Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Органы местной власти в «советский» период
Идея местного самоуправления, предполагающая децентрализацию власти, определенную независимость и самостоятельность местных органов власти противоречила сути централизованного советского государства. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов, как органов государственной власти. В соответствии с советским законодательством местные Советы и их исполнительные органы являлись местными органами государственной власти и управления и функциониро- Советы сочетали в своей деятельности принятие решений, исполнение и контроль за проведением их в жизнь. Законодательно определялось, что вся власть на местах и в центре принадлежит Советам. Из полновластия Совета вытекало, что его органы формально не имели собственной компетенции, а лишь участвовали в осуществлении полномочий Совета. За Советом закреплялось право рассматривать и решать на сессиях любой вопрос, отнесенный к ведению местной власти. Однако на практике основной объем полномочий местной власти осуществлялся исполнительными структурами, которые работали под контролем партийных органов. Партийные органы определяли направления деятельности Советов, состав представительных органов, осуществляли подбор, расстановку и воспитание кадров, работающих в Советах, контролировали выполнение советскими органами партийных решений. До распада СССР система местных органов власти и управления в Беларуси, как и в других бывших союзных республиках, формировалась в условиях однопартийной политической системы, централизованно планируемой экономики. Можно констатировать, что Беларусь в советский период не имела серьезного опыта местного самоуправления. Единая бюджетная система Советского Союза, централизованное распределение материальных и трудовых ресурсов исключали автономию местных органов власти, ставили локальные сообщества в полную зависимость от союзных и республиканских органов управления. Часто принятие решения по таким вопросам, как строительство школ, магазинов, жилья, больниц, развитие сферы услуг в конкретном городе или поселке зависело не от местных органов, и тем более не от частной инициативы граждан, а от служащего того или иного ведомства. Таким образом, на практике обеспечивалось не сочетание, а подавляющий приоритет общегосударственных интересов по отношению к интересам местных сообществ. О возврате к системе реального самоуправления в СССР заговорили в период «перестройки», начавшейся в конце 80-х годов прошедшего столетия.
|