Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь
Лекция 7. Становление местного самоуправления в Беларуси Основные понятия: вече; сословное самоуправление; копные суды; магдебургское право; земское самоуправление; земское собрание; земская управ; советы депутатов; концепция реформирования местного самоуправления. Ранние формы самоуправления За многолетнюю историю своего существования Беларусь накопила значительныйопыт местного самоуправления, который представляет сегодня определенную ценность. Традиции местного самоуправления в нашем государстве берут начало в средневековье. Безусловно, когда речь идет о таких ранних исторических формах самоорганизации, как вече, сход, соймы, копные суды, мы зачастую имеем дело с первичными, ограниченными и даже охлократическими проявлениями, обусловленными состоянием патриархального общества. Однако в определенных случаях архаичные формы, просуществовавшие до ХУ-ХУШ вв., выработали содержание, актуальное и для современных условий. Вече Наиболее древней демократической формой самоуправления у восточных славян был народный сход (вече). Созвать вече – значило представить дело на обсуждение народа. Удар в вечевой колокол был знаком, что есть требование народного голоса. Вече собиралось по инициативе князя, княжьей рады или группы свободных людей. Все граждане, как богатые, так и бедные, как бояре, так и простые люди, имели право быть на вече деятельными членами. Каких-то имущественных цензов не существовало. К сожалению, немногочисленные дошедшие до нас исторические документы не сохранили многих подробностей, относящиеся к процедуре созыва вече и принятия решений в городах Беларуси. Ряд важнейших вопросов остаются пока невыясненными. Наиболее подробные сведения сохранились о Новгородском вече. Известно, что в Новгороде на площади, где проводилось вече, было возвышение, служившее трибуной. Оно находилось у вечевой башни, в которой помещалась вечевая изба, т.е. канцелярия веча. Решение веча называлось приговором и записывалось в грамоту. Для этого существовала должность вечного дьяка (секретаря). К грамоте прикладывалась печать. Неизвестно, существовали ли какие-либо правила, чтобы не допускать неправильных созывов веча. Случалось, однако, что смельчаки созывали вече и, поддерживаемые своими сторонниками, проводили свои планы по низвержению власти и установлению новой. Неизвестно, существовал ли способ проверки лиц, приходивших на вече, для недопущения прихода тех, которые не имели на это права. Неизвестно также, существовал ли какой-то способ сбора голосов. Например, на Новгородском вече все решения принимались большинством голосов, о чем можно было судить по силе возгласа «любо» или «не любо». На территории Беларуси вече существовало в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Оно обладало широкими властными полномочиями: · выбирало и изгоняло князя; · решало вопросы войны и мира; · распределения повинностей и податей; · организации ополчения и обороны города; · заключения и прекращения внешних договоров и соглашений; · избирало руководителей исполнительно-распорядитель- · в особых случаях осуществляло правосудие. Отмечено, что вече более активно действовало в городах, где проживали богатые, относительно независимые от князя граждане, которые могли выступить на вече и против воли правителя. Где власть князя была более сильной, там вече не играло решающей роли. Например, в Полоцке вече было реальным противовесом власти князя. Полоцкое вече трижды (в 1138, 1151, Вечевая форма правления просуществовала в некоторых землях и городах Беларуси (Витебск, Полоцк) вплоть до XV в. На смену ей пришли новые формы городского самоуправления. Однако традиции, заложенные еще в те времена, несомненно, оказали существенное влияние на формирование местного самоуправления в последующие периоды развития нашего государства.
|