Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Понятие и закономерности переходной экономики
Понятие переходной экономики. Переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства. Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике. Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер являются: - утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами; - бюджетный кризис; - трансформационный спад. Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. В период командно-административной системы государство является единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений. Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта. Первый аспект состоит в том, что трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Вторым аспектом изменения положения государства является формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику. Если в плановой системе экономическое управление осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план. Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка. Это заставляет государство заниматься некоторыми производственными функциями, а также финансировать социальную сферу, фундаментальную науку, охрану окружающей среды. Вторая закономерность переходною периода - бюджетный кризис. Он тесно связан с изменением положения государства в экономике. За десятилетия господства командно-административной системы в нашей стране созданы мощная промышленность, сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком и полностью финансировались государством. После начала реформ потребность в их финансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне. Социальная сфера и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета, а промышленность оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или иных форм государственной поддержки. Доходная часть бюджета резко сократилась за счет спада производства. Это усугубляется хаосом в сфере бюджетного федерализма, т. е. в расчетах между бюджетами разных уровней: федеральным и региональными. Плохая наполняемость федерального бюджета мешает своевременному перечислению трансфертов в регионы, что, в свою очередь, тормозит налоговые отчисления из регионов в Центр. Бюджетный кризис обуславливает неуклонное углубление кризиса производства. Дело в том, что при хронической нехватке средств в казне государство оказалось лишенным возможности оказывать действенную поддержку промышленности. Основная часть средств бюджета направляется на погашение обязательств перед работниками бюджетной сферы и содержание армии, здравоохранения, образования и социального обеспечения. Этих средств, однако, не хватает, что порождает хроническую и многомесячную задолженность государства по выплате заработной платы. Третья закономерность переходного периода - это трансформационный спад. Данный термин был введен в научный оборот венгерским ученым Яношем Корнай, который утверждает, что в переходный период экономика переживает глубокий кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние, плановые механизмы координации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще слабы или отсутствуют вообще. Опасность трансформационного спада состоит не только в его масштабах, но и в том, что наряду с неконкурентоспособными, неэффективными и устаревшими производствами сворачиваются и современные производства, особенно машиностроение. Это связано с искажением соотношений цен в переходной экономике, а также с сокращением спроса на продукцию обрабатывающей промышленности, конкуренцией импорта, удорожанием топлива, сырья и материалов. Поскольку есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кризиса, то существуют общие направления в преобразовании экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями постсоциалистического реформирования. Их три: 1. макроэкономическая (финансовая) стабилизация - В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере. 2. приватизация - без частной собственности рынок невозможен, поскольку в основе рыночных отношений лежит именно частная собственность. По своей природе рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли. 3. интеграция в мировое хозяйство - Искусственная изоляция экономики от мирового рынка является одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. Чем выше открытость страны, тем больше у нее возможностей увеличить свой научно-технический потенциал за счет «перелива» новых знаний из-за рубежа. Варианты преобразования экономики: градуализм и «шоковая терапия». В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе. Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения. Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий. «Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями. Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма. Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.
Приватизация и собственность. Поскольку рыночное поведение экономических агентов может опираться только на рыночные институты, но необходима институциональная трансформация. Институциональная трансформация в переходный период - это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения и рыночных организаций и замена ими старых правил и организаций, присущих административно-командной системе. Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация. Приватизация - это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам. Значение приватизации состоит в том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник - это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции. Наконец, приватизация преследует и фискальные цели, т. е. пополнение бюджета за счет продажи государственной собственности. Собственность в юридическом смысле (правовые отношения собственности) – это установление имущественных отношений между людьми, при которых выявляется вещь или совокупность вещей (объекты собственности), принадлежащие данному субъекту, и определяются виды собственников, которым принадлежит указанное имущество. Право – это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), которые устанавливаются государством. Субъектами собственности являются (наделены правом собственности ): 1. Физическое лицо – человек как субъект гражданских (имущественных и неимущественных) прав и обязанностей 2. Юридическое лицо – организация (объединение лиц, предприятие, учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей и вступающая в хозяйственные связи как самостоятельная целостная единица 3. Государство и муниципальные образования (органы местного управления и самоуправления) Объектами собственности могут быть: 1. Недвижимое имущество (земля, здания, сооружения и т. д.) 2. Движимое имущество (деньги, ценные бумаги и т. д.) 3. Интеллектуальная собственность (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, фирменное наименование, товарный знак др.) Собственность в экономическом смысле – это отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ.
Отношения собственности отражают степень реального обобществления производства, т. е. фактическую принадлежность средств производства не одному лицу, а множеству людей. В экономической теории существует три основных типа собственности и множество конкретных форм. Личные экономические свободы людей наиболее развиты у частных, относительно независимых друг от друга собственников. Наименьшими они являются у совместных собственников, крепко связанных между собой узами нераздельного присвоения.
Отношения собственности пронизывают все отношения по производству, распределению, обмену и потреблению благ. Зная, какая собственность утвердилась в производстве, можно составить правильное представление об экономическом строе общества в целом. Особенности приватизации в российской экономике 1. Историческая непоследовательность (переход от плановой экономики к рыночной). 2. Масштабность (массовый характер приватизации, вызванный, с одной стороны, высоким удельным весом государственной собственности, а с другой – стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества). 3. Высокие темпы с целью придать процессу преобразований необратимый характер. 4. Высокий удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, заниженная стоимость и т. д.) приватизации. 5. Ваучерный этап приватизации (обеспечить справедливость приватизации общенародного имущества; обеспечить определенную концентрацию ресурсов (ваучеров) в соответствующих чековых инвестиционных фондах). 6. Номенклатурно-криминальный характер (отсутствие правовой основы). 7. Непоследовательность (развитие частного сектора). 8. «Неэффективные собственники» (приобретение предприятий не для предпринимательской деятельности). Ряд негативных особенностей российской приватизации был обусловлен отсутствием опыта, избранным форсированным курсом в ее проведении, а также особенностями социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы.
|