![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показатели уровня ближайшего развития
I. Обучаемость: • способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др.; • активность ориентировки в новых условиях; • перенос в новые условия; • переключаемость с одного способа на другой; • быстрота образования новых понятий и способов действия; • темп, выносливость, работоспособность. II. Развиваемостъ: • откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию; • переключаемость с одного плана мышления на другой; III. Воспитуемость: • откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию; • активность ориентировки в новых социальных условиях; • перенос и гибкость способов ориентировки в новых условиях. Динамика изменения зон актуального и ближайшего развития испытуемого определяет наличие (отсутствие) благоприятного или неблагоприятного прогноза развития ребенка. При этом следует учитывать, что дети с нарушениями в развитии, в основном, испытывают трудности, связанные с расширением зоны их ближайшего развития. В частности, дошкольники с нарушениями интеллектуального развития имеют проблемы, связанные с тем, что у них оказываются нарушенными все компоненты обучаемости, характеризующие психическое развитие детей соответствующего возраста. 7. Принцип коррекции и компенсации является ведущим при разработке индивидуальной программы развития ребенка, выборе и адаптации коррекционно-педагогических технологий в зависимости от характера, структуры и выраженности нарушения, степени фиксации дошкольника на своем дефекте. При этом особенное внимание уделяется формированию коррекционной направленности на формирование компенсаторных механизмов. 8. Принцип активного привлечения родителей к задачам психокоррекции предполагает налаживание активного и заинтересованного сотрудничества психолога и родителей с целью обеспечения непрерывности домашнего и общественного коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей и преемственности в постановке ближайших и отдаленных целей психокоррекционной работы, определении ее содержания, применяемых методов и форм. Исходя из данных принципов, психолог приступает к определению содержания индивидуальной психокоррекционной работы.
Индивидуальная психокоррекционная работа Согласно Государственному стандарту дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект 2004 года), основными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются: • смена ведущих мотивов; • развитие общих движений; • развитие восприятия как ориентировочной деятельности направленное на исследование свойств и качеств предметов; • формирование системы сенсорных эталонов; • развитие наглядно-образного мышления; • формирование представлений об окружающем; • развитие понимания смысла обращенной к ребенку речи; • овладение диалогической речью; • овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи; • становление сюжетно-ролевой игры; • развитие навыков социального поведения и социальной компетентности; • становление продуктивных видов деятельности; • развитие самосознания. Для ребенка старшего дошкольного возраста основными линиями развития являются: • совершенствование общей моторики; • развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации; • формирование произвольного внимания; • развитие сферы образов-представлений; • становление ориентировки в пространстве; • совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления; • формирование связной речи и речевого общения; • формирование элементов трудовой деятельности; • расширение видов познавательной активности; • становление адекватных норм поведения. Индивидуальная психокоррекционная работа строится при опоре на данные направления как на «генеральные линии» развития ребенка, позволяющие определить общие цели коррекционно-развивающего воздействия. Первый этап индивидуальной психологической коррекции должен быть направлен на создание психологической базы для развития ребенка. В первую очередь, внимание обращается на моделирование оптимальной социальной ситуации его развития, которая предполагает формирование соответствующих возрасту: а) форме общения со взрослым и сверстником; б) виду деятельности. В процессе общения со взрослым формируют потребности и мотивы общения, характерные для данного возрастного этапа развития детей. При этом взрослый служит своеобразным «мостиком», по которому ребенок с проблемами в развитии «входит» в жизнь, осваивая предметную, игровую и продуктивные виды деятельности. На таких занятиях педагог-психолог использует задания, связанные с активизацией интереса детей к деятельности, формированием системы ориентировочных (познавательных) действий и соответствующих операций. На этом этапе расширяются потенциальные возможности для развития так называемых «базовых» психических процессов и сохранных психических функций. Постепенно создаются такие ситуации, в которых либо ребенок уже «хочет» больше, чем «умеет», потому что взрослому удалось сформировать мотивационную основу предметно — практической и познавательной деятельности, либо «умеет» больше, чем «хочет» в рамках данной деятельности. Согласно А. Н. Леонтьеву, это является поводом к изменению социальной ситуации развития и переходу на следующую ступень психического развития через формирование новых познавательных установок и освоение новых видов деятельности. На этом этапе индивидуальной психологической коррекции приходит время для стимуляции так называемых развивавшихся психических функций и расширения «зоны ближайшего развития ребенка». Затем приступают к формированию функционального единства всех психических процессов в разных видах детской деятельности. В этот момент важно создать условия для да всех психических функций в «ранг» произвольных. На последнем этапе взрослый создает условия для овладения ребенком произвольностью уже не отдельных функций всего поведения, формирования умения и навыков планирования и самоконтроля хода и результатов деятельности. В это время создаются оптимальные условия для компенсации нарушенных функций и профилактики отклонений в формировании личности. Цель психокоррекции считается достигнутой если уровень социально-психологической адаптированности ребенка в социальной среде и коллективе нормально развивающихся сверстников является устойчивым. Рассмотрев этапы индивидуальной психологической коррекции, приведем примеры. Конспект индивидуального занятия по психокоррекции с ребенком (мальчик) 1 года обучения в специальном детском саду (средняя группа), имеющем диагноз: нейросенсорная тугоухость III степени, педагогическая запущенность Цели: • развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз («Соедини точки карандашом»); • развитие внимания, развитие графических навыков, ориентировка на листе бумаги, т. е. в микропространстве, восприятие частей целого предмета («Дорисуй по образцу»); • формирование представлений об основных цветах, развитие внимания, развитие графических навыков и мелкой моторики («Раскрась по образцу»); • развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий («Карандашом укажи путь»); • развитие ориентировки на листе бумаги, изучение последовательности чисел от 1 до 5 («Соедини точки по порядку от 1 до 5»).
|