![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разыгрывание проблемной ситуации
Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы представьте себя на месте этого мальчика. Так будет справедливо. Мама ушла в магазин. Как только за нею закрылась дверь, братья начали баловаться: они стали бегать вокруг стола, бороться, кидать в друг друга диванные подушки. Вдруг щелкун замок — это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и запустил подушкой в люстру. Люстра закачалась, в ней что-то хрустнуло, и она упала. Мама рассердилась и поставила виновника в угол. Старший брат подумал, молча поднялся и тоже встал рядом с ним. — Как бы вы поступили и почему? — Давайте разыграем самое интересное продолжение истории. Созданию нужного, «делового» настроя на «серьезную игру» способствуют следующие вопросы взрослого-режиссера: — Кем ты будешь в этой истории? – Что ты будешь делать? – Что тебе мешает в этом? Что может помочь сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем он меч- – Что он хочет сказать? – Кто из детей группы тебе может помочь? Как? 5. Оценка — Молодцы! У вас хорошо получилось, как у настоящих артистов! Взрослый может задать вопросы, помогающие налаживанию «обратной связи» между ним и ребенком, между сверстниками: — Какие чувства ты испытывал во время того, как играл роль...? — Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? —Кто тебе больше всего помог в игре? Как ты думаешь, что он чувствовал? О чем думал? Вы помогали друг другу, поэтому проявили все ваши положительные черты характера, а занятие получилось таким интересным. Спасибо! В следующий раз на занятии можно создать ситуацию борьбы мотивов, когда ребенок вынужден будет оценить свое поведение со стороны положительного и отрицательного персонажа. Например: «Почему ты так хочешь поступить? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил по-другому Мальчик с пальчик? А злой Великан? А ты как поступишь: как Мальчик с пальчик или как Великан?» В этом случае выбор будет являться реальным свидетельством существования «внутренней позиции личности» как центрального психологического новообразования ребенка дошкольного возраста. «Внутренняя позиции личности» дошкольника лежит в основе формирования взрослого самосознания. Она формируется только тогда, когда ребенок учится выражать и осознавать собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими людьми, выстраивать механизмы психологической защиты и постигать границы собственных возможностей, своей способности противостоять силам зла и разрушения, нести за это ответственность и выбирать сторону добра и человечности. Социальные мотивы, которые формируются на данном этапе у детей, связаны со стремлением сделать нечто полезное для других. Это возможно через вовлечение детей в совместную продуктивную творческую и трудовую деятельность. Условиями реализации деятельности детей должны быть либо общие средства деятельности, либо постановка общей цели. Можно использовать такие игры, как: • «Новоселье»; • «Макет комнаты» (один видел макет, должен рассказать партнеру о нем так, чтобы тот сумел воспроизвести расположение мебели); • «Архитекторы» (нужно всем вместе построить гараж для всех машин, улицу и расселить на ней всех «детей» и их «семьи»); • «Сборщики» (дети собирают разбросанные по полу игрушки, взявшись за руки); • «Однорукие» (выполнение поручений в парах); • «Мозаика в парах» (конкурс); • «Лепим сказку» (выставка); • «Сочиняем сказку (историю)» (по слову, предложению и т. д.). Чтобы дети могли задуматься над значимостью выражения своего отрицательного отношения к происходящему злу, можно организовывать «коллективные акции». Например, организовать своеобразную «переписку» ребенка или группы детей с персонажами сказки — нарисовать картинки с продолжением сказки, комментариями и «советами» ребят. Желательно, если рисование будет носить коллективный характер. При этом каждый из детей внесет свой «вклад» в выражение коллективного мнения.
КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА Если у детей на первый план выступают трудности, связанные с сенсомоторикой, то подгрупповые занятия могут строиться, опираясь на «Комплексную нейропсихологическую коррекцию сенсомоторных процессов в детском возрасте» А. В. Семенович. Выделяются 3 этапа работы. 1 этап (уровень нейропсихологической коррекции) — уровень ощущений, активации и оптимизации мышечного тонуса, управления своим телом с точки зрения обеспечения основ для организации двигательного акта. Работа на данном уровне направлена на коррекцию основного дефекта и уравновешивание корково-подкорковых взаимодействий головного мозга. Если психолог применяет при разработке программы работы с группой не одну, а несколько известных авторских коррекционно-развивающих программ, то он строит занятия, опираясь на требования к сочетаемости программ, предложенные Министерством образования РФ. В первую очередь, при этом учитывается: · сочетаемость целей; · единство принципов и концепций программ; · гармоничное сочетание федерального и регионального компонентов программ; · учет принципа непрерывности в содержании программ, но отсутствие дублирования в их содержании; · единые критерии оценки результатов реализации программ. Так, разработки А. В. Семенович могут сочетаться с программами по формированию навыков эффективной коммуникации у детей с ЗПР. Приведем пример занятия по такой интегрированной программе.
|