Факторы, определяющие эластичность предложения
1. Период времени – это важнейший фактор, влияющий на эластичность предложения: чем продолжительнее время, которым располагает продавец, тем больше у него возможностей приспособиться к изменению цены. Эластичность предложения в этом случае будет зависеть непосредственно от того, на сколько продавец сумеет изменить объем производимой продукции. Таким образом, предложение будет тем эластичнее, чем продолжительнее временной период.
Различают три временных рыночных периода: мгновенный, короткий и длительный.
Мгновенный рыночный период – это период времени, в течение которого все факторы производства (труд, земля, капитал) постоянны, то есть их количество не может быть изменено. Мгновенный период настолько мал, что производители не имеют возможности нанять дополнительное количество рабочих, закупить больше сырья или оборудования. В этом случае, если произойдет увеличение спроса на выпускаемый ими товар, то продавцы не смогут увеличить предложение своей продукции, а отреагируют только повышением цен (рис. 5.8).
Короткий рыночный период – это период времени, в течение которого одни факторы производства постоянные, а другие переменные (то есть можно изменить их количество). К постоянным факторам производства можно отнести здания, оборудование, высококвалифицированных работников и другое, а к переменным факторам производства – сырье и материалы для производства товара, незадействованное оборудование, работников с невысокой квалификацией и др. Линия предложения в коротком рыночном периоде представлена на рис. 5.9.
Рис. 5.9. Предложение в короткий период (неэластичное предложение) [5]
Длительный рыночный период – период времени, в течение которого все факторы производства переменные. У производителей достаточно времени, чтобы закупить больше оборудования или обновить его, подготовить высококвалифицированных специалистов, использовать новые научные достижения и т. д. Линия предложения в длительном рыночном периоде представлена на рис. 5.10.
Рыночные периоды неодинаковы для разных отраслей производства. В одних отраслях производители могут достаточно быстро изменять объемы используемых в производстве товара ресурсов, в других – производителям требуется достаточно длительное время, чтобы построить новые сооружения, установить оборудование и т. д.
Рис. 5.10. Предложение в длительный период (эластичное предложение) [5]
Чтобы увидеть, как изменяется ситуация на рынке определенного товара с течением времени, совместим линии предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах на одном графике (рис. 5.11).
Рис. 5.11. Совмещение линий предложения в мгновенном, коротком и длительном рыночных периодах [5]
При увеличении спроса линия D1 сместилась в положение D2. Вначале, в мгновенном периоде, точка равновесия Е1 перейдет в положение Е2, а цена равновесия повысится от Р1 до Р2 соответственно. Далее, в коротком периоде точка равновесия сместится в точку Е3 и равновесная цена снизится от Р2 до Р3. И, наконец, в длительном периоде точка равновесия займет положение Е4, цена снизится от Р3 до Р4, а объем увеличится от Q3 до Q4. Таким образом, при увеличении спроса вначале происходит резкое повышение цены при неизменном объеме предложения, а затем цена постепенно снижается и объемы предложения товара увеличиваются.
2. Типы предлагаемых к продаже товаров и услуг. Товары, технология производства которых может быстро изменяться, имеют эластичное предложение по цене, и наоборот, товары, технология производства которых не может быть резко изменена, имеют неэластичное предложение по цене.
3. Наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей. Предложение будет эластичным, когда промышленность работает не на полную мощность. В этом случае возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять новых рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Напротив, если промышленность работает на полную мощность, предложение товара будет неэластичным.
4. Возможность длительного хранения продукции. Если возможно длительное хранение, то предложение будет эластичным по цене, так как в случае повышения цены производители могут легко увеличить объем предлагаемого товара за счет имеющихся у них запасов.
5. Ситуация, складывающаяся на рынке товара в данный период. В условиях дефицита товара на рынке производители имеют возможность продать определенный объем товара по высокой цене, предложение в этом случае будет неэластичным. Однако высокая цена на рынке данного товара стимулирует увеличение предложения, это вызывает последующее снижение цены, то есть предложение становится эластичным.
|