Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребительский выбор: кардиналистская концепция
В основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке) лежит функция полезности. При моделировании поведения потребителя кардиналисты исходят из следующих постулатов: – ограниченности дохода потребителя; – аксиомы ненасыщенности; – аксиомы увеличения общей полезности; – аксиомы убывания предельной полезности. Денежные расходы на приобретение товаров покупатель должен распределить таким образом, чтобы суммарный полезный эффект не только не снижался, но и был максимальным (максимизация благосостояния потребителя). В теории кардиналистов этот принцип называется правилом рационального потребительского поведения. Суть его заключается в том, что покупатель свои потребности располагает в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить имеющиеся потребности. Допустим, потребляются три блага: A, B и C. Предельная полезность этих благ, выраженная в ютилях, составляет соответственно: MUA = 100, MUB = 80, MUC = 45. При этом суммарная предельная полезностьсоставит: 100 + 80 + 45 = 225 ютилей. Цена единицы блага равна: PA = 10, PB = 4, PC = 3. Далее следует определить среднюю взвешенную предельную полезность каждого блага (MU/P), то есть предельную полезность, приходящуюся на 1 руб. В результате получим: MUA/PA = 10, MUB/PB = 20, MUC/PC = 15. Как видим, предельные полезности благ, приходящиеся на рубль затрат, не равны. Следовательно, распределение средств носит неоптимальный характер, поскольку благо B приносит наибольшую полезность, а благо A – наименьшую. Рациональный потребитель в этом случае должен увеличить потребление блага B и уменьшить потребление блага A. Уменьшение потребления блага A на одну единицу даст экономию в Таким образом, потребительский выбор –это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. MUA/PA = MUB/PB = MUC/PC = … = MUN/PN. Правило максимизации полезности основано на втором законе Госсена, который гласит: максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ в расчете на одну денежную единицу. Наряду с общими принципами потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений потребителя. Американский экономист Х. Лейбенстайн выделяет два вида спроса на товар: функциональный и нефункциональный. Функциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена потребительскими свойствами (качествами), присущими самому товару или услуге. Нефункциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена какими-то другими факторами, а не присущими товару качествами. В нефункциональном спросе с известной долей условности выделяются следующие факторы: социальный, спекулятивный и нерациональный. Социальный фактор напрямую связан с отношением покупателей к товару. Х. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний потребителей: 1. Эффект присоединения к большинству. Под ним понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Потребитель зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. 2. Эффект сноба. Под ним понимается эффект изменения спроса, связанный с тем, что другие люди потребляют данный товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой позиции. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. 3. Эффект Веблена. Под ним понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую, а не низкую цену. Именем Веблена называют престижное или демонстративное потребление, которое Т. Веблен описал в своей работе «Теории праздного класса» (1889 г.), когда товары и услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но если эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, то эффект Веблена зависит прежде всего от цены товара. Спекулятивный фактор связан с тем, что спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем. Нерациональный фактор связан с тем, что спрос является незапланированным и возникает под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, то есть это спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
|