![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и метод философии хозяйства.⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57
Предметом философии хозяйства является Хозяйство как целое. Философское рассмотрение предмета предполагает его рассмотрение целиком, т.е. от начала и до конца. Значит, если мы взялись философски исследовать экономику, надо и ее рассматривать целиком. Вряд ли целесообразно рассматривать предмет, двигаясь от конца к началу. Лучше начнем с начала и будем стремиться достичь конечного пункта. Попробуем рассмотреть хозяйство всех времен и народов. Для начала необходимо определиться с методом ФХ. 1 метод – позитивный. Сбор фактов. Нельзя собрать все факты – напр. Факты о будущем. К тому же возможны ошибки. 2 метод – рациональный. Логическая обработка фактов и их интерпретация ФАКТЫ à (через формальную логику) à ПРОСТОЕ ЦЕЛОЕ (БЛАГО) à Упорядоченные факты Но это невозможно, т.к. мы выделили общее, следовательно что-то отбросили, следовательно нельзя говорить о хозяйстве как целом. Продукт есть процесс производства. Процесс производства, взятый как абсолютно неопределенный, есть процесс потребления. Следовательно, продукт есть процесс потребления. Таким образом, мы получаем продукт как нечто единое, продукт как продукт. И в то же время продукт распадается на два определения: продукт есть производство и продукт есть потребление. Следовательно, полная формулировка начала экономики - это продукт как процесс производства и потребления. Как и любая другая формация природы и общества, производимый и потребляемый продукт имеет три определения: единичный продукт, особенный продукт и всеобщий продукт. Однако особенное и всеобщее определения продукта не могут появляться позже, если их нет в единичном продукте. Точно также единичный и особенный продукты не могут бесследно раствориться во всеобщем. Значит, каждое определение продукта несет в себе три определения (ед.ед, ед.ос., ед.вс., ос.ед., ос.ос., ос.вс., вс.ед., вс.ос., вс.вс.) Самая обычная философская трактовка человека - это некое единство души и тела. Иногда различают тело, душу и дух. Экономика- процесс производства и потребления продукта. Орудия труда являются моментом процесса производства. Значит, если расширительно трактовать Аристотеля и Маркса, то получится, что продукт есть одна из определенностей человека, а именно, его экономическая определенность. Все три определенности человека удвоены как объективные и субъективные. Субъективные определенности тела, продукта и духа суть душа человека. Т.е. продукт имеет душу. Он не только объективен, но и субъективен. Поэтому целостное исследование хозяйства должно включать субъективное в единстве с объективным. Человек вообще, как и продукт, есть процесс. Тело, продукт и дух суть фазы логического и исторического движения человека. Тело человека в этом движении выступает как единичное, продукт - как особенное, дух - всеобщее. Однако эпоха доминирования тела не исключает наличия продукта и духа как моментов, присутствующих в свернутом виде. Точно также эпоха доминирования духа предполагает тело и продукт в снятом виде. Определим неживую природу как единичное. Живая природа выступает перед нами как царство особенного. Здесь вид господствует над особью. Наконец, человек - это всеобщее: все особенные разновидности человека сводятся к роду " человек". Тогда получается, что ко всем многообразным определениям человека необходимо добавить определение всеобщее. Проделанный анализ показал, что продукт и человек экономический - одно и то же. Поэтому исследование продукта от начала и до конца есть исследование человека экономического от начала и до конца. Последнее, что нам следует сделать, - это логическую последовательность определений человека - единичное (тело), особенное (продукт), всеобщее (дух) - развернуть исторически. Назовем эпоху доминирования тела эпохой до разделения труда, эпоху доминирования продукта - эпохой разделения труда, эпоху доминирования духа, соответственно, - эпохой после разделения труда. Основной смысл эпохи разделения труда - свести особенный продукт к всеобщему или преодолеть разделение труда (преодолеть саму себя). Конкретным проявлением этого сведения особенного к всеобщему является отношение первичного и вторичного продуктов. Первичный продукт является продуктом жизнеобеспечения. Вторичный продукт - продукт новый, не входящий в комплекс жизнеобеспечения. Процесс разделения труда диалектичен. Вторичный продукт по мере его освоения начинает входить в структуру необходимых потребностей общества. Но как только вторичный продукт доходит до такого состояния, он превращается в первичный продукт. А от последнего отпочковывается новый вторичный. Этот процесс непрерывного усложнения структуры продукта, т, е. вхождение в состав первичного продукта бывших вторичных, и есть сведение особенного продукта к всеобщему. Отношение продукта к природе. Надо различать неживую природу (единичное), живую природу (особенное) и мир человека (всеобщее), соотносящийся с неживой и живой природой. Процесс разделения труда есть процесс освобождения человека от власти природы. Следовательно, разделение труда - это подчинение человеком все новых сил природы и превращение их в производительные силы. Эпоха разделения труда сделала человека специалистом, т.е. односторонним уродливым существом. Эпоха после разделения труда ликвидирует эту дисгармоничность. Человек превращается в абсолютного специалиста, т.е. неспециалиста. Но это уже не та абсолютная специализированность дикаря на примитивном одном - на пище. Это способность производить и потреблять любой продукт, способность, порожденная предшествующей эпохой разделения труда. Одновременно производство и потребление снова соединены вместе. Человек способен сам произвести себе любой продукт и сам его потребит. Поэтому всеобщий продукт - продукт единичный. Но это уже не непосредственный единичный продукт дикаря, а единичный продукт соотнесенный, опосредствованный всей экономической системой. Поэтому всеобщий продукт не только единичный, но и особенный. Цивилизационный подход (эпохи до разделения труда, разделение и после разделения), учение о типах общества (аграрное, индустриальное и постиндустриальное) и учение об общественно-экономических формациях (первобытный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Связь с единичным, особенным и всеобщим продуктом. 61. Экономическая свобода: сущность и предпосылки развития. Наиболее полно понятие свободы исследовано в творчестве русских органицистов и космистов. Свобода – это проективная деятельность социального субъекта, направленная на его самовозрождение и основанная на любви к жизни. Специфика в трактовке свободы в русской культуре и философии заключается в ее преимущественно позитивном контексте: свобода понимается не как свобода от чего-то, а как свобода во имя чего-то. Живое воплощение свободы для органицистов - это человек будущего. Они уже осмыслили нравственную ответственность как оборотную сторону медали свободы. Свобода как основа саморазвития останется не понятой, если не исследовать диалектику субъективного и объективного факторов, которая образует гармонию системы, преодолевающую хаотичность абсолютизации отдельных элементов в рамках этой системы. Таким образом, система категорий, раскрывающих концепцию свободы в трактовке органицистов выстраивается следующим образом: организм - сферическая целостность - организация - деятельность (имманентная активность) - центробежные и центростремительные силы - целесообразность (цель - центр; периферия - средства) - диалектика субъективного и объективного факторов - свобода - нравственная ответственность - гармония.. Свобода как деятельность является способом разрешения противоречия между субъективным и объективным факторами истории. Диалектика субъективного и объективного факторов раскрывается в результате как соотношение слепой силы природы и сознательной силы человека. Федоров: “Свободными делаются, а не рождаются; знание, как лишь таковое, оставаясь знанием только, может открыть, конечно, одно лишь рабство, а не свободу. Когда все изменения в мире будут определяться разумною волею, когда все условия, от коих зависит человек, сделаются его орудиями, органами, тогда он будет свободен” Федоров подчеркивает позитивное понимание свободы в русской культуре в отличие от негативного понимания свободы, которое преобладает в западной культуре: «Наше отличие от Запада в том и заключается, что Запад на первый план ставит всегда себя, свою личную свободу. Федоров раскрывает насколько свобода органична природе: это цель, предзаданная мирозданию и человеку; и только сам человек выбирает: паразитировать в организме природы вплоть до самоуничтожения или занять уготованное ему место. Позитивное понимание свободы - это благо, блаженство; «полная свобода, самодеятельность тождественна бессмертию.” Это победа нравственной ответственности: Задача человека - морализировать все естественное, обратить слепую, невольную силу природы в орудие свободы”. Для того, чтобы глубже понять специфику каждой из сфер жизнедеятельности общества, посредством которых человек овладевает окружающим миром и реализует свой смысл жизни, необходимо дифференцировать эти сферы по принципу соотнесенности их с внешней или внутренней свободой социального субъекта. Внешняя свобода - это возможность социального субъекта действовать в соответствии со своими интересами на основе познанной необходимости. Необходимым условием внешней свободы социального субъекта является наличие достаточного богатства и разнообразия природных и социальных элементов среды обитания данного субъекта. Достаточным условием выступает познание законов функционирования окружающей природной и социальной среды, без чего невозможно действовать со знанием дела и добиваться результатов, все более и более соответствующих поставленным целям. Основными сферами жизнедеятельности социального субъекта, определяющими границы его внешней свободы и уровень ее развития выступают: хозяйственная (или социально-экономическая) и политико-правовая сферы, а также наука как специализированный вид деятельности и социальный институт. Внутренняя свобода - это способность социального субъекта действовать в соответствии со своими потребностями на основе развитой духовности. Способность социального субъекта действовать определенным образом вытекает из его индивидуальных характеристик, из уровня саморазвития этого субъекта. Потребности социального субъекта - это выражение природы данного субъекта, т.е. системы его биологических, психических и социальных свойств. Внутренняя свобода предполагает способность человека творить благо и красоту в своей жизни. Основными сферами жизнедеятельности общества, определяющими социальное пространство развития внутренней свободы исторического субъекта, выступают: искусство, нравственность, религии и приводящая эти сферы в одну систему философия.
|