Реакция покупателей на изменение цены товара
Коэффициент эластичности
| Характер
спроса
| Поведение
покупателей при снижении цены
| Поведение
покупателей
при возрастании
цены
| Ed = 0
| Абсолютно
неэластичный
| Количество
покупаемого
товара
не изменяется
| Количество
покупаемого
товара
не изменяется
| 0 < Ed < 1
| Относительно неэластичный
| Темп роста спроса меньше темпа снижения цены
| Темп снижения спроса меньше темпа роста
цены
| Ed = 1
| Единичная эластичность
| Темп роста спроса равен темпу снижения цены
| Темп снижения спроса равен темпу роста
цены
| 1 < Ed < ∞
| Относительно эластичный
| Темп роста спроса выше темпа снижения цены
| Темп снижения спроса выше темпа роста
цены
| Ed = ∞
| Абсолютно эластичный
| Объем покупок неограниченно возрастает
| Объем покупок падает практически до нуля
|
Если известна эластичность спроса, то можно рассчитать, как изменится спрос на товар при изменении его цены. Например, эластичность спроса на конфеты равняется 0, 5. Зная это, можно утверждать, что 10 %-ное увеличение цен на конфеты уменьшит спрос на них всего на 5 %, то есть спрос на конфеты неэластичен.
В наиболее общем виде взаимосвязь между уровнем эластичности и воздействием ценового изменения может быть сформулирована следующим образом.
Если < 1, то процентное изменение цены превышает процентное изменение количества проданного товара и становится доминирующим фактором в изменении дохода фирмы: доход будет меняться в том же направлении, что и цена. При снижении цены доход будет снижаться, а при повышении цены – повышаться. Цена и доход в этом случае связаны между собой положительно.
Если > 1, то процентное изменение объема продаж превышает процентное изменение цены и становится доминирующим фактором в изменении дохода фирмы: доход будет меняться в том же направлении, что и объем продаж, а значит, в обратном направлении к изменению цены. При увеличении цен (снижение объема продаж) доход фирмы будет снижаться, а при снижении цен (увеличение объема продаж) – увеличиваться. Цена и доход связаны между собой отрицательно.
При = 1 ни повышение, ни понижение цены товара не повлияют на совокупный доход фирмы-производителя.
При движении вдоль кривой спроса ценовая эластичность спроса изменяется, причем изменяется и валовой доход продавца товара: при снижении цены до половины валовой доход увеличивается ( > 1), в точке N он достигает своего максимума ( = 1), а затем начинает снижаться ( < 1) (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Взаимосвязь между валовым доходом и ценовой эластичностью спроса [2]
Знание соотношений между валовым доходом и ценовой эластичностью спроса имеет важное практическое значение, так как объясняет, как фирма устанавливает и меняет цены на товар.
|