Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование прибыли фирмы






 

Формирование прибыли связано с доходной стороной деятельности фирмы. В экономической теории выделяются три понятия дохода: валовой, средний и предельный доход.

Валовой доход TR (от англ. total revenue) – это общая выручка, полученная фирмой от реализации по определенной цене P определенного количества продукции Q за период времени: TR = P× Q.

Средний доход или средняя выручка AR (от англ. average revenue) – это количество полученного фирмой дохода за единицу реализованной продукции: AR = TR / Q = (P× Q) / Q = P.

Предельный доход MC (от англ. marginal revenue) – это дополнительный валовой доход, полученный от продажи одной дополнительной единицы продукции за определенный период времени: MR = Δ TR / Δ Q. Предельный доход является первой производной функции общего дохода: MR = dTR / dQ = d(P× Q) / dQ = P.

Любая фирма должна определять свою стратегию, реализуя которую она сможет получить максимальную прибыль. При каких условиях это возможно, какой объем выпуска продукции даст желаемый результат?
В соответствии с ответом на заданные вопросы руководство фирмы выбирает свою модель поведения на рынке.

Основная цель фирмы состоит в максимизации прибыли. Главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства Q, поскольку цена P представляет собой константу, то есть не изменяется определенный период времени.

В условиях конкуренции важнейшие решения фирмы связаны с установлением оптимального объема производства в краткосрочном периоде.

Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три варианта поведения:

1) производство ради максимизации прибыли;

2) производство ради минимизации убытков;

3) прекращение производства, то есть уход с рынка.

При первом вариант поведения– производство товара ради максимизации прибыли – деятельность фирмы будет экономически оправдана при тех объемах производства, которые лежат в интервале между точками перелома, поскольку в этом случае фирма получает положительную прибыль. Точкой перелома (критической точкой) называется уровень производства, при котором валовые издержки равны валовому доходу (ТR = ТC). При этом каждая фирма сама принимает решение о том или ином объеме выпуска продукции, об оптимальном размере производства.

Фирма достигает максимума прибыли (рис. 8.4) тогда, когда производит такой объем продукции, при котором валовой доход в максимальной степени превышает валовые издержки (TR > TC).

 

A
C
D
B
E
F
Q 3
Q 2
Qopt
Q 1

 

Рис. 8.4. Максимизация прибыли [3]

 

При объеме производства от Q1 до Q2 фирма будет иметь положительную прибыль (заштрихованный сегмент), при этом максимума прибыли она достигнет в точке Qopt. При объеме производства товара, равном Q3, фирма получит отрицательную прибыль (убыток), поскольку на отрезке EF валовые издержки больше валового дохода (TС > TR).

Объемы производства Q1 и Q2 принято называть критическими точками, поскольку именно в них совершается переход от убыточного производства к прибыльному производству, и наоборот (рис. 8.5). В управлении предприятием они играют большую роль.

 

 

Рис. 8.5. Точки безубыточности [3]

 

Положение первой критической точки зависит в первую очередь от средних постоянных издержек (AFC), а положение второй – от средних переменных (AVC).

Нетрудно видеть (рис. 8.5), что в точке 1, соответствующей объему производства Q1, вклад переменных издержек в их общую величину мал (AVC1 < AFC1), поскольку при производстве первых единиц товара груз постоянных издержек велик. Чтобы достичь первой критической точки, надо увеличить объем производства с 1-й единицы товара до n.

В районе второй критической точки переменные издержки играют уже главную роль (AVC2 > AFC2). В этой ситуации фирме надо не увеличивать объем производства, а сокращать его.

Второй вариант поведения– производство ради минимизации убытков фирмы – реализуется фирмой, когда рыночная цена продукции больше минимальной величины средних переменных издержек
(рис. 8.6), но меньше минимальной величины средних общих издержек (ATCmin > P > AVCmin).

 

 

Рис. 8.6. Минимизация убытков [3]

При выпуске Q1 единиц продукции убытки фирмы будут равны потерям на одну единицу продукции (ATC1 – Р), умноженным на Q1: (ATC1 – РQ1.

Убытки равны площади заштрихованного прямоугольника, и она значительно меньше площади прямоугольника ABCD, соответствующей сумме постоянных издержек: FC = AFC1× Q1. Следовательно, фирма будет продолжать выпускать продукцию, терпя убытки, но стараясь их минимизировать.

Третий вариант поведения фирмы– прекращение производства –реализуется в том случае, когда рыночная цена продукции устанавливается ниже минимального значения средних переменных издержек
(P < AVCmin). В этих условиях фирма прекращает производство продукции и вынуждена уйти с рынка данного товара. Установившаяся цена
(P < AVCmin) не только не покрывает общие издержки фирмы, но она не в состоянии покрыть даже переменные издержки. Каждая выпущенная единица продукции ведет к неизбежному убытку, при этом чем больше производство, тем больше убытки (рис. 8.7).

 

 

Рис. 8.7. Прекращение производства [3]

 

При объеме производства Q1 величина убытков равна площади прямоугольника (ABEP): (ATC1 – P) × Q1. Постоянные издержки фирмы при этом равны площади прямоугольника (ABDC): FC = AFC1 × Q1.

Площадь прямоугольника CDEP – это чистые убытки фирмы вследствие непрекращения производства. Их можно избежать, только остановив выпуск продукции. Вместе с тем прекращение производства может быть временным, пока цена не поднимется до уровня, при котором хотя бы покрывались средние переменные издержки, либо фирма убедится в долгосрочном характере понижения цены и тогда уйдет с рынка.

8.3. Правило максимизации прибыли: MR = МС

 

Выбор принципиального варианта поведения фирмы (максимизация прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производства) – это первый шаг в оптимизации положения фирмы на рынке.
Второй шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или, при менее благоприятных условиях, минимизирует убытки.

Фирма может сравнить между собой валовой доход TR и валовые издержки ТС (рис. 8.4), но более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода MR и предельных издержек МС).

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, то есть если MR > MC.

И наоборот, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции выше дохода от ее реализации (MR < MC), то фирма, произведя дополнительную единицу товара, сократит свою прибыль, то есть увеличит убытки (рис. 8.8).

 

 

Рис. 8.8. Оптимизация объема производства [3]

 

Действительно, пока MR > MC, увеличение производства, приближающееся к Qopt, дает фирме все большую прибыль. Когда после пересечения кривых устанавливается соотношение MR < MC, то к увеличению прибыли ведет, наоборот, сокращение производства.

В точке O, которой соответствует оптимальный объем производства (Qopt), достигается максимальная прибыль (или минимальные убытки) при условии, когда сравняются значения предельного дохода MR и предельных затрат МС: MR = МС.

Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом MR = МС, согласно которому максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельного дохода и предельных издержек.
Это правило справедливо для фирм всех типов рынка.

Поскольку рыночная цена для множества фирм в условиях конкуренции является величиной заданной и постоянной в краткосрочном периоде, то оптимальный размер фирма достигает при условии: P = МС, a
MC = MR, то есть P = MR = MC.

Такое состояние называется состоянием равновесия, поскольку фирме до тех пор, пока рыночная цена и предельные издержки не меняются, нет смысла менять количество выпускаемой продукции. В принципе возможны три состояния краткосрочного равновесия фирмы.

Первое состояние равновесия – фирма несет убытки (рис. 8.9), поскольку предельные издержки равны цене, но при этом цена меньше средних общих издержек (МС = P, но P < АТС). При этих условиях фирма продолжает работать до тех пор, пока цена будет превышать средние переменные издержки (P > AVC).

 

 

Рис. 8.9. Убытки фирмы [3]

 

Заштрихованный прямоугольник СВАР1 показывает размер убытков фирмы. В этом случае правильнее говорить о минимизации потерь, а не о максимизации прибыли.

Второе состояние равновесия – состояние, при котором фирма (рис. 8.10) лишь покрывает свои издержки, поскольку предельные издержки равны цене, а цена при этом равна средним общим издержкам (МС = P, а P = АТС).

 

 

Рис. 8.10. Технологический оптимум производства [3]

 

В точке A, где МС = P = АТС, положение фирмы соответствует технологическому оптимуму производства Qopt.

Третье состояние равновесия – состояние, при котором фирма действительно работает с прибылью (рис. 8.11), поскольку предельные издержки в точке A равны цене, но цена при этом превышает средние общие издержки (МС = P и P > АТС).

 

 

Рис. 8.11. Получение прибыли [3]

Заштрихованный прямоугольник показывает размер прибыли фирмы.

Когда фирма нашла оптимальный размер производства, то ей надо постараться получить и максимум прибыли, а это возможно в ситуации, когда цена равна предельному доходу (P = MR).

Если фирма имеет своей целью максимизацию прибыли (рис. 8.12), то она установит объём производства на уровне Qopt, а не Qmin.

 

 

Рис. 8.12. Максимизация прибыли [3]

 

В точке B, где МС = АТС, фирма достигает технологического оптимума производства, которому соответствует Qmin. Но при соблюдении условия максимизации прибыли MR = МС пересечение кривых предельного дохода и предельных издержек будет в точке A, которой соответствует размер производства Qopt, приносящий максимум прибыли.

В точке Qmin достигается максимальная прибыль в расчёте на одну единицу продукции. Однако фирма максимизирует не прибыль на единицу продукции, а валовой объём прибыли от всего производства.
Поэтому ей нет смысла отказываться от выпуска единиц продукции, лежащих между Qmin и Qopt, ведь вклад в увеличение валовой прибыли внесут и они. Здесь действует неравенство MR > МС, а значит, фирма выиграет от выпуска каждой дополнительной единицы продукции.

Если фирма минимизирует убытки (рис. 8.13), то она ориентируется на правило: MR = МС и избирает объём производства, равный Qopt, несмотря на то, что этот объем меньше технологического уровня Qmin.

 

 

Рис. 8.13. Минимизация убытков [3]

При пониженном уровне цены, когда она находится ниже точки безубыточности (т. B), достижение технологического оптимума для фирмы (Qmin) становится проблематичным. Кривые MR и МС имеют две точки пересечения: N и A, но правило MR = МС относится только ко второму пересечению в точке A, где Qopt. Дело в том, что после точки N и достижения соответствующего ей объёма производства QN предельный доход начинает превышать предельные издержки. А когда MR > MC, то фирме следует наращивать объём производства до точки A, которой соответствует Qopt ..

Когда фирма прекращает или приостанавливает производство
(рис. 8.14), то правило MR = МС вообще не применимо при уровне цены, лежащей ниже минимального значения средних переменных издержек (P < AVCmin).

 

 

Рис. 8.14. Прекращение производства [3]

 

В данном случае любой объём производства вызывает убытки, поскольку средние общие издержки (АТС) сильно превышают установившуюся цену Р. Правильный выбор в этом случае фирма сделает, если остановит производство товара.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал