Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биография. Независимо от того, хранится ли биография индивида в памяти его близких или в личном деле по месту работы
Независимо от того, хранится ли биография индивида в памяти его близких или в личном деле по месту работы, осуществляется ли хранение информации о собственной идентичности людьми или предоставлено бумагам, человек является сущностью, в отношении которой можно фиксировать определенные факты - тетрадь, где он может марать листы, покрывая их описаниями своих деяний, всегда к его услугам. Человек неизбежно является объектом биографического описания.(89) Хотя социальные ученые и обращались к анализу биографии, особенно ее формы, описывающей продвижение по карьерной лестнице, общим характеристикам этого понятия уделялось недостаточно внимания; исключение составляет констатация того факта, что порою биография в значительной мере конструируется задним числом. Социальная роль как понятие и как формальный элемент социальной организации была тщательно исследована, однако биография оставалась без внимания. Говоря о биографиях, прежде всего, необходимо отметить, что мы исходим из того, что у индивида может быть только одна биография; этот факт гарантирован не столько законами общества, сколько законами физики. Как наглядно показывает история, описанная в мюзикле " Доктор Джекил и мистер Хайд", (90) все, что когда-либо делал и в принципе способен сделать индивид, понимается как факт, могущий быть вписанным в его биографию, даже если мы нанимаем частного детектива, специалиста по составлению биографий, чтобы он восполнил недостающие факты и соединил их между собой. Каким бы негодяем ни был человек, сколь бы лживым, скрытным или разорванным ни казалось его существование, сколько бы взлетов, падений и повторов нам ни виделось в нем, подлинные факты его деятельности не могут противоречить друг другу и быть не связанными между собой. Обратите внимание на яркий контраст между всеобъемлющей единственностью линии жизни и множественностью " я" (самостей), которую мы обнаруживаем в одном индивиде, если посмотрим на него с точки зрения выполняемых им социальных ролей: при условии, что роль и аудитория четко разграничены, ему довольно легко удается сохранять одновременно несколько своих " я" и порою даже говорить, что он - уже не тот, кем был когда-то. Эти исходные положения о природе идентичности личности [personal identity] выводят нас на фактор, важный в подобных рассуждениях, - речь идет о степени " информационной связанности" [informational connectedness]. Если мы знаем основные социальные факты о том или ином человеке (наподобие тех, что сообщаются в некрологах), можем ли мы сказать, насколько тесно они связаны друг с другом или, напротив, насколько они друг от друга далеки, - если при измерении мы руководствуемся тем, как часто знающие один факт знают и другой? На более общем уровне: если мы знаем основные социальные факты о данном индивиде, то в какой мере те из нас, кому известны некоторые из этих фактов, знают и многие другие? Следует различать искажение социальной репрезентации идентичности и искажение личной репрезентации идентичности. Бизнесмен из высшего среднего класса, пытающийся наверстать упущенный уик-энд, одевшись " попроще" и отправившись на дешевый летний курорт, искажает свою социальную идентичность; прописываясь в мотеле под именем мистера Смита, он искажает свою личную идентичность. И, независимо от того, идет ли речь о социальной или личной идентичности, можно отличить самопрезентацию [предполагающую искажение идентичности], имеющую целью доказать, что этот человек является тем, кем он на самом деле не является, от самопрезентации, имеющей целью доказать, что этот человек не является тем, кто он есть на самом деле. В целом, как уже подразумевалось ранее, нормы в отношении социальной идентичности связаны с типами ролевых репертуаров или совокупностью образов [profiles], которые мы считаем позволительными для того или иного конкретного индивида, - или, по выражению Ллойда Уорнера, с " социальной индивидуальностью" [social personality].(91) Мы не ожидаем, что в игре в пул будет жульничать женщина или академический ученый, но не удивимся, если таким жуликом окажется рабочий-итальянец или негр из городских кварталов. Однако нормы в отношении личной идентичности касаются не диапазона допустимых комбинаций социальных качеств, а типа информационного контроля, доступного данному индивиду. Темное прошлое для индивида - проблема, связанная с его социальной идентичностью; однако то, как он распоряжается информацией относительно своего прошлого, - вопрос личной идентификации. Обладать странным прошлым (странным, конечно, не самим по себе, а для социального окружения, соответствующего нынешней идентичности индивида) - " неправильно" в одном смысле; прожить жизнь обладателя подобного прошлого на глазах у тех, кому о нем неизвестно, может быть " неправильным" совершенно в другом смысле: в первом случае затронуты правила социальной идентичности, во втором - личной. Среди представителей среднего класса ныне заметна определенная тенденция: чем больше индивид отклоняется в нежелательную сторону от того, чем, по мнению окружающих, он в действительности должен являться (того, что от него ожидается), тем в большей степени он должен делиться информацией о себе, даже если цена подобной откровенности возрастает для него пропорционально степени отклонения. (С другой стороны, сокрытие индивидом чего-либо, что следовало бы обнародовать, не дает нам права задавать ему вопросы, которые заставят его сказать правду или заведомо солгать. Если мы все же задаем ему такой вопрос, возникает двойная неловкость: нам неудобно за собственную бестактность, ему - за утаивание информации. Он может также переживать и из-за того, что в результате его действий мы чувствуем себя виноватыми в том, что поставили его в неловкое положение.) И здесь получается, что право утаивать что-либо можно заслужить, лишь ничего не скрывая.(92) Похоже также, что для того, чтобы управлять своей персональной идентичностью, индивиду необходимо знать, кому он должен рассказывать о себе много, а кому - почти ничего (при этом не исключено, что в обоих случаях он должен воздерживаться от " откровенной" лжи). Предполагается также, что ему потребуется определенная " память" - т.е., в данном случае, точный и ясный отчет в его сознании о фактах прошлого и настоящего, которыми он может быть обязан поделиться с другими.(93) Рассмотрим теперь отношения между персональной идентичностью и социальной идентичностью и попытаемся выявить некоторые наиболее явные взаимосвязи. Очевидно, что при конструировании персональной идентичности индивида мы обращаемся - наряду со всей прочей связанной с ним информацией - и к определенным аспектам его социальной идентичности. Очевидно также, что способность идентифицировать индивида на персональном уровне предоставляет нам своего рода устройство памяти [memory device], позволяющее организовывать и объединять информацию о его социальной идентичности; и в ходе этого процесса значение приписываемых социальных характеристик может неуловимо меняться. Можно предположить, что обладание каким-то постыдным скрытым недостатком становится более значимым, когда люди, от которых данный индивид его утаил, - не посторонние ему, а друзья. Открытие подобного недостатка вредит не только нынешней социальной ситуации, но и сложившимся отношениям; задето не только нынешнее представление об этом человеке в глазах окружающих, но и будущее; рассматриваются не только видимости [appearances], но и репутация в целом. Стигма и попытка скрыть или исправить ее становятся " закрепленной" [fixed] частью персональной идентичности. Именно поэтому мы с большей готовностью ведем себя неподобающим образом, прикрывшись маской (94) или вдали от дома; именно поэтому мы гораздо легче публикуем откровенные материалы анонимно или делаем публичные заявления перед небольшим узким кругом лиц - мы предполагаем, что публика в целом не свяжет раскрытие того или иного факта лично с нами. Поучительный пример в этом отношении являет собой недавно появившаяся информация об Обществе Маттачин - [американской] организации [1951-1976](95), добивавшейся улучшения положения гомосексуалистов, в том числе при помощи издания журнала. Очевидно, что деятельностью, предназначенной для публики, может заниматься расположенное в офисном здании отделение фирмы, при этом другие обитатели здания будут не в курсе того, какие шаги предпринимаются в этом отношении и кем.(96)
|