Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эластичность спроса по доходу
Одним из важных факторов, влияющих на изменение спроса, является доход потребителей. Эластичность спроса по доходу определяет, насколько изменится спрос на товар в ответ на изменение дохода покупателей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода потребителей на 1 %: или , где – коэффициент эластичности спроса по доходу; и – первоначальная и новая величина дохода; и – первоначальный объем спроса и объем спроса после изменения дохода. Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в том, что для некоторых товаров он меняет свой знак. Товары, спрос на которые с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу ( < 0) и называются некачественными, или товарами низшего порядка. Товары, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, имеют положительную эластичность ( > 0) и называются нормальными товарами. При этом совокупность нормальных товаров принято подразделять на три группы: 1) товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов и которые имеют коэффициент эластичности: 2) предметы роскоши (блага высшего порядка), спрос на которые опережает рост доходов. Для этих товаров не существует предела насыщения, коэффициент их эластичности: > 1; 3) товары второй необходимости, спрос на которые растет в меру повышения доходов, они имеют коэффициент эластичности: = 1. Практически во всех развитых странах спрос на определенные категории благ имеет одинаковую эластичность спроса по доходу. Так, почти везде предметы первой необходимости имеют коэффициент: < 1, a предметы роскоши: > 1. При этом одни предметы первой необходимости, например, такие, как соль, спички, зубные щетки, чай, кофе имеют положительную, хотя и близкую к 0, эластичность спроса. Другие же, такие, например, как хлеб, картофель, маргарин (так называемые товары Гиффена) – отрицательную эластичность спроса. Наивысшая эластичность спроса по доходу характеризует спрос на частные медицинские и образовательные услуги, на изысканные продукты питания, некоторые высококачественные товары длительного пользования. Значение эластичности спроса зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом эластичность спроса таких товаров, как хлеб и картофель высока, следовательно, доля расходов на них в бюджете потребителя продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом всё бó льшую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары всё ещё могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится всё более разнообразным и качественным, несмотря на то, что увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев населения хлеб и картофель становятся благами низшего порядка.
|