![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вряд ли удастся воспринимать эту беседу с доста-пючной степенью трезвости.
И все же в основе своей оба случая сводятся к тому, что Аллан совершает ответное действие таким образом, что при этом нарушается его способность слушать; в результате он будет слышать только то, что захочет услышать, или, точнее, будет воспринимать то, что твердит ему собственный взгляд на мир, а не вникать в подлинный смысл слов начальника. В связи с этим читатель должен внимательно отнестись к тому, в каком смысле в данном контексте используется слово «слушать». Толтеки не ограничивают умение слушать одним лишь чувством слуха; они определяют его как способность воспринимать всеми волокнами своего светящегося существа. Иными словами, воинов больше заботит само звучание, чем конкретное значение слов, так как звучание представляет собой основу чувствования, а, следуя за своим сердцем, воин предпочитает чувствовать мир каждой частицей своего существа, включая физические органы чувств. Лишившись способности по-настоящему слушать своего начальника, Аллан не сможет уделять должное внимание и своему чувствованию в отношении происходящего; вместо этого он полностью погрязнет либо в попытках убедить начальника в том, что в действительности является достаточно опытным работником, либо в размышлениях о том, что будет делать после того, как его уволят. Так или иначе, независимо от типа реакции Аллана, справедливым останется то, что он позволил себе полностью подчиниться происходящему, то есть сразу признал свое поражение. Если Аллан попытается упросить начальника не увольнять его, он в действительности просто попросит дать ему еще один шанс. Это равнозначно признанию того, что он, быть может, и в самом деле не работал в полную силу, но теперь будет стараться. С другой стороны, если Аллан уже смирился с тем, что его уволят, он уже ничего не слышит, так как размышляет, где же ему искать новую работу, — а это равнозначно рассуждениям о том, насколько быстро ему удастся убежать от возникшего испытания. Однако если бы Аллан был воином, он подошел бы к этому разговору с начальником с точки зрения испытания, в котором, на первый взгляд, ему пришлось столкнуться с намного превосходящими силами. Иными словами, будучи безупречным воином, Аллан прекрасно понимает, что на самом деле он вполне справляется со своей работой, но если начальник обвиняет его вне компетентности, то это означает, что он столкнулся с восприятием начальника и его взглядом на мир. Очевидно, что в подобных обстоятельствах воин не может преодолевать возникшее испытание таким способом, который не соотносился бы со взглядом противника на мир, поскольку противник имеет возможность «вести стрельбу с возвышенности» — во всяком случае, в текущий момент. В подобных ситуациях воин всегда расслабляется в прочесывании теней. Обратите внимание на слово «расслабляется» — оно подразумевает, что воин переходит к таким действиям, которые, как он прекрасно знает, позволят ему добиться преимущества над противником, и потому у воина нет никаких причин волноваться. Естественно, это понятие не имеет ничего общего с расслаблением как ощущением бессмысленности любых действий. Расслабляясь в прочесывании теней, воин полностью поглощен тем, что представляет собой поистине виртуозный маневр сталкинга, — маневр, до такой степени могущественный и в то же время утонченный, что ни один противник не в силах осознать, что же на самом деле совершает воин, пока совершенно неожиданно не заметит словно по волшебству возникшее перед ним острие меча. Застигнутый врасплох таким ошеломляющим поворотом силы, любой противник либо сдается в полном замешательстве, либо бросается в безумную неразбериху оправданий, которые неизбежно разоблачают слабые стороны его собственной позиции. Однако в обоих случаях противник воина сам наносит себе смертельный удар, признавая свое поражение или вырывая для самого себя еще более глубокую яму, порожденную его неистовыми самооправданиями. И все же, приступая к прочесыванию теней, воин делает только одно: раскрывается тем мелким подробностям, которые обнаруживают потенциальные возможности, скрывающиеся в недостатках противника. Важно помнить, что до тех пор, пока человек не преобразил свои недостатки, те остаются слабостями, чрезвычайно уязвимыми для внешнего мира. Это становится особенно заметным, когда окружающие умышленно или непреднамеренно тем или иным способом нащупывают эти недостатки — обычно это называют «затронуть чувствительную струну». Таким образом, прочесывая тени, воин самым тщательным образом следит за поведением противника, так как поведение человека всегда разоблачает не только его недостатки, но и все тонкости этих недостатков. Более того, если воин совершенно объективен в своем ощущении отстраненности, он воспринимает недостатки противника на фоне того, что для самого соперника остается кроющимся внутри него непознанным. В результате воин всегда способен ясно понять, как можно использовать недостатки противника, чтобы захватить его врасплох и вывести из равновесия. Именно это подразумевается в изречении, приведенном в начале данной главы, где сказано: для опытного воина тени становятся связью между познанным и непознанным — подобием дверей, благодаря которым можно видеть непознанное, оставаясь в рамках познанного. Иными словами, сравнивая недостатки противника с тем, что этот противник на самом деле знает о самом себе, воин мгновенно подмечает слабости соперника, то есть его нераскрытый потенциал. После оценки соотношения непознанного и познанного в своем противнике воину остается только заставить соперника столкнуться с собственными слабостями, после чего тому приходится либо немедленно сдаться, либо вырыть себе еще более глубокую яму. Более того, поскольку непознанное всегда вселяет в человека страх, подобное столкновение вызывает у противника воина растущее ощущение опасности. В результате противник стремительно переходит от полной уверенности в своей победе над воином к исступленным поискам какого-либо способа скрыться. Чтобы прояснить все сказанное, вернемся к примеру Аллана. НачальниР Аллана, ((оторого зовут Эррол, управляет kpynMou (сомпанисй оптовой продаЯси одежды. Он мачимает стол»(новснис с заявления о том, что большую часть рабочего времени Аллан, судя по всему, тратит ма CMCuiku и перешучивамия с обращающимися k нему покупателями вместо того, чтобы enofcouMo, быстро и всАливо оказать им помощь. Эррол y»kc описал xapakmep своего недовольства, мо Аллам ме от((ли((астся на него незамедлительно — ом расслабляется в прочесывании теней, признаваясь, что действительно любит смех и uiymku, мо был бы очень призматвлем, если бы Эррол описал свою точ»су зрения подробнее. TlocftOAbky та1сая реакция Аллана внушает Эрролу ощущение безопасности, ом чувствует себя достаточно уверенным в себе, чтобы выложить ма стол все свои Аалобы в отношении Аллана — в том числе yaske me из них, ((старые ом сам считал довольно детскими или мс-лочными. Пора Эррол излагает все свои претензии, Аллан просто внимательно вслушивается в его слова, время от времени (сивая головой, словно он соглашается со всем cka30HHbiM. Завладев полным вниманием Аллана и столрмувшись с тем, что ka-Жется ему отсутствием kakozo-либо сопротивления, Эррол начинает расслабляться и при этом все больше открывается перед Алланом, позволяя ему увидеть те свои стороны, komopbic он обычно тщательно ckpb«eacm. Внимательно вслушиваясь во все ommcnku слов Эр-рола и звучание его голоса, подмечая wonkocmu язы-kti движении тела, Аллам достаточно быстро понимает, что подлинная проблема заключается в том, что Эррол завидует его общительности и рас-Кованности при встречах с самыми трудными покупателями. убедившись в этом, Аллан начинает прочесывать тени в nouckax того, что позволит ему воспользоваться завистью Эррола, и ему вновь не требуется много времени для того, чтобы заметить, что, несмотря на свою напускную браваду, Эррол представляет собой весьма застенчивого и замкнутого человеЬа, предпочитающего относительную безопасность собственного (сабинста. Одновременно Аллану совершенно очевидно, что сам Эррол не осознает своей зависти k Аллану, предпочитая видеть в его дружелюбии излишнюю трату времени на добродушный обмен wymkaMu. TakuM образом, попытка столкнуть Эррола непосредственно с его подлинной проблемой ничуть не помоЖет Аллану, mak kak Эррол попросту начнет отрицать ее и, помимо того, встретившись с правдой, ckopee всего, чрезвычайно рассердится и исполнится осознанием собственной правоты. Вместо этого Аллан принимается оценивать Эррола с точku зрения того, что он знает о самом себе и чего не знает. Чтобы понять, kak это происходит, следует вспомнить, что после того, kak Аллан понял, что именно является настоящей проблемой, он замечает, что Эррол ckpbwaem свою застенчивость даЖе от самого себя и пытается производить впечатление бесстрастного человека. Ognako следствием такого поведения становится то, что Эррола не только Aezko смутить, но и, по причине замкнутости, нетрудно запугать угрозой выставить его на всеобщее обозрение. Эти сведения — все, что Эррол знает о самом себе, ognako он не отдает себе отчета в том, что основой всех этих недостатkoв является отсутствие у него уверенности в собственной значимости. Вследствие такого подавленного страха Эррол pegko становится omk- рытым и дружелюбным. Предпочитая в общении с окружающими отчужденность и сохранение дис-танчии, он надеется, что nufcrno не смоЖст приблизиться k нему nacmoAbko, чтобы заметить, что на самом деле он совсем не makou, kakuM хотел бы быть. TakuM образом, nonbimku произвести впечатление очень сильного 4CAoeeka позволяют Эрролу ckpbieamb свой глубинный страх даЖс от самого себя, и все Же это остается его уязвимым местом. Определив, в чем за^ючается уязвимость Эррола, Аллану остается moAbko cmoAknymb того лицом k лицу с его страхом, чтобы полностью вывести из равновесия. В связи с этим Аллан вспоминает, что в прошлом часто гадал, почему Эррол изо всех сил старается избегать встреч с обычными nokynamc-лями, быстро передавая их на попечение Аллана и одновременно старательно изобраЖая обаяние и трогательную заботу о том, чтобы (клиентов обе луЖили kak моЖно лучше. То, kak Эррол делал это, неизменно вызывало у nokynamcAeu впечатление, что их вверяют в самые надеЖные pyku, то есть Эррол убсЖдял их в том, что они получат то особенное внимание, komopozo заслуживают. Ognako теперь Аллану неожиданно становится ясно, что makuc nanyckHbic обаяние и забота были для Эррола лишь возможностью избеЖать вероятности выставить Hanoka3 свою слабость, Когда Эррол 3akan4ueaem свою речь, Аллан просто улыбается в ответ, а затем «простодушно-» заставляет Эррола встретить свой страх лицом k лицу, предлагая ему в течение пары дней поработать вместе с ним в выставочном зале, чтобы Аллан мог поучиться ремеслу на примере Эррола. испытав внезапный испуг, Эррол начинает выдумывать самые разнообразные оправдания вплоть до того, что у него попросту нет времени этим заниматься и Аллану придется самостоятельно найти лучшую форму обслуживания покупателя. Однако, притворившись совершенно растерянным, Аллан отвечает, что он озадачен, так как всегда с уважением относился k занятости Эррола и именно потому изо всех сил старался самостоятельно найти лучший способ работы и не оказаться навязчивым. У застигнутого врасплох Эррола есть только один выход: согласиться с Алланом. Воспользовавшись этой уловкой, Аллан вонзает свой меч глубже, поинтересовавшись, не является ли причиной недовольства его работой уровень продаж. Вновь оказавшись в ловушке, Эррол вынужден признать, что результаты продаж вполне удовлстворительны и его заботит только тот факт, что посторонние разговоры Аллана с порупателями могут повлиять на репутацию компании. На этот раз Аллан выдергивает взгляд Эррола до тех пор, пока тот не смущается и нe отводит глаза; после того Аллам спрашивает Эррола, нe было ли каких-либо жалоб со сторомы покупателей. Откровенно сообщив Аллану, что никаких жалоб не было — и втайне признавшись себе, что клиенты всегда отмечали, как приятно им было иметь дело с Алланом, — Эррол наконец-то вынужден помять кое-какую правду о самом себе. Вспъпснув от ярости, он просит Аллана покинув его кабинет, невнятно пробормотав, чтобы ом подумал об этом разговоре, в глубине души ужеnpekpacno понимая, что Аллам победил, по»смзяв его собственную зависть k owkpbimoMy и друАслюбно-му 4enoeeky. Аллам подавляет понимающую ynb«6ky и eeJknuoo благодарит Эррола за его «полезные yka-зания», преАде чем выйти из ka6uMcma. На протяжении всего стол^овения с Эрролом Аллам твердо опирался ма собственные змамия, одма-ko при этом ничуть ме подвергал опасмости свою kapbepy. Напротив, застав Эррола в совсршсммо глупом положении, ом заслужил его уважение тем, что ме стал omkpbimo goka3bieamb его мсправоту, од-мовремеммо ясно noka3ae Эрролу мслочмость его npugupok, вызванных завистью. Сделав это, Аллан предоставил Эрролу богатую пищу для размышлении, вследствие чего его зависть у*е начала превращаться в восхищение смелостью и блестящими способностями Аллана. U все ske следует понимать, что в действительности Аллам сделал moAbko og-мо; cmonkMyn Эррола личом k лииу с его собственным страхом. Если Эррол oka)kemcя достаточно честным перед собой, чтобы полностью смириться с тем, что выяснилось в этом разговоре, он не moAbko признает, что Аллан его перехитрил, но и поблагодарит его за то, что он помог ему осознать свои ckpbimbtc страхи. Если Эррол захочет столкнуться со своим страхом, он добьется более глубокого понимания самого себя и благодаря этому осознает потенциальные возможности, связанные с его застенчивостью и вызванной ею замкнутостью. Однако после битвы с воином лишь редкие люди способны понять, какую помощь он оказал им таким выслеживанием. Столкнувшись с силой воина, обычный человек просто постарается как можно скорее забыть о случившемся и продолжит жить так, словно ничего не произошло. Завершая разговор о том, что представляет собой прочесывание теней, необходимо высказать одно предупреждение. Внимательно обдумайте приведенный пример. Но не стоит полагать, что прочесывание теней всегда оказывается таким простым, каким оно выглядит в рассмотренном случае. Я использую простые примеры только во имя ясности, но, по правде сказать, в извилистых путях работы человеческого разума нет ничего простого. Чтобы освоить искусство прочесывания теней, нужны время, терпение и широкая практика. В связи с этим никогда не следует забывать, что не бывает ни одинаковых людей, ни одинаковых ситуаций, какими бы похожими они ни казались на первый взгляд. Искусство сталкинга всегда остается умением действенно и виртуозно импровизировать в текущее мгновение — разумеется, такого мастерства нельзя добиться за один день. В руках искусного сталкера прочесывание теней становится могущественным средством — настолько неприметным и утонченным, что после битвы у противника часто возникает жуткое ощущение, что в распоряжении воина была некая сверхъестественная сила, в каком бы значении ни понималось это довольно бессмысленное слово. Однако в прочесывании теней нет ничего «сверхъестественного», а воин не обладает никакими силами, не доступными всем тем, кто готов вложить необходимые усилия и время на изучение искусства сталкинга. В отличие от первых четырех аспектов правила сталкера, я не рассматривал в связи с четырьмя постулатами сталкинга пятый аспект. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, как уже пояснялось ранее, все семь аспектов правила сталкера могут применяться в контексте любых постулатов сталкинга или их сочетаний. Не существует жестких и определенных правил, определяющих, какой аспект правила сталкера следует применять в контексте того или иного постулата. Понимание того, какой аспект правила связан с какой-либо конкретной ситуацией, и его применение в контексте надлежащего постулата опираются на искусное умение различать, которого можно достичь только постоянной практикой. Таким образом, описывая на уместных примерах первые четыре аспекта правила сталкера, я просто пытался предоставить читателю возможность осознать, на каких принципах основано их действие, чтобы он по крайней мере мог начать усилия по действенному применению правила сталкера. Теоретические пояснения не могут обеспечить большей помощи, так как только практика способна принести читателю подлинное понимание того, как использовать правило сталкера в контексте четырех постулатов сталкинга. Второй причиной того, что я опустил объяснения о применении пятого аспекта правила сталкера в контексте каждого отдельного постулата, были требования простоты. Важно понимать, что следствия пятого, шестого и седьмого аспектов правила сталкера настолько обширны, что почти в любом контексте применения они непременно растянутся по области проявления двух или всех четырех постулатов сталкинга. Что касается пятого аспекта правила сталкера, то этот аспект почти целиком связан с действием в противоположность ответному действию. Действие относится к Северу, и той же стороне света соответствует отсутствие привычного ответного действия на какие-либо события, то есть неделание. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что этот аспект следует рассматривать в контексте второго постулата сталкинга. Однако, учитывая, что общая цель прочесывания теней заключается в достижении обычно невозможного уровня трезвости, становится понятно, что прочесывание теней также необходимо рассматривать в понятиях первого постулата сталкинга. Вернувшись к примеру Аллана и Эррола, можно заметить, что при столкновении со взглядом своего начальника на мир Аллан оказывается в невыгодном положении и потому должен стремиться к использованию пятого аспекта правила сталкера. Как уже известно, это означает необходимость применения неделания, то есть, во-первых, не откликаться на обстоятельства поверхностным восприятием и, во-вторых, предпринять то действие, которое называют прочесыванием теней. Логично предположить, что, если Аллан собирается добиться успеха и не допустить ответных действий, он должен подходить к столкновению с Эрролом с точки зрения первого постулата, поскольку только это позволит ему не оказаться в ловушке поверхностного отношения к происходящему. Помимо этого, Аллану необходимо провести прочесывание теней —действие, непосредственно связанное со вторым постулатом. Следует, впрочем, осознавать один факт: несмотря на то, что прочесывание теней помогает Аллану обрести в этом столкновении ту ясность, которая позволит ему добиться преимущества над Эрролом, эта ясность применима только в данной ситуации. На следующий день или через несколько дней Аллан вполне может столкнуться с очень похожим испытанием в общении с другим человеком, и потому ему совершенно необходимо признать глупость надежд на то, что ему когда-либо удастся разгадать тайну бытия, — и, разумеется, эта мысль заставляет его головой вперед нырнуть в глубины четвертого постулата.
|