Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства. Критерии принципов. Соотношение объективных и субъективных начал в формулировании принципов 4 страница
Публичность (официальность) уголовного судопроизводства означает, что органы дознания, предварительного следствия и прокуратуры обязаны осуществлять процессуальную деятельность от имени и в интересах государства вне зависимости от воли и желания отдельных участников процесса, а иногда и вопреки их волеизъявлению. Государственные органы и их должностные лица в случае обнаружения признаков преступления не могут отказаться от уголовного преследования на том основании, что потерпевший об этом их не просит. По общему правилу вне зависимости от того, обратился ли потерпевший в компетентные органы с заявлением о совершении преступления органы, выявившие признаки преступления, обязаны возбудить уголовное дело, провести расследование и привлечь виновных к уголовной ответственности. В ходе раскрытия и расследования уголовных дел интересы государственных органов и пострадавших лиц, как правило, совпадают. Интересам потерпевшего не противоречит изобличение виновного в совершении преступления и привлечение его к уголовной ответственности. Кроме того, отказ законодателя от требований публичности, указание на обязательность учета мнения потерпевшего относительно необходимости уголовного преследования неминуемо повлекли бы рост случаев противоправного воздействия на потерпевших с целью принуждения их к отказу от обращения в правоохранительные органы. Диспозитивность, в отличие от публичности, является положением, выражающим свободу личности от государства и закрепляющим ситуации, когда государственные органы не обладают полномочиями по осуществлению каких-либо официальных действий без учета волеизъявления личности. Различное соотношение публичности и диспозитивности по некоторым категориям уголовных дел обусловило выделение в уголовно-процессуальном законодательстве нескольких видов уголовного преследования (обвинения). 1. Уголовные дела публичного обвинения. Согласно ч. 5 ст. 20 УПК делами публичного обвинения являются все уголовные дела, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в ч. 2 и 3 ст. 20 УПК. 2. Уголовные дела частного обвинения. В соответствии с ч.2 ст.20 УПК уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч.1 ст.116 (побои), ч.1 ст.129 (клевета) и ст.130 (оскорбление) УК, считаются уголовными делами частного обвинения. Такие уголовные дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его представителя, за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.20 УПК, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Отсутствие заявления потерпевшего или его представителя по таким фактам является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения (п.5 ч.1 ст.24 УПК). Следовательно, частное обвинение можно рассматривать как порядок производства по уголовному делу, при котором начало уголовно-процессуальной деятельности, ее дальнейшее течение и окончание полностью зависят от волеизъявления частного лица. Названные преступления не представляют повышенной общественной опасности, а потому решение вопроса о привлечении виновного к уголовной ответственности целиком и полностью зависит от волеизъявления потерпевшего. 3. Уголовные дела частно-публичного обвинения. К частно-публичному обвинению УПК относит уголовные дела о преступлениях, предусмотренных: ч.1 ст.131 (изнасилование), ч.1 ст.132 (насильственные действия сексуального характера), ч.1 ст.136 (нарушение равноправия граждан), ч.1 ст.137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), ч.1 ст.138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений), ч.1 ст.139 (нарушение неприкосновенности жилища), ст.145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет), ч.1 ст.146 (нарушение авторских и смежных прав), ч.1 ст.147 (нарушение изобретательских и патентных прав) УК. В данном случае уголовные дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст.25 УПК. Отнесение перечисленных составов преступлений к делам частно-публичного обвинения обусловлено тем, что несмотря на их общественную опасность законодатель не может грубо вмешаться в сложившуюся конфликтную ситуацию. Сотрудники правоохранительных органов не смогут самостоятельно решить вопрос о том, имело ли место изнасилование или насильственные действия сексуального характера; без учета волеизъявления потерпевшей (потерпевшего) это невозможно. Аналогичные суждения могут быть высказаны и применительно к фактам нарушения неприкосновенности жилища, частной жизни и т.д. Частно-публичное обвинение представляет собой такой порядок производства по уголовным делам, при котором начало уголовно-процессуальной деятельности зависит от волеизъявления частного лица, но дальнейшее ее течение и окончание, по общему правилу, уже не зависят от воли и желания частных лиц. Для признания деяния преступным и возбуждения уголовного дела требуется заявление потерпевшего, но после возбуждения уголовного дела производство по нему приобретает публичный характер, а следовательно, итоговые решения не согласуются с волеизъявлением потерпевшего. Исключение предусмотрено ст.25 УПК, предоставляющей суду, а также следователю с согласия руководителя следственного органа или дознавателю с согласия прокурора право на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. По данному основанию не могут быть прекращены лишь уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.131 и ч.1 ст.132 УК, отнесенные уголовным законом к категории тяжких. Закрепляя необходимость учета волеизъявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения, законодатель оставляет органам уголовного преследования возможность вмешиваться в частные интересы и по таким уголовным делам. В ч.4 ст.20 УПК закреплено право руководителя следственного органа, следователя, а также с согласия прокурора дознавателя возбудить уголовное дело о любом преступлении, указанном в ч.2 и 3 ст.20 УПК, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. В том числе в случаях совершения преступления лицом, данные о котором не известны. Уголовно-процессуальный закон называет три вида обвинения (уголовного преследования). Однако анализ норм действующего УПК позволяет выделить ситуации, не отнесенные законодателем ни к одному из видов уголовного преследования. В ст.25 УПК закреплена возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, предусмотренных ст. 76 УК, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. По данному основанию могут быть прекращены уголовные дела частно-публичного и публичного обвинения, по общему правилу не подлежащие прекращению по заявлению потерпевшего. Закон не обязывает следователя, дознавателя и суд прекращать уголовные дела в таких ситуациях, а предоставляет им возможность усмотрения— право прекратить уголовное дело. Такой институт получил название— публично-частного обвинения. В ст.23 УПК возбуждение уголовного дела связывается с заявлением или согласием руководителя коммерческой или иной организации в отношении деяний, предусмотренных гл.23 УК, если такое деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства. Данный вид обвинения именуют общественно-публичным (В. Т. Томин, И. Л. Петрухин). Совместная деятельность участников стороны обвинения (потерпевшего, гражданского истца, прокурора), реализуемая в виде выдвижения и поддержания обвинения (гражданского иска), в теории уголовного процесса получила название— субсидиарного обвинения. Государственные органы, осуществляющие уголовное преследование Уголовно-процессуальное законодательство указывает на то, что уголовное преследование осуществляется стороной обвинения (п.55 ст.5 УПК). Кроме того, бремя доказывания виновности обвиняемого и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, возлагается на сторону обвинения и в силу существования принципа презумпции невиновности (ч.2 ст.49 УПК). Согласно п.47 ст.5, гл.6 УПК к стороне обвинения относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель. Обязанность уголовного преследования возлагается прежде всего на государственные органы— органы предварительного расследования: следователя, руководителя следственного органа, орган дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя. Иные участники, отнесенные законом к стороне обвинения, могут лишь принимать участие в уголовном преследовании, но не обязаны этого делать. Законодатель в п.56 ст.5 УПК разъясняет, что уголовное судопроизводство включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу. Уголовное преследование в досудебном производстве представляет собой деятельность, направленную на подготовку и обоснование обвинительного тезиса. Действующее нормативное регулирование возлагает на органы предварительного расследования следующие обязанности. 1. В каждом случае обнаружения признаков преступления принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. С этой целью проводится предварительная проверка сообщения о преступлении, устанавливаются данные, указывающие на признаки преступления. 2. После возбуждения уголовного дела произвести расследование, установить все обстоятельства преступного деяния, определить квалификацию содеянного по УК и при наличии оснований сформулировать обвинение. При этом в ходе предварительного следствия существует возможность корректировки обвинения путем его изменения или дополнения. Окончательное обвинение формулируется следователем в обвинительном заключении. При производстве дознания обвинение излагается в обвинительном акте. 3. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве. 4. В зависимости от результатов расследования на основе собранной совокупности доказательств по своему внутреннему убеждению принять решение о направлении уголовного дела прокурору и в суд или его прекращении. В соответствии с ч.4 ст.37 УПК прокурор вправе в порядке и по основаниям, установленным УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Уголовное преследование в судебном производстве выражается в поддержании обвинения в суде государственным обвинителем (прокурором), обеспечивающим его законность и обоснованность (ч.3 ст.37 УПК). В рамках судебного следствия государственный обвинитель излагает существо обвинения, приводит доказательства виновности подсудимого в инкриминируемом преступлении, опровергает доводы стороны защиты, дает оценку собранным доказательствам, выступает с обвинительной речью, высказывает предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Государственному обвинителю предоставляется право отказаться от обвинения полностью или частично. Отказ государственного обвинителя от обвинения в соответствии с ч.7 ст.246 УПК влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части. Право участвовать в уголовном преследовании закон предоставляет также потерпевшему и его представителю (ст.22 УПК). По уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения названные участники уголовного судопроизводства могут лишь оказывать содействие органам предварительного расследования в изобличении подозреваемого и обвиняемого, поскольку обязанность уголовного преследования в данном случае возлагается на государственные органы, а по уголовным делам частного обвинения потерпевший и его представитель выдвигают и поддерживают обвинение.
|