![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III этап. Осознание себя как субъекта взаимоотношений
Механизмом личностного роста выступает пространственно-временное смещение. Последнее означает, что ребенок эмоционально предвосхищает последствия своего поведения, изменяет в связи с этим свою самооценку, и переживает в данный момент те эмоции, которые возникли бы у него в будущем (на основе аналогичного опыта в прошлом). Задачи этапа: • формирование опыта сопереживания и сочувствия; • формирование пресуппозиции в контакте (предвосхищения поведения и эмоционального состояния партнера); • усвоение простейших социальных мотивов поведения (в виде стремления сделать что-то полезное для других); • становление внутренней позиции личности. На первой стадии работы приступают к приобретению опыта сопереживания, сочувствия и содействия в специально организованных для этого условиях, в смоделированных взрослым ситуациях практической и игровой деятельности детей. «Примеривание» к себе и сверстнику подобного опыта происходит в процессе изучения психологом и детьми содержания серии сюжетных картин, отражающих режимные моменты жизни воспитанников и наиболее характерные события происходящие в группе (первый вариант): · приход детей в детский сад (ситуация в раздевалке); · подгрупповое занятие воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.; · занятие в музыкальном (физкультурном зале); · утренник в детском саду; · прогулка; · индивидуальное занятие с логопедом, дефектологом и т. д.;, · обед; · тихий час; · совместная игра с другими детьми; · возвращение домой (ситуация на улице). Второй вариант развития сюжетов этих же картин, с теми же персонажами отражает конфликтные ситуации общения ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями) и сверстниками. Третий вариант содержит проблемные ситуации, связанные с возможными практическими затруднениями детей. Кроме того, в изображениях могут отсутствовать функциональные детали, что может быть использовано для тренировки внимания и восприятия детей. Четвертый вариант изображений на картинах построен по принципу «нелепиц», что позволяет применять их для развития речи, мышления и воображения. Использование изобразительного материала для проведения подгрупповых занятий психолога позволяет сочетать социальное и познавательное развитие детей. Например, О. П. Гаврилушкина предлагает 3 серии заданий. С помощью первой серии дошкольников обучают составлять сообщения и вопросы, используя конструкции из личных местоимений или собственных имен существительных в сочетании с глаголами, по поводу картинок с изображениями бытовых, игровых и трудовых действий (ребенок рассказывает, как он и его сверстники их «совершают»). Кроме составления сообщений, Ребенок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы сверстнику по содержанию картинок («Спроси у Сережи, нравится ли ему подметать пол», «Поинтересуйся, зачем он это делает» и т. д.). Во второй серии предлагается описать ситуацию, на фоне которой развертывается действие и рассказать, как бы действовали дети. Разыгрываются диалоги ребят; при этом используются ситуации, которые вызывают конкретизацию нравственных норм и «присвоение» их к себе. Осознанию своей позиции, своего отношения к действительности способствует такой прием, как комментированное рисование. Взрослый на глазах у детей мелом создает различные изображения сюжетного содержания, которые отражают занятия детей, совместные игры, развлечения, прогулки и т. д. Объекта, ми изображения выступают воспитанники данной группы. Затем организуется разыгрывание диалогов детей с обсуждением их желаний и эмоций по поводу начала, середины и результата совместных действий («кто чего хотел, и что из этого вышло»). Задания третьей серии состоят в разыгрывании диалогов при опоре на сюжетные картинки и принятии соответствующих ролей. При этом рекомендуется использование приема «словесного описания» того, что было «до» и будет «после» события, изображенного на картине, проведение аналогии с реальными жизненными ситуациями, с которыми сталкивались дети, и моделирование вариантов разрешения проблемных ситуаций. Приведем пример, описанный И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой в их книге «Разноцветные белые вороны»: — Покажи, как ты вчера сдержался и не дал сдачи! — Но я дал! —А ты сыграй, изобрази! Как будто ты сдержался. И скажи, что ты в этот момент чувствовал, как ты убедил себя сдержаться... А как ты был потом собой горд?... Включение детей в проблемные, конкурентные отношения по поводу таких ситуаций требует особенного внимания педагога к взаимодействию детей и их эмоциональным реакциям, чтобы не допустить реакций зависти, злорадства, амбиции и др. Если дети ревностно относятся к своим недостаткам, сравнивая их с достоинствами других, то необходимо дать им понять, что их можно сравнить только с ними самими (с теми, какими они «были вчера» или «будут завтра»), потому что они не такие, как другие дети: нет одинаковых людей, каждый из нас обладает своими достоинствами и имеет свои недостатки. Например, если кто-то из детей говорит, что он выполнил задание лучше, чем его партнер, а тот «опять не сумел», то взрослому рекомендуется похвалить ребенка за старание («Похоже, что ты очень старалась и сделала все, что могла») и предложить подумать, чем бы он мог помочь сверстнику. Если речь идет об оценке результатов детской деятельности, то в этом случае взрослому рекомендуется: · разрешить рисовать и «такие рисунки»; · выразить свое отношение к ним, а не оценивать их качество (выход на реакцию «Мне нравится/не нравится», а не «Это хорошо/плохо»); · похвалить детей за то, что они совершенствуются по отношению к самому себе («Саша, сегодня у тебя получился рисунок лучше, чем вчера, потому что... А Света, хотя и хвастается, выполнила его хуже, чем на прошлом занятии. Рисунок очень небрежный, сделан впопыхах»); · выразить свое удивление и радость по поводу того, что они все НЕ похожи («Зачем мне тогда 10 рисунков точно таких же, как у Светы, даже если у нее очень хорошие рисунки!»). Игровые ситуации, связанные с конкуренцией, которые моделируются в это время, должны ориентировать детей на «присвоение» себе качеств другого, его достоинств («Соревнование в парах», «Белые медведи идут на охоту» и др.), а не демонстрацию себя. Можно организовать «Конкурс хвастунов», в котором дети должны научиться хвастаться не своими качествами, а положительными качествами партнера, или «Игру в журналистов», которые берут интервью у сверстников. На занятиях воспитателя и дефектолога в качестве итога занятия временно предлагается не самооценка действий, а оценка действий сверстников («Кто больше всех понравился на занятии и почему»). Постепенно вводится традиция подведения итогов дня, когда воспитатель собирает всех ребят в кружок и рассказывает том, что хорошего случилось с ними сегодня, побуждая детей вспомнить всех сверстников, которые «отличились» в положи тельную сторону («Катя сегодня помогала нашей нянечке столы накрывать — Анна Иванова была очень довольна. А после обеда Ваня даже без напоминания убрал за собой тарелку. Анна Ивановна так удивилась, что даже посуду перестала мыть!» и т. д.). Естественно, эти приемы не могут предотвратить реальных конфликтных ситуаций в группе, но этого и не нужно добиваться: дети должны иметь опыт разрешения подобных ситуаций, а не пассивно избегать их. В реальных конфликтных ситуациях психологически обоснованным будет: • использование приема словесного комментирования взрослым происходящего, отражающего в речи испытываемые детьми, эмоции и их причину (чувства, к которым относятся с пониманием, утрачивают свою силу); • успокоение дерущихся детей и использование приема продолжения предложения взрослого («Я чувствую, что...», «Я хочу, чтобы...» и т. д.), что позволит детям понять самих себя и лучше разобраться в общей картине происходящего; • предвосхищающая положительная оценка поведения детей с объяснением причины, послужившей социальному одобрению. Например, воспитатель вызывает эмоциональное предвосхищение результатов «мирного урегулирования» конфликта, выразительно рассказывая, как вечером обрадуются их родители потому, что ребята смогли сдержать себя, поступили справедливо и т. д.; • привлечение общественного внимания не к нарушившему норму поведения, а к пострадавшему ребенку (т. к. укоры и замечания все равно будут способствовать «популярности» ребенка в группе); • предотвращение ябедничества детей с целью воздействия через взрослого на сверстника. Для этого необходимо поместить детей в одну лодку», например: «Вы снова получаете эту игрушку, когда придумаете, как поделить ее так, чтобы никому не было обидно». Психолог объясняет воспитателям и родителям, что детская агрессия является реакцией самозащиты — поэтому необходимо, прежде всего, выявить ее мотивы, а затем уже подбить стратегию ее коррекции. Например, известно, что при работе с детьми, имеющими невротические реакции, не следует обращать внимание на их агрессию, так как она свидетельствует, в первую очередь, об отчаянии ребенка. Необходимо дать ему возможность повысить свою самооценку и самоутвердиться в группе сверстников (например, предложить роль «Помощника воспитателя»). При работе с детьми, имеющими психопатоподобное поведение, наоборот, нужно сразу же обращать внимание на агрессивное поведение и ставить ребенка в жесткие рамки требований к своей и чужой безопасности. Нужно дать понять, что такое поведение непозволительно ни при каких условиях, однако сделать так, чтобы ребенок не почувствовал себя покинутым и отвергнутым навсегда. Как только его поведение исправится, нужно акцентировать на этом внимание всех ребят группы и похвалить ребенка. Остановимся подробнее на специальном моделировании конфликтных ситуаций. В программе П. Прутцман «Дети творчески разрешают конфликты» (ДТРК) приводятся следующие, наиболее характерные для детских коллективов, темы конфликтных ситуаций: Вектор «Ребенок — ребенок» · Неприязнь: двое ребят играют в группе, к ним подходит третий, который с одним из них находится в дружеских отношениях, с другим — в неприязненных. Подошедший просит принять его в игру. Первый отказывает, второй — колеблется. · Агрессия: один ребенок отнимает у другого игрушку, смеется, бросает на пол и «топчет» ее на глазах обиженного. Собственность: на прогулке двое ребят подрались из-за машины. Оба утверждают, что она — его. · Насмешка (шутка): ребенок собирается обедать, подходит к столу и видит: у него в компоте плавает хлеб. Рядом стоят два сверстника и смеются. · Тихий час: дети подговаривают друг друга «довести» воспитателя. В итоге, когда в спальню входит взрослый, стоят «наголовах» · Жалоба воспитателя родителям на ребенка (в его присутствии). Вектор «Ребенок — взрослый» • Несправедливость: взрослый отнял игрушку и наказал всех детей из-за того, что некоторые из них сильно шумели и подрались из-за нее; • Обман и ябедничество: двое ребят играют в лото. Один из них подходит к воспитателю и обвиняет другого в жульничестве. • Место в очереди: дети после прогулки стоят в очереди за водой к няне. Воспитатель отзывает одного из детей и просит помочь. Он отходит, возвращается и требует разрешить ему встать на свое место (второй в очереди). • Рассеянный ребенок: один из ребят группы всегда что-то теряет или забывает, доставляя этим массу неудобств воспитателям и задерживая этим ребят группы. • Невыполненная просьба: воспитатель просит закрыть дверь. Ребенок громко отвечает: «Нет!» • Недовольный взрослый: взрослый просит ему не мешать, а ребенок ему досаждает. Приведем пример занятия психолога на данном этапе.
|