![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема экономической определенности человека в философских концепциях.
1.ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. В древнеиндийской философии почти не было граней между экономикой и природой.Понятие экономики распалось на объективное (богатство) и субъективное. На роль исходного определения экономики может претендовать пища. Есть понятие материальной выгоды (артхе). Буддизм. Жизнь человека - сплошное страдание. Страдания проистекают от того, что человек полон желаний, которые не могут быть до конца удовлетворены. Следовательно, избавится от страдания можно, лишь избавившись от желаний. И таким образом достичь спасения - нирваны. Китайская философия. В центре их философской системы находится человек - как социальное целое, либо особенный человек, органически включенный в общество. Экономическая определенность сливается с нравственной. Индивид, действующий в интересах своей выгоды - проявление злой природы человека. 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Протагор. Человек есть мера всех вещей. Сократ. Человек - планетарное, космическое существо, необходимый элемент вселенной. Презирал всякую выгоду. Платон определяет человека именно как единство души и тела. Вожделеющее начало души - это все, что связано с удовлетворением материальных потребностей человека. П. выделяет 3 момента экономического: вожделеющее начало в душе, тело и предмет вожделения (душа, тело и имущество). Однако, душа настоящего человека должна избавиться от вожделеющего начала. Выделив три начала человеческой души, П. те же начала обнаруживает и на уровне государства (общества). Вожделеющему началу в душе отдельного человека соответствует сфера экономики на уровне государства. В этой сфере заняты люди, у которых вожделеющее начало доминирует: земледельцы, ремесленники, тор говцы и, надо полагать, рабы. Это самые презренные люди в государстве, но П. отводит им необходимое и подобающее место. Наконец, П. заложил основу деления хозяйства на производство средств производства и предметов потребления и основу теории разделения труда. Высказал мысль о связи редкости и производства. Обозначил отношение стоимости и собственности. Аристотель исходит из примата всеобщего человека над особенным и единичным: “Человек - по природе существо общественное Живое существо состоит прежде всего из души и тела; из них одно - начало властвующее, другое подчиненное” В эконом. деятельности человеком движет предмет стремления. Предмет стремления либо действительное благо, либо благо кажущееся. Высшее благо - счастье. Для счастья нужны внешние блага, ибо невозможно совершать прекрасные поступки, не имея средств. Главная добродетель соответствует главной части души, т.е. уму. Блага для отдельного и всеобщего человека различны. Высшее благо для отдельного человека - созерцание истины. Но благо отдельного человека подчинено высшему благу государства - умению в области военачалия, хозяйствования и красноречия, объединенные политикой. Центр. понятием философии А. становится деятельность. Учение о 4 причинах: конечной, действующей, материальной и формальной. Т.е. человек придает материи форму, руководствуясь некоей целью. 3.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Фома Аквинский. Бог- причина причин. Однако Бог, присутствуя в каждой вещи, тем не менее оставляет поле для ее свободы, как вторичной причины. Уже здесь видна основа проблемы экономической свободы. Душа - ведущее начало в человеке. Она содержит, согласно Аквинскому, познавательную способность и способность желания. выделяет три сферы действия: познание, поведение и творчество. Познание в этом делении оказывается главным. Два других вида человеческих действий (поведение и творчество) основаны на желаниях. В этих рассуждениях можно усматривать некую модель экономической мотивации человека. Высшие же цели формулирует разум. Т.е. разум выступает источником свободы воли. Тело обусловливает экономическое в человеке Направленность воли на реализацию положительной цели есть добродетель. Фома Аквинский различает справедливость отношений между людьми и справедливость законов. В основании справедливости законов лежит понятие естественного права. Право частной собственности является вторичным. 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Экономическая определенность человека усиливается. В концепции Гоббса в человеке есть два вида способностей - физические и духовные. Познавательные и волевые способности соединяются в теории Гоббса в единый процесс. Экономика как целое разламывается: есть богатство и изобилие, с одной стороны, и средства их достижения - с другой. богатство - это вещь внешняя по отношению к человеку, а труд, умение, искусство - его собственные определения.. Самосохр-е (осн.благо) требует установления права частной собственности на вещи. У Локка человек слагается из души и тела. Внешние вещи вызывают у человека ощущения. Локк обозначает единым термином " собственность" и личность человека, и продукты его труда. В своем определении собственности он делает шаг к единому эконом. определению человека. Теория общественного договора. 5. И. КАНТ Природа человека обременена фундаментальной двойственностью. Кант, акцентируя близость между моралью и экономикой, не воспринимает экономику как самостоятельную сферу исследования. Экономическое бытие человека Кант относит к сфере природы. Это эмпирическое чувственное начало в человеке. Все сверхчувственное помещено в сфере нравственности. Сфера искусства же связывает чувственный и сверхчувственный мир человека. Экономика отнесена Кантом к сфере природы т.к. есть природный детерминизм технических процессов и материального интереса. Здесь нет места человеческой свободе. Свобода является атрибутом нравственности. Экономическое поведение человека, будучи проявлением его животного начала, подчиняется моральному долженствованию. Экономика выступает у Канта частью культуры, к культуре принадлежит умение человека что-либо делать. Совершенствование умения лежит в основе разделения труда и государственной власти. 6. Г.В.Ф.ГЕГЕЛЬ Основным понятием гегелевской философии является абсолютная идея. Абсолютная идея сначала выступает как непосредственная, затем отчуждает себя от себя и полагается как природа, природа в свою очередь порождает дух. Дух, прогрессируя, приходит к состоянию абсолютного духа. В виде абсолютного духа абсолютная идея возвращается к самой себе, но не как простая, непосредственная идея, а как достигшая полного развития. Таков стержень философии Гегеля. А человек и есть дух. Философия духа - последней фазы развития идеи, и есть философия человека. Дух как истина природы должен достигнуть единства с материальным миром. Дух достигает единства с материальным миром путем познания этого материального мира. С другой стороны, дух достигает единства с материальным миром на основе практического преобразования этого мира. Дальнейшее движение духа дает нам момент экономического в отношениях господина и раба. Когда дух развивается до свободной воли, а свободная воля обнаруживает свою истину в объективном духе, мы встречаемся с собственностью и договором, стоимостью, системой потребностей, опосредованной трудом. 7. К.МАРКС. Первый сумел сделать экономику основным предметом философского умозрения. Человек в условиях разделения труда и частной собственности в своем историко-логическом движении проходит ту фазу, где его экономическая определенность оказывается основной. Маркс рассматривает человека как созидающее существо. Маркс ставит во главу угла труд и производство, не приводя эти понятия к четкому соотношению. Благодаря труду природа оказывается его произведением и его действительностью. Производство как исходный пункт есть непосредственно потребление, потребление есть производство. производство и потребление выступает как средство для другого. Каждое из них создает другое, создает себя как другое. Далее у Маркса отношение производства и потребления опосредуется распределением и обменом. Центральное место занимает продукт. Продукт, в отличие от простого предмета природы, проявляет себя как продукт, становится продуктом только в потреблении. Потребление, уничтожая продукт, этим самым придает ему завершенность, ибо продукт есть результат производства не просто как овеществленная деятельность, а лишь как предмет для деятельного субъекта. Товар – форма продукта. Человека Маркс также определяет как продукт, рассматривая его историческое движение. Маркс ввел понятия производительных сил и производственных отношений. Открытие диалектики произв. сил и произв. отношений до сих пор имеет колоссальный потенциал. 8. СОВРЕМЕННАЯ ФЭ разрабатывается в рамках нескольких направлений. К.Ясперс - экзистенция, подлинное существование человека находится во внешнем отношении к экономике. Труд -основной аспект чел. бытия. 3. Фрейд сумел показать, что психика человека делится на сознательную и бессознательную сферы., ввел понятия - " Я", " Сверх-Я" “Оно”. Психологическая защита. А. Адлер поставил во главу угла своей теории бессознательное стремление к превосходству. К.Юнг ввел понятие психической энергии, типы личности. К.Хорни связала бессознательные влечений с культурой человека. и той средой, в кот. живет человек. Э.Фромм вводит понятие социального характера. Бегство от свободы.
|