Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Экономическое поведение фирмы в условиях совершенной (чистой) конкуренции
Черты рынка совершенной (чистой) конкуренции. Кривая спроса на товар конкурентной фирмы. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Рынок совершенной конкуренции предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и потребители приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену товара. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (т. е. абсолютно эластична) и совпадает с кривой рыночной цены (рисунок 9.1.а), рыночный спрос представлена на рисунке 9.1.б). Рисунок 9.1 - Кривая спроса на продукцию а) фирмы; б) отрасли Важной предпосылкой выступает полная мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. Следовательно, свобода входа на данный рынок действует для долгосрочного периода производства. Для совершенной конкуренции характерна абсолютная гибкость и адаптивность рынка. Также предполагается однородность товаров и услуг, то есть производство стандартной продукции и абсолютную информированность производителей и потребителей. В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Но применительно к российской действительности даже об этих рынках нельзя сказать, что они близки к совершенной конкуренции. Краткосрочная кривая предложения фирмы совпадет с ее кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек (на рис. 9.2 — жирная линия). Кривая предложения отрасли в коротком периоде может быть получена простым суммированием кривых предложения отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене. Рисунок 9.2 - Предложение совершенно конкурентной фирмы в коротком периоде
|