Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статьи и дневникиКритические сочинения Вальтера Скотта занимают несколько томов. Сюдавходят две большие монографии о Джоне Драйдене и Джонатане Свифте - историкилитературы ссылаются на них и до сих пор, - а также статьи по теории романаи драмы, серия жизнеописаний английских романистов XVIII века, множестворецензий на произведения современных авторов и другие статьи, в частности повопросам фольклористики. Первое собрание исторических, критических и фольклористических трудовВальтера Скотта вышло в Эдинбурге в 1827 году. Затем они несколько разпереиздавались и переводились на иностранные языки. Вальтер Скотт как критиквозбудил, например, значительный интерес во Франции 1830-х годов. В русскомпереводе появилось несколько статей в " Сыне отечества" (1826-1829) и вдругих журналах XIX века. Критики эпохи Просвещения обычно подходили к оценке художественныхпроизведений с отвлеченными эстетическими и этическими критериями. При этомважную роль играл моральный облик автора как частного лица. Осуждение егопоступков влекло за собой отрицательный отзыв о его сочинениях. Один изсамых авторитетных критиков XVIII столетия Сэмюел Джонсон предпочиталбиографии историографическим сочинениям на том основании, что из жизнизнаменитых людей легче почерпнуть нравоучительные примеры, чем изисторических фактов. Биографический метод критики долго господствовал вАнглии. Не остался в стороне от его влияния и Скотт, особенно в монографияхо Драйдене и Свифте. Тем не менее этот подход к литературе его неудовлетворял. Не удовлетворяли его и беглые очерки литературных явлений приобщих описаниях нравов того или иного периода в исторических трудах, например в " Истории Англии" Дэвида Юма, которого Скотт считал " плохим судьейв области поэзии". Между тем во второй половине XVIII и в начале XIX века стали появлятьсякниги, авторы которых стремились воссоздать картину развития художественнойлитературы или ее отдельных жанров. Большое значение для Скотта имели" История английской поэзии с XII до конца XVI века" Томаса Уортона(1774-1781) и " История романа" шотландского историка Джона Данлопа (1814).Эти сочинения подсказали Скотту мысль о национальном своеобразии литературыкаждого народа, а также о ее зависимости от общественного развития в каждойстране. При этом исторический роман представлялся Скотту жанром, которыйспособен ответить на запросы широких читательских кругов, раздуть в пламяискру интереса к родному прошлому, которая тлеет в сознании многих людей. В основе воззрений Скотта лежит определенная теория народности. Народдля него - хранитель национальных литературных традиций, верховный судья ипокровитель литературного творчества. В народной памяти хранятся вечныеисточники повествовательного искусства: сказки, предания, легенды и были.Вот почему, по мнению Скотта, между историографией, литературой и фольклоромнет, не может и не должно быть непроницаемых граней; одно легко переходит вдругое и сочетается с ним. Вместе с авторскими предисловиями к романам критические статьи Скоттапомогают лучше понять его творчество и бросают свет на создание нового жанра- исторического романа. Хотя литературного манифеста у Скотта в полномсмысле этого слова и нет, но почти каждая из его статей освещает ту или инуюсторону его творческих исканий. Особый интерес для понимания творчества Скотта представляетстатья-авторецензия " Рассказы трактирщика". Под этим общим заглавием, какизвестно, выходили первые шотландские романы " Черный карлик" и " Пуритане" (вдальнейшем эта серия была продолжена романами " Легенда о Монтрозе", " ГрафРоберт Парижский" и " Замок Опасный"), которым и посвящена данная статья. Вее составлении принимал участие близкий друг Скотта Уильям Эрскин, однакорукописный экземпляр статьи, сохранившийся в архивах, целиком написан рукойСкотта. Поводом для ее появления послужила серия статей, опубликованных в" Эдинбург крисчен инстрактор" Томасом Мак-Краем - биографом Джона Нокса (ум.1572), главы шотландского кальвинизма. МакКрай обвинял Скотта в том, что оноскорбил национальное чувство шотландцев, изобразив фанатиков пуритан внедостаточно привлекательном виде. Скотт поместил свой ответ Мак-Краю безподписи в лондонском торийском журнале " Куортерли ревью" (январь 1817 года), в котором он сотрудничал с момента основания журнала в 1809 году. До тех порСкотт печатал большую часть своих статей в " Эдинбург ревью", журналешотландских вигов. Посвящая много места " шотландским древностям", превозносядалекое героическое прошлое Шотландии, журнал относился с полным равнодушиемк бедственному положению шотландцев, особенно горцев, в настоящее время иприветствовал беспощадность, с которой капитал наступал на северВеликобритании. Консервативная политика могла задержать процесс ростапромышленного капитала и дать возможность Шотландии снова встать на ноги; поэтому " Куортерли ревью" больше подходило Скотту, так как этот журнал и былсоздан с целью обуздать вигов и, в частности, дать отпор " зазнавшемусяЭдинбургу", где они хозяйничали. Эдинбуржцам, однако, могло казаться, что Скотт отвернулся от своейродины. Любое верное изображение ошибок, совершенных шотландцами в борьбепротив объединения с Англией и за сохранение самостоятельности, воспринималось в некоторых кругах Эдинбурга почти как святотатство. Отсюдаупреки Мак-Края. Они задели Скотта за живое. Он не мог оставить без ответаобвинение в неуважении к подвигам шотландских патриотов, потому что, видянереальность их усилий, он все же благоговел перед их героизмом исамозабвенной любовью к отчизне. Он отвечал, что был правдивым летописцем ипоказал в своих романах невыносимое положение шотландского крестьянина и егосамоотверженные попытки защитить свои самые священные права, а потомуобвинений, брошенных ему Мак-Краем, не заслужил. При этом, писал Скотт, онне стремился дать надуманную картину народной жизни Шотландии, а хотелизобразить ее крестьян именно такими, какими они были на самом деле. Реалистически изображая народную жизнь Шотландии, Скотт намереннодраматизировал повествование. Этот способ изложения Скотт считал оченьважным для своих задач, хотя и признавал, что в результате повествованиедробится на отдельные диалогические сцены и построение романа становитсярыхлым. Однако Скотт готов пожертвовать и стройностью композиции и дажепривлекательностью главных героев для читателей, лишь бы достичьубедительности целого. Его Уэверли, Браун и Ловел не действуют сами, а лишьиспытывают на себе воздействие обстоятельств. Поэтому их судьба решается спомощью второстепенных персонажей, то есть прежде всего шотландскихкрестьян. Следовательно, роль их возрастает. Этого и надо было добиться.Этим путем автор исторических романов отделяет черты, характерные дляотдельных, вымышленных персонажей, от общих, типичных для века черт; оноказывается в состоянии сохранять строгую верность нравам эпохи и поднятьисторический роман до уровня серьезного историографического сочинения. Одним из важнейших источников историка, романиста и поэта Скотт всегдасчитал народное творчество. Его статья " Вводные замечания о народной поэзиии о различных сборниках британских (преимущественно шотландских) баллад" подводит итог более ранним сочинениям на аналогичные темы, в частностирецензиям Скотта на сборники баллад, выходивших в начале XIX века. Статьяэта содержит краткий обзор развития фольклористики в Англии и в Шотландии засто с лишним лет. Скотт останавливается на спорах, которые вели фольклористыв его время, например об авторстве баллад, о социальном положении древнегоменестреля, о преимуществах и недостатках различных источников балладноготворчества и т. п. Особенно интересно мнение Скотта о наилучшем способе издания народныхбаллад. В XVIII веке было принято вносить в них дополнения и поправки сцелью приблизить их к современным вкусам. Так в 1760-х годах поступил ТомасПерси с балладами своего знаменитого сборника " Памятники стариннойанглийской поэзии". Некоторые современники Скотта осуждали Перси за этивольности. В их числе был демократ и якобинец Джозеф Ритсон. Он требовал, чтобы фольклорные памятники издавались без изменений. Скотт готов отчастиподдержать Ритсона, хотя и упрекает его за излишнюю горячность. Однако Скоттне склонен преуменьшать и заслуги Перси: в его время дело шло не о том, какиздавать баллады, а о том, станут ли их читать вообще. Сборник Персиприблизил балладу к читателям и вызвал у них интерес к народному творчеству. Непревзойденным интерпретатором народной поэзии, по глубокому убеждениюСкотта, был, безусловно, Бернс. Когда в 1808 году Р. Кромек выпустил в светсборник " Наследие Роберта Бернса, состоящее преимущественно из писем, стихотворений и критических заметок о шотландских песнях", Скотт откликнулсяна эту книгу. Точка зрения Скотта на творчество Бернса резко отличалась отвсего, что было до тех пор сказано о нем, в частности от рецензии на тот жесборник в " Эдинбург ревью", автором которой был сам редактор журнала ФрэнсисДжеффри. В начале XIX века революционные мотивы в поэзии Бернса и его резкиевыпады против церковников отпугивали многих благонамеренных читателей икритиков. Джеффри и другие критики считали более осторожным рассматриватьБернса как неуча, для примитивных взглядов которого многое простительно, аего творчество - как " жалобную лиру" " влюбленного пахаря". Скотт видел в неммогучую натуру. Он называет Бернса плебеем с гордой душой и с плебейскимнегодованием. Именно потому Бернс и понял народную поэзию так глубоко. Ведьона, как говорил Скотт в статье " О подражании народным балладам" (1830), " была обращена к народу, и только он ее действительно ценил, так как в нейдышало все, что его окружало". Наряду с балладой Скотта привлекали народные сказки и поверья.Фантастика, полагал он, повышает интерес и романа, и поэмы, и пьесы, однакопользоваться ею надо с осторожностью: даже в " Гамлете" второе появлениепризрака действует на зрителей менее сильно, чем первое. Злоупотреблениефантастическим и сверхъестественным иногда ведет к плачевным последствиям, как показывает Скотт в статье " О сверхъестественном в литературе и, вчастности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана". Отдавая должноевысокой одаренности Гофмана, Скотт все же приходит к выводу, что его погубилизбыток воображения; болезненные выдумки, способные внушить не только страх, но и отвращение, заслонили в творчестве Гофмана высокие и человеколюбивыезадачи искусства. Любовь к людям Скотт считает главным для писателя. Поэтому писательобязан держать в узде свои прихоти, поэтому лучше, если он сам останется втени. Сосредоточенность на самом себе, по мнению Скотта, - ошибка Байрона; она источник его скепсиса и отрицания действительности; это, в свою очередь, приводит его к другой крайности - к оправданию эпикурейского отношения кжизни. Пылкий протест Байрона остался Скотту непонятным. Он опасался вспышкиреволюционного движения в Англии, его пугала возможность гражданской войны. Расходясь с Байроном во взглядах, Скотт все же чрезвычайно высоко ценилего. Его возмущала травля, которой подвергся Байрон в результатебракоразводного процесса. Он оставался для Скотта, вопреки мнениюреакционных кругов Англии, величайшим поэтом своего времени. Скотт особенноценил в поэмах Байрона описания стран Востока. Именно так и следует говоритьо чужих краях, как говорил он, - без сухой книжной премудрости, безслащавого приукрашивания. Только по личным впечатлениям и при условииискреннего сочувствия другим народам можно так глубоко проникнуть в ихжизнь, как проник Байрон, и отделить важное от второстепенного. С этой точкизрения Скотт рецензировал третью и четвертую песни " Чайлд-Гарольда" и другиепроизведения Байрона. Отношение Скотта тронуло Байрона, и в письме от 12января 1822 года он благодарил его за смелую защиту перед лицом английскогообщественного мнения и за благожелательную и нелицеприятную критику. Гибель Байрона в Греции потрясла Скотта. Эта смерть доказала всемумиру, что Байрон был великим человеком. Если он иногда в своей жизнисовершал ошибки, то там, где на карту была поставлена жизнь целой нации, онумел действовать мудро в чрезвычайно сложных обстоятельствах. Статья Скотта" Смерть лорда Байрона" - не только надгробное слово. Это и выражение егоглубокого убеждения, что нет более благородной деятельности, чем борьба заправа угнетенного народа. Е. Клименко Данная страница нарушает авторские права? |