![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II этап. Осознание себя как субъекта взаимодействия
Механизмом личностного роста выступает децентрация (эмоциональная и интеллектуальная). Типом взаимоотношения является руководство — подчинение и кооперация. Задачи этапа: • формирование способности к целеполаганию; • становление образов «Я-реального» и «Я-потенциального» («Каким я могу быть»); • осознание своих переживаний и отношения к ровеснику! • сравнение и идентификация себя со сверстником. В процессе совместных предметных действий с ровесником происходит увязывание во времени отстоящих друг от друга событий и состояний. Повторяемость сопряженных действий организует ожидания ребенка и позволяет ему опережать в „х ощущениях изменения в действиях и, значит, настраивать себя на соответствующий отклик. Чрезвычайно важно при этом воссоздавать целостную ситуацию. знакомую ребенку по общению со взрослым. Сам ребенок на себя в ней функции взрослого и осуществляет взаимодействие с партнером, действуя, как конкретный взрослый. Позиция сверстника остается неизменной. Поэтому оказывается очень полезным включать в структуру индивидуального занятия моменты общения «сильных» и «слабых» детей, т. е. с разным уровнем интеллектуального развития. Ведущему партнеру при этом придется более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Ему самому легче будет осознать цель своих действий. Ведомый же будет тянуться за более сильным партнером («в глазах умственно отсталого ребенка другой отсталый ребенок является более умным, чем нормальный взрослый человек», — писал Л. С. Выготский). Т. е. для формирования самоутверждения, осознания себя как субъекта деятельности, требуется партнер, которого ребенок с нарушением в развитии сможет «обучать» (в диалогическом взаимодействии). Аналогично строятся отношения по вектору Ребенок — Коллектив, т. е. используя механизм руководства — подчинения. Он способствует формированию функционального состояния Родителя в структуре личности и произвольности поведения. На начальных этапах Н. Д. Соколова предлагает учить детей подражать действиям с куклой взрослого и передавать отношения между дочкой (куклой) и мамой. Демонстрируя разнообразные игровые сюжеты, педагог сопровождает свои действия Речью, планирует их, подводит итоги, выражает эмоциональное отношение к событиям и т. д. Наблюдая за взрослым, ребенок присваивает» способы не только игры, но и игрового и речевого общения, постепенно становится партнером взрослого, а затем — сверстника, которому эту роль «перепоручил» воспитатель или психолог. Начиная со средней группы, проводятся игры-занятия в «семью» и «детский сад» с целью сплочения детей, проявления симпатии, заботы, умения замечать эмоциональное состояния близких людей, сверстников и воспитателей группы. Приведем пример подгруппового занятия психолога по данной теме.
|