Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи, объекты и принципы регионального управленияСтр 1 из 15Следующая ⇒
ЭКЗАМЕННАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» 1. Регион как объект управления Регион как объект управления Регион – это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления. В РФ — 85 субъектов. Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность региона – рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни. Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. Управляемости в определенной степени способствует целостность региона, так как административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства. Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических проблем, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования. Принцип субсидарности. Основан на том, что более высокий уровени управления может вмешиваться в действия более низкого лишь в том, какой последний проявил неспособность к эффективному управлению.
2. Задачи, объекты и принципы регионального управления Задачи, объекты и принципы регионального управления Задачи регионального управления многообразны и обусловлены особенностями переходного периода. В число основных задачрегионального менеджмента входят: ñ обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни; ñ экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития; ñ оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований; ñ обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды; ñ формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры. Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объектможно классифицировать по следующим основным признакам. 1.Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации). 2.Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.). 3.Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе. 4.Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охр ана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка). Анализ приведенной классификации объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. К основным принципамрегионального управления относятся: -Децентрализация. Этот принцип ограничивает монополию регионального управления на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз. -Партнерство. Предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. -Субсидарность. Заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. -Мобильность и адаптивность. Способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. -Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций ) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них.. 3. Организационно-экономическая сущность стратегического планирования в региональном управлении Стратегическое планирование социально-экономического развития региона — специфическая функция управления, состоящая в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей развития и механизмов их достижения, реализация которых призвана обеспечить его эффективное функционирование в рассматривамой перспективе, быструю адаптацию к измняющимся условиям внешней среды. Значение стратегического планирования - обоснование направлений и перспектив развития региона, предоставление информацинного материала для выработки экологической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Предпоссылки стратегического управления региона: 1. Перепроизводство — насыщение рынка товарами, работами, услугами; 2. Требовательность — повышение уровня требований граждан к качеству продукции в следствие роста доходов и свободы выбора; 3. Инновационность — улучшение технических возможностей выпуска новых товаров и услуг; 4. Динамичность — ориентация на сокращение сроков внедрения новой продукции в связи с сокращением жизненного цикла товара; 5. Люмпенизация — рост полной и частичной безработицы, увеличение контингента с низким уровнем доходов и спроса; 6. Интервенция — международная конкуренция крупных зарубеных корпораций и попытка захвата национальных рынков; 7. Аритмия спроса — изменение спроса потребителей рынка товаров и услуг в связи с сезонностью, нарушающее стабильность производства; 8. Дифференциация — нарастающее разнообразие потребностей населения, увеличение ассортимента товаров и услуг. 4. Системный подход в стратегическом территориальном планировании С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассматривать: 1. Региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающее жизнедеятельность регионов 2. Производственная система в которую входят все отрасли материального производства 3. Социальная сфера - в состав которой входят все отрасли, занимающиеся духовным и культурным развитием населения регионов 4. Финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи регионов, бюджет региона 5. Управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе
Процессы стратегического планирования: 1) Аналих проблемной ситуации (SWOT-анализ) 2) Создание образа будущего (определение качества жизни людей и среды их обитания, а также предназначения региона в соц-экономическом пространстве в стране и всего мира) 3) Постановка целей и определение задач (постановка стратегических и тактических целей, а также критериев их достижения) 4) Разработка основных направлений достижений целей (важным направлением является создание комфортных и безопасных условий существования) 5) Реализация плана и мониторинга Особую роль в стратегическом планировании отводится сохранению и развитию человеческого потенциала. (трудовой, культурный, нравственный ресурс, созидательные возможности каждого человека) 5. Теоретические аспекты регионального управления Региональное управление-совокупность действий по руководству соц. экономич. процессами, протекающими в границах регионов разного иерархического уровня с целью поддержания их на планируемой(предполагаемой) территории. Рег. управление рассматривается в 3 аспектах: 1.Теоретический-научное напр-е, имеющее собственные объект иссле-я, предмет познания, методические инструментарии 2.Практический-деят-ть упр-й структурывсех уровней, регулирующих пространственное развитие и террит.орган-ю страны, регионов, городов и сел размещения хоз. И инфраструктурных объектогв 3.Познавательный-учебная дисциплина, синтезирующая практику рег. Упр-я и планир-я. Обличена в форму доступную для учащихся.
Субъект упр.-органы территориальной власти(рег.администтрации)органы местного самоупр. Объект упр.- регионы, муниц. образования, депрессивные регионы, датационные регионы в кот. необходимы вливания Методы упр.- административные (прямого распоряжения)экономические(косвенного воз-я через соз-е условий), общественные(морального воз-я) Механизмы упр.- часть рег.упр. программирования, прогноз-я, стиму-я и контроль Инструменты упр.- нормативы, кредиты, субсидии, дотации, штрафы Процесс территориального управления включает 3 этапа: 1.Предвидение-разработка и научное обоснование стратегий, концепций, прогнозы развития регионов и муниципалитетов. 2.Регулирование-сохранение траектории развития, обоснованной в материалах предвидения. 3.Мониторинг и контроль(счетная палата региона, контр. ревизионные органы)
6. Управление региональной экономикой: цели, виды, принципы Различают цели по: 1.Времени достижения целей: краткосрочная(1-2г)среднесрочная(3-5л)долгосрочная(более 5 л) 2.По содержанию целей: экономич., соц-е, демографические 3. По уровням упр-я: региональные, муниципальные, федеральные цели развития региона Виды(типы)упр. регионального: 1.Демократическое упр-е- передача б.части гос.фун-й упр-я от федерального центра регионам, предоставляя им значительную экономич. самостоят-ть 2.Авторитарный-полномочия, ответств-ть и контроль сосредоточены преим-но на высшем уровне, а регионы пользуются незначит. уровнем сам-ти 3. Координационное-реализ. в госуд-ах с конфедеративным устройством про котором координация деят-ти органов регионольного упр-я со стороны федерального центра. 4.Субардинационное-основано на жестком, административном подчинении, выполнении задний, спускаемых с вышестоящих на нижестоящие уровни 5.Административное-использование различных методов воздействия вышестоящими уровнями упр-я на нижестоящие, побуждая их к подчинению независимо от их мнения.(соответствует авторитарному) Принципы: 1.Принцип системности управления- все объекты, находящиеся на территории региона(независимо от формы соб-ти) так или иначе взаимодействуют друг с другом. 2.Комплексности - развитие региона в наиб. привлекат. направлениях(с точки зрения природно-климат. условий, инфраструктуры и стр-ры трудовых ресурсов) 3.Пропорциональности- поддержание наиб. рациональных отраслей и террит. пропорций оптимального соотношения м/у отдельными подсистемами РЭС
7. Причины и цели государственного регулирования экономикой Гос.рег-е экономикой- вмешат-во гос-ва в экнонм. процессы с целью изменения их течения и получения необход-х результатов Цели гос. рег. экономики: 1.Стимулир-е экономического роста в период кризиса, депрессии, застоя 2.Развитие экспорта 3.Привлечение иностранного капитала 4.Поддержка частного бизнеса 5. Обеспечение соц. Защиты наиб. уязвимых групп населения 6.Решение проблем занятости населения 7.В условиях длит.и бурного подъема экономики главная цель притормозить ростпроиз-ва, сократить перепр-во товаров и накопления капиталов. 8. В условиях кризисов и депрессиях ставятся задачи стимулирования спроса на товары и услуги, повышение уровня занятости. 9.Прирегулировании занятости населения- обеспечить спрос на рабочую силу путем создания рабочих мест. ГРЭ осущест-ся как правило под возд-ем опред-х профильных слоев населения. Это м.б. учителя, мед. работники, которые не удовлетворены уровнем безопасности, условиями труда и т.д.
|