Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Экономическое поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции
Основные типы рыночных структур. Решения производителя и потребителя меняются в зависимости от характера внешней рыночной среды. Основными типами рыночных структур являются: 1) чистая конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия. Краткая характеристика этих моделей представлена в таблице: Таблица - Характерные черты основных моделей рынка
Чистая монополия, причины образования. Абсолютная или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Причиной отсутствия конкурентов является наличие барьеров для вступления в отрасль. В случае чистой монополии барьеры полностью блокируют потенциальную конкуренцию; при олигополии они значительны; при монополистической конкуренции невелики. Барьеры для вступления в отрасль принимают следующие формы: а) значительный положительный эффект масштаба, возникающий при увеличении объемов выпуска; б) невозможность конкуренции с точки зрения технологии производства, обуславливающая возникновение естественных монополий; в) государственное лицензирование деятельности, патенты и т. п.; г) собственность на важнейшие виды сырья; д) незаконные методы конкуренции. Виды монополий: · Искусственная – порождается конкуренцией: в ходе конкуренции малые фирмы разоряются и уходят с рынка. Производство все больше концентрируется на крупных предприятиях, фирмы объединяют капиталы, формируют союзы. Этот вид монополий законом запрещен т.к. разрушает механизм рыночной конкуренции. · Естественная – базируется на владении уникальными природными ресурсами и на использовании «+» эффекта масштаба (центральное отопление, водоснабжение). ЕМ не подлежат демонополизации, их деятельность подлежит государственному регулированию в интересах общества. · Временная – возникает на основе монопольного обладания фирмой каких-либо научно-технических достижений, следовательно характерен для фирм впервые выходящих на рынок с новой продукцией. · Случайная – является результатом временного превышения спроса над предложением. В условиях дефицита фирма может диктоваьть цены на свою продукцию · Государственная естественная монополия – обусловлена исключительным правом на выпуск денег, производство оружия.
Формы монопольных образований. Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы: Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Синдикат — объединения с целью организации совместного сбыта продукции. Трест— монополия, в которой объединяется и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм. Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией. Конгломерат — объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Определение цены и объема производства. В условиях несовершенной конкуренции изменяются условия максимизации прибыли предприятия. Различия в максимизации прибыли связаны с особенностями формирования спроса и предельного дохода в условиях несовершенной конкуренции. При монополизации рынка производитель сталкивается с нисходящей линией спроса на свою продукцию. Она является нисходящей т.к. с ростом объема производства увеличивается степень насыщения рынка и производитель вынужден снижать цены продукции. Следствием нисходящей линией спроса является расхождение между ценой и предельным доходом, который получает производитель от реализации дополнительной единицы продукции. Предельный доход будет всегда меньше цены (рисунок 10.1). Q – объем производства P – цена MR – предельные доход
Линия предельного дохода лежит ниже линии спроса т.к. потребитель готов платить более высокую цену за первые единицы продукции, которые обладают для него наибольшей полезностью. За каждую последующую единицу потребитель согласен заплатить меньшую цену (Таблица), но на практике цена реализации устанавливается на уровне полезности последней реализуемой единицы. Это снижение цены будет распространяться на все предыдущие единицы продукции, поэтому предельный доход будет всегда меньше, чем цена, которую согласен заплатить потребитель за каждую единицу продукции.
Монополист должен определить линию своего поведения: либо ограничивать объем продаж для поддержания высокой цены, либо увеличивать объемы реализации по сниженным ценам. Линия валового дохода монополиста имеет «холмообразный» вид. На первоначальном этапе расширения объема продаж валовой доход монополиста растет, но с определенного момента, валовой доход начинает снижаться, т.к. каждая последующая единица проданного товара приносит все меньше дохода в валовой доход монополиста. Теперь выигрыш от снижения цены не компенсируется выигрышем от расширения продаж.
Рисунок 10.2 – Определение объема максимизирующего прибыль При производстве дополнительной единицы товара издержки предприятия растут. Максимум прибыли монополист будет получать пока разница между общим доходом и общими издержками максимальная. Совмещая график ТR и TC на рисунке 10.2, можно увидеть, что для монополист производство 9 единиц товара будет выгоднее, чем 11 единиц товара, так как TR – TC = max (расстояние между точками А и Б), не смотря на то, что 11 единиц товара принесут больше валового дохода. Альтернативный способ определения максимальной прибыли – это сопоставление предельного дохода и предельных затрат. В условиях несовершенной конкуренции предприятие получает максимальную прибыль, если выбирает такой объем производства, при котором обеспечивается условие: предельный доход равен предельным издержкам. МR = MC Допустим, объем производства изменился на 1. Это изменение с одной стороны приведет, с одной стороны к изменению дохода, а с другой стороны к изменению издержек предприятия. Если доход растет быстрее, чем издержки, прибыль предприятия будет увеличиваться. Если же доход изменяется медленнее, чем издержки, то прибыль будет сокращаться. Таким образом, максимальной прибыли производитель может достичь только тогда, когда обеспечивается равенство прироста дохода приросту издержек. Прирост дохода численно равен предельному доходу, а прирост затрат численно равен предельным затратам. Поэтому максимальную прибыль можно обеспечить, только если предельные издержки равны предельному доходу. Q + 1 – объем выпуска изменился на 1. ТС + МС – изменение общих издержек на величину предельных издержек TR + MR - изменение дохода на величину предельного дохода МС < MR предельные издержки изменяются медленнее чем доход, МС > MR МС = MR – П – max Опуская перпендикуляр на кривую спрос Из точки пересечения предельного дохода и предельных затрат, можно определить по какой цене монополист может продать данный объем продукции: P*Q* - цена и объем производства максимизирующий прибыль в условиях монополии. Таким образом, при несовершенной конкуренции, производитель максимизирует прибыль или минимизирует убытки, если он выбирает такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу.
Социальные издержки монополии. Монополия содействует уменьшению объема производства, сокращению спроса на ресурсы, повышению цен. В условиях совершенной конкуренции выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, достигается, когда МС = р, при несовершенной, когда МС = MR. При этом, qm < qc и pm > pc. (рис.10.4.)
Рисунок - 10.4. Монополизация конкурентной отрасли с неизменными издержками
В результате усиливается неравенство в распределении доходов, обостряется проблема насыщения рынка, уменьшается объем выпуска на предприятиях, технологически связанных с монополистом, уменьшаются стимулы к нововведениям.
Ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация – это ситуация, когда один и тот же товар продается разным потребителям по разным ценам, при чем разница цен не связана с разницей в издержках производства. При определенных условиях монополист может, назначая разные цены, более полно использовать свое рыночное положение. При этом продавец получает большую прибыль. Так, на рис. 10.5 лежащий выше отрезок кривой спроса демонстрирует наличие покупателей продукта, которые готовы заплатить больше. Выделив эти группы, можно продавать им товар по более высоким ценам, что увеличит прибыль. При проведении идеальной ценовой дискриминации кривая предельного дохода будет совпадать с кривой спроса и антистимул для расширения производства устраняется (Рис. 10.5.).
Рисунок - 10.5. Совершенная ценовая дискриминация
MR1 - предельный доход без ценовой дискриминации; MR2 - предельный доход при ценовой дискриминации; q1 - объем выпуска, максимизирующий прибыль без ценовой дискриминации; q2 - объем выпуска, максимизирующий прибыль при ценовой дискриминации; р1 - цена, максимизирующая прибыль без ценовой дискриминации; р2 - цена, максимизирующая прибыль при ценовой дискриминации.
Для проведения идеальной ценовой дискриминации необходимо: 1. Выделить группы потребителей, которые согласны платить цены более высокие и более низкие, чем цена максимизирующая прибыль. 2. Исключить перепродажи товаров. Ценовая дискриминация бывает нескольких видов: Ценовая дискриминация первой степени: монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той макисимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это значит, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию. Ценовая дискриминация второй степени: это ценовая политика, суть которой заключается в том, что устанавливаются различные цены в зависимости от количества покупаемой продукции. Чем больше объем приобретаемого товара у монополиста, тем ниже устанавливается цена товара. Ценовая дискриминация третьей степени это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит сегментация рынка, т.е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности (дешевый и дорогой рынок). Естественная монополия. «Чистой монополии» (рыночная доля близка к 100%) в действительности практически не существует. Однако существуют ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения производства какой-либо продукции или услуг на одном предприятии экономически нецелесообразны. Одно из таких условий — естественная монополия. Естественная монополия — фирма, средние затраты которой в длительном периоде снижаются на широком (в сравнении со спросом) диапазоне изменения объема производства вследствие возрастающей отдачи от масштаба, В этом случае входные барьеры основаны на особенностях технологии, а не на правах собственности. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции (рисунок 10.6). По отношению к естественной монополии возможны различные варианты государственной политики: • установление фиксированной цены на уровне Р1 с обязательным удовлетворением всего спроса Q1 что возможно лишь при государственной дотации в размере АС - МС (заштрихованная область на рис. 10.6); • установление фиксированной цены на уровне Р2 с обязательством для монополии полностью удовлетворить спрос. Дотации в данном случае не требуется, однако эффективность структуры выпуска не достигается, монополия производит «слишком мало» продукции, не имеет стимулов к снижению затрат, поскольку за снижением затрат может последовать и снижение государственной цены; • без установления фиксированной цены. Государство проводит аукцион и предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию, которое обязуется вносить в бюджет максимальную сумму фиксированного платежа. При этом прямого регулирования цен и объемов выпуска государством не производится. Предприятие будет действовать как монополия, выбрав объем продукции Q и назначив цену Рм. Рисунок 10.6 – Регулирование естественной монополии
Определение цены и объема выпуска при монополистической конкуренции. Главной особенностью определения объема выпуска в условиях монополистической конкуренции, является эластичность кривой, характеризующей спрос на продукцию фирмы. Она является более эластичной, чем кривая спроса в условиях чистой монополии и менее эластичной, чем кривая спроса в условиях совершенной конкуренции. В краткосрочный период фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, максимизирует прибыль или минимизирует убытки, производя такой объем продукции при котором MR = MC. (Рис.10.7. а, б).
Рисунок - 10.7. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
В долгосрочном периоде, однако, существует тенденция к получению нормальной прибыли (безубыточности) (рис. 10.8.). Экономические прибыли побудят новые фирмы вступать в отрасль и усилившаяся конкуренция их ликвидирует. Убытки вызовут массовый выход из отрасли, до тех пор, пока снова не будут достигнуты нормальные прибыли. Таким образом, если цена просто возмещает издержки на единицу продукции, при объеме производства, для которого p = AC, MR = MC, в долгосрочном периоде достигается положение равновесия.
Рисунок - 10.8. Равновесие в долгосрочном периоде
Определение цены и объема выпуска в условиях олигополии. Независимо от типа олигополии отличительной чертой конкуренции среди небольшого количества фирм является взаимозависимость при ценообразовании. Пусть рынок делят в равном соотношении три фирмы – А, Б и В. Если А снижает цены, ее доля рынка увеличивается. Снижение цены фирмой А прямо повлияет на положение фирм Б и В. Чтобы компенсировать это влияние фирмы Б и В могут привести свои цены в соответствие с фирмой А или опустить их на более низкий уровень, развязывая ценовую войну. Если же фирма А решит повысить цену, то остальные фирмы могут не поддержать повышения и вытеснить А с рынка. Таким образом, характер функционирования олигополии делает благоприятным заключение тайных соглашений, определяющих поведение предприятий отрасли. Тайное соглашение имеет место, когда фирмы достигают непосредственного или молчаливого соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Другой формой определения цены и объема выпуска в условиях олигополии является «лидерство в ценах», когда господствующая в отрасли фирма меняет цену, а остальные следуют этому изменению в ценообразовании по принципу «издержки плюс». Это эмпирический метод ценообразования, когда к издержкам добавляется определенная надбавка, обеспечивающая плановую прибыль.
Методы диагностирования монополизации рынка. Существует ряд способов диагностирования монопольной власти, но ни один из них не дает окончательного ответа. В результате экономист, занимающийся анализом несовершенной конкуренции, ищет определенные симптомы, однако, установление окончательного диагноза - это искусство, изобилующее скрытыми трудностями. Наиболее известными способами оценки степени монополизации рынка являются: а) Индекс Лернера, разработанный Абба П. Лернером. Он позволяет вычислить отношение разности между ценой и предельными издержками к цене. Так как при равновесии в долгосрочном плане MC = AC, то индекс М может быть записан: где L – индекс Лернера. Величина показателя изменяется от 0 до 1. При совершенной конкуренции он равен нулю. б) индекс, показывающий отношение прибыли к валовому доходу:
Чем выше это отношение в долгосрочном плане, тем выше степень монополизации. в) коэффициент концентрации, показывающий процентное соотношение всех продаж, которое высчитывается для определенного числа фирм. г) индекс Герфиндаля (Н), так же оценивающий рыночную концентрацию: , где S – доля продажи фирмы на рынке, на первом месте – самая крупная доля, и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка n – число фирм. Концентрация рынка - низкая если индекс 1000, индекс от1800 и выше – считается высокой концентрацией.
Ведущими методами, ограничивающими монопольную власть, являются государственное регулирование ценообразования естественных монополий и антитрестовская политика.
Антимонопольное регулирование экономики. При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. Монополия, как отмечалось, означает определенную степень власти над ценой. А эта власть может базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское, или антимонопольное законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики. Под последней понимаются действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», т. е. трех основных законодательных актах: 1. Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах. 2 Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др. 3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) - запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др. В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефове-ра: уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если актом (законом) Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефо-вера ограничивала вертикальные слияния (например, производство - сбыт продукции). В переходной экономике антимонопольное регулирование должно осуществляться очень гибко, т.к. крупные предприятия – монополисты являлись очень распространенным способом организации производства. Такая монополия возникла не как результат конкурентной борьбы, а как следствие наиболее распространенного принципа размещения производительных сил. В настоящий момент при регулировании предпринимательских монополий стараются не использовать таких инструментов как разделение предприятия, если данная фирма возникает на базе использования качественно новых технологий или выпуск новой продукции. Такая практика существует поскольку изъятие монопольной сверхприбыли может затормозить технологический прогресс и снизить стимулы для вхождения в отрасль новых предприятий. Особая политика проводится в отношении так называемых ресурсных монополий т.е. предприятий монополизировавших сферу добычи природных ресурсов. Природные ресурсы часто являются исчерпаемыми, поэтому государство может ограничивать их добычу и перераспределять часть прибыли ресурсных монополистов. Например, такое перераспределение может происходить за счет налогов, экспортных пошлин, отчислений на восстановление ресурсной базы и т.д. Начало антимонопольному законодательству в России положил закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 2006 году, был принят закон, определяющий организационные и правовые основы защиты конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. 9 марта 2004 г. Министерство было упразднено и сформирована Федеральная антимонопольная служба (Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г.)
|