таких процессов у разных народов и государств, отличающихся степенью развития технологий, разнится.
19. Диалектика как философская теория развития; исторические формы диалектики Содержание диал-ки формировалось в течение длительного периода дух. развития чел-ва. В Др. мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диал-ки. После зарождения развитие диал-ки надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в ф-ой системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диал-ка получила новую (теор.) базу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диал-кой создается система марксистской диал-ки. Т.о., можно выделить 3ее истор. формы - стихийную диал-ку древних, диал-ку Гегеля и марксистскую диал-ку. Каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в " снятом" виде, как в случае создания марксистской диал-ки. Многие древнегреч.ф-фы были диал-ами. Сократ ввел в культурный оборот термин " диал-а" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал " изобретателем диал-и", имея в виду ряд поставленных им диал-х проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия. В ф-й мысли Др.реции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом(" нельзя дважды вступить в ту же самую реку", " ничто не постоянно... одно и то же: удовольствие - неудовольствие... все сменяется в игре Века... Все возникает через вражду и взаимообразно") В отличие от указанных ф-в Гераклит был занят обоснованием идеи диал-го развития мира в целом. «Нет ни одного положения Гераклита, - пишет Гегель, - к-ого бы я не принял в свою «Логику». Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно к-ой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума, Бога). Поэтому открытые им диал-ие законы, по существу, явились законами развития духа. И созданная Гегелем диал-ка получила идеалистический характер. В материалистической диал-ке смысловые акценты расставлены по-иному. Во-1ых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в противоречивом движении чел-ва в направлении об-ой.гармонии, к-ая представлялась им в форме коммунизма. Во-2ых, показав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего духовного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий об-ой жизни рождается общечел-ий идеал коммунистической гармонии. В-3их, Маркс и Энгельс отказываются признать превосходство любой национальной формы капиталистического гос-ва при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма. Конкретно-исторический смысл диал-ки изменяется, но данные изменения целенаправленны. Они осуществляются в горизонте общего замысла диал-ки - раскрытия перспектив развития мира. Для реализации этого замысла диал-ими мыслителящими ф-ми сделано немало. Однако диал-ому осмыслению подлежит еще большое кол-во проблем мирового развития.
21.Диалектика и синергетика В связи с развитием синергетики позиции диалектики усилились. Термин " синергетика", обозначающий новое направление междисциплинарных исследований в науке, которое вобрало в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, и т.п. ввел Хакен. Основоположники синергетики Пригожин, Майнцер и др. Синергетика рассматр. системы, существование, самодействие которых поддерживается постоянным обменом с внешней средой, веществом, энергией и информацией. Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений выступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом, как рост степени синтеза порядка и хаоса, как стремление к максимальной устойчивости. Синергетика преимущественно обращена к макросоциальным процессам и общим тенденциям развития общества, где суммированы личностные решения и акты выбора индивидов. Она применима к коллективным, массовым процессам, где один или некоторое число детерминирующих факторов м.б. выделено для изучения. Предметом синергетики является также человек во всём многообразии его культурных, психологических, антропологических и социологических измерений.Синергетика дает возможность прояснить тот или иной аспект соц. жизни в зависимости от конкретных задач исследования. Это м.б., например, политическая ориентация индивидов (подать или не подать свой голос за определенного кандидата), финансовое решение (продать или купить определенные акции) и др. Трудности приложения синергетики к социальной жизни заключаются в том, что с переходом на более высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального явления, при этом недостаточно учитывается роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы, возможности отдельного человека в сложной динамике социума. В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий. Диалектика как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреждает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает готовых ответов. Когда первоначально родоначальник этого научного направления Г. Хакен применил термин " синергетика", то он добавил следующее пояснение - " синергетика - учение о взаимодействии".Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г.Хакену.1. Исслед. системы сост. из неск. или многих одинак. или разнородных частей, кот. нах. во взаимод. др. с др.2. Эти системы называют нелинейными.3. При рассмотрении физич., химич. и биологич. систем речь идет об открытых системах.4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.5. Системы м.б. нестабильными.6. Происходят качественные изменения.7. В этих системах наблюдаются новые качества.8.Возникают пространств., временные, пространственно-временные или функциональные структуры.9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.10. Во многих случаях возможна математизация.Сопоставление диалектики и синергетики лишь в наиболее существенных аспектах: 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях. 2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира. 3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Единство мира отражено в диалектике в принципе «единство в многообразии». Согласно диалектике, с исследования взаимодействия начинается и заканчивается познание. Если сравнить содержательные элементы диалектики и синергетики, то следует заметить, что это не противоположные научные теории, объясняющие сущность взаимодействия и развития. Их можно считать дополняющими друг друга.
24. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Для появления сознания должны были сформироваться биологические предпосылки и к ним относят: 1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением и 3) стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания. Этот качественный скачок наука связывает с историей становления человеческого общества. Отечественные ученые, осмысливая процесс антропосо-циогенеза и опираясь на данные археологии, создали теорию двух скачков, соответствующих началу и концу антропосоциогенеза. Первый скачок связан с началом изготовления орудий труда, что явилось поворотным пунктом в эволюции живого. С этого момента начинает свою историю процесс формирования человека как особого биосоциального вида и зарождения общ-ых отношений. Второй скачок завершился сменой неоантропа Homo sapiens (человек разумный) чел-ком современного вида, а также установлением и господством социальных закономерностей. В связи с переходом чел-ка к производству орудий труда можно говорить о 3х взаимосвязанных следствиях этого процесса. Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности чел-ка с неизбежностью обуславливает изменение физиологических функций организма и соответственно изменение его существенных биофизиологических качеств. Во-вторых, сам процесс изготовления орудий труда, миллиарды раз из поколения в поколение повторяемые производственные операции с помощью орудий труда накапливают опыт человека В-третьих, совершенствующийся производственный процесс одновременно усложняет и всю гамму жизненных проявлений индивидов. Сознание есть связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, способность целенаправленно, творчески активно, опережающе и конструктивно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.
25. Сознание и бессознательное, самосознание. Материльная фил-я рассматр-ет сознание в его сочетании с материей, с отражением как ее свойством. Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практической деятельности людей. Сознание – особое сост-е чел-ка, в кот. Ему доступен и мир и он сам. Функции созн-я: -идеальность – способ освоения человеком мира, когда осв-ся первонач-но без физического на них воздействия. - идеальное созн-е дополн-ся свойством интонциональности. - идеаторность- способность сознания творить и воспроизводить идеи. - сознание универсально т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов вовлекаемых в деятельность. -с-е обладает свойством объективности, т.е. отражение вещей и процессов такими какие они есть в действительности. - объективность сознания сочет. с его субъективностью- отражение тех или иных вещей и процессов - способность целеполагаться т.е.предварительное создание идеального проекта будущего результата, через сознание чел-к проектирует свой способ бытия. - сознание потенциально заряжено творчеством -сознание обладает неразрывной связью с языком, кот.выступ. матер-е формы выраж. матер. сознания. Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Проблемой бессознательного занимались Б.Спиноза, Г.Гегель, К Маркс, З.Фрейд. Преодоление бессознательного (а один из главных его источников есть стихийное разделение труда) может произойти, по Марксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, продемонстрировала огромную трудность установлении полного контроля со стороны людей за делами в обществе, З.Фрейд (подробнее см. 3.2) к бессознательному относил, прежде всего, психологические и биологические потребности людей, вызывающие неосознаваемые переживания. С точки зрения материалистической философии первый уровень бессознательного — неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете); высвобождает сферу сознания для решения творческих операций. Второй уровень бессознательного — процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, от тревожных, болезненных впечатлений и т.д.). Третий уровень бессознательного -- некоторые процессы художественной, научной, философской и иной интуиции.
27. Структура и основные характеристики познавательного процесса. В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. " Все люди от природы стремятся к знанию". Принцип познаваемости является выводом из всей истории познания и практики человечества. Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Вещи, процессы, явления (в том числе духовные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объект познания*. Субъектом познания выступает отдельный индивид, та или иная социальная общность, общество в целом, обладающие способностями к эвристической деятельности и располагающие определенными средствами и методами познания. Цель познания -обеспечение моделей и программ, управляющих освоением объекта в соответствии с потребностями субъекта.Суть познания составляет адекватное воспроизведение, отражение действительности, позволяющее человеку ориентироваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершенствовать самого себя. Современное состояние философской и естественнонаучной мысли различает отражение как процесс и отражение как результат, учитывает не только созерцательно-отражательный, но и активно-преобразующий характер познания. Диалектика объективного мира обусловливает диалектический характер познания. Сложность процесса познания обусловлена тем, что познание всегда субъективно-объективно, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. К тому же накопление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями. Это ведет к уточнению прежних теорий или замене старых теорий новыми, соответствующими новым данным науки и практики.Структура и динамика познавательного процесса.Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания -мифологическая, со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художественно-образное и философское познание. Параллельно развивалось обыденно-практическое познание -получение элементарных сведений о повседневной жизни, практике людей и игровое познание, способствовавшее становлению культуры, удовлетворению любознательности, формированию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло научное познание.Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. С позиций материалистической науки механизм познания включает воспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы - проводники и отделы мозга. Основные формы рационального мышления - понятие, суждение и умозаключение. Познание предполагает наличие некоторой общей основы, на которой происходит взаимосвязь и взаимодействие между субъектом и объектом. Познание возникло и функционирует постольку, поскольку обслуживает определенным образом процесс жизнедеятельности людей, т. е. имеет социальную ценность. Итак, практическое и познавательное освоение человеком мира неразрывно сопряжено с его ценностным освоением. Знание в неявном виде всегда содержит в себе определенную систему прагматических правил. Помимо чувственного отражения, абстрактного мышления и практики, познавательный процесс включает в себя различные формы психической деятельности: волю, желания, нормы, ценностное отношение к отображаемой действительности, выражающееся через призму интересов человека. Познание осуществляется в обрамлении осознания и неосознанной деятельности, творчества и интуиции, веры и знания.
34.Культура как предмет философского анализа; формы культуротворчества (мораль, религия, искусство). Термин " культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Слово " культура", начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. 3 основное значение слова " культура" - поклонение, почитание. Понятия " культура" и " технология" характеризуют общественную практику. Технология представляет собой материально-практическую сторону реализации взаимодействия общества (человека) и природы, а культура - духовно-практическую сторону этого взаимодействия. В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (Вольтер, Руссо, Гольбах) своди-культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, шдела в культуре человеческое продолжение природы. В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается от зависимости от природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксистской философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму: культура понимается не как чисто духовное воспитание и просвещение индивида, а как создание необходимых условий (материальных прежде всего) для всестороннего развития человека. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура - совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура - сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало (способности людей), а продукты духовной культуры облечены в материальную форму. Материальная и духовная культуры - две стороны ее целостного феномена. Нередко называют подуровни единой культуры: физическая, экологическая, художественная и т. п. Существует также узкое понимание культуры как отрасли народного хозяйства, осуществляющей культурно-просветительскую деятельность через библиотеки, музеи, клубные учреждения, театры и т. д.В культуре выражен ее надбиологический характер. Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. На основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Различаются " живая" культура — система ценностей, создаваемых в каждый данный момент жизни человека, и освоенная культура как воплощенная соц. память (в виде открытий в науке и технике, творений архитектуры и скульптуры, произведений литературы, живописи, музыки, народного творчества и т.д.). Через устойчивую сторону культуры (традиции) происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. Традиция как выражение преемственности, как истор. память - непременное условие новаторского развития культуры. Тиражирование известного, уже сотворенного ранее - это распространение культуры. Оно приобщает шир. круг людей к процессу функционирования культуры в обществе. Творчество культуры предполагает включение нового в процесс истор. развития 37. духовная жизнь общества Духовная жизнь чела и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и т.д. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема «жизнетворчества. Нравственность же является определителем духовной культуры личности.Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества. Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.Духовное общение-процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; 1 из необход. и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
|