Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические занятия (лекция) - 2 часа.






Лекция 1. Экологическое право как отрасль российского права*.Информационная лекция.

Структура

1. Общая характеристика экологических проблем в современной России.

2. Понятие, предмет, методы экологического права.

3. Система экологического права.

4. Основные принципы экологического права.

5. Экологические права граждан.

 

 

Ключевыми понятиями данной темы являются окружающая среда, экологическое право, принципы охраны окружающей среды, экологические права граждан.

По данным официальных источников (государственные доклады о со­стоянии окружающей среды), крайне неблагополучная экологическая ситуа­ция сложилась в более чем 33 регионах страны, где проживает 25 % всего населения России. В состоянии, близком к экологическому бедствию, нахо­дятся почти 10 % территории нашей страны. Сейчас площадь территории с острой экологической ситуацией в 17 раз превосходит площадь природных заповедников и заказников. Экологический ущерб от загрязнения природы, по подсчетам специалистов, равен примерно половине национального дохода России.

Различают естественное загрязнение окружающей природной среды, ко­торое происходит в результате космических явлений и природных процессов (извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури, выветривание), и ан­тропогенное загрязнение, которое является результатом хозяйственной дея­тельности человека.

Ежегодно в России объем валового выброса промышленными предпри­ятиями вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, составляет 30 – 32 млн т, т.е. около 400 кг в расчете на одного жителя страны. В крайне неблагополучном состоянии находятся и большинство водных источников страны, две трети которых по своим качественным характери­стикам не отвечают существующим санитарным нормам. Основные водные артерии страны – Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей, Лена, Печора – оценива­ются как загрязненные, их крупные притоки – Ока, Кама, Тань, Иртыш, То­бол, Миасс, Исеть, Тура – являются сильно загрязненными. Нарастают процессы деградации поверхностных водных объектов за счет сбросов в них загрязненных сточных вод предприятиями и объектами жи­лищно-коммунального хозяйства, нефтехимической, газовой, угольной, мяс­ной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленно­сти, черной и цветной металлургии. Существенное влияние на загрязнение поверхностных водных объектов оказывают опасные для человека биогенные и органические вещества, оказывающиеся в них в результате деятельности животноводческих хозяйств.

В целом около 50 % населения РФ вынуждено использовать питьевую во­ду, не соответствующую гигиеническим требованиям по ряду показателей.

Состояние почвенного покрова в РФ характеризуется как крайне неблаго­приятное. За последние 25 лет площадь хозяйственных угодий, приходящих­ся на одного жителя России, уменьшилась на 24 %, площадь пашни – на 18%.

Для наибольшей части территорий – 55% – самой острой признана про­блема нарушения земель в процессе хозяйственной деятельности и невыпол­нения обязательных работ по их рекультивации, причем для 30 % эта про­блема оценена как имеющая приоритетный характер.

Следующая по значительности проблема – загрязнение и захламление зе­мель – актуальна для 54 % территории страны. Особенно сильно загрязнены земли нефтью и нефтепродуктами в регионах, насыщенных нефтепромыш­ленными и нефтеперерабатывающими предприятиями, а также в местах ава­рий на трубопроводах.

Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами происходит в ос­новном за счет промышленных выбросов и бессистемного захоронения в почву токсичных отходов. В РФ ежегодно образуется 15 млн. т. опасных от­ходов. Из них лишь 18 % утилизируется и обезвреживается, а остальные от­ходы направляются в специальные хранилища, места неорганизованного складирования и на свалки бытовых отходов.

Особое место в процессах загрязнения атмосферного воздуха, вод, почвы занимает радиоактивное загрязнение. По оценке специалистов, современная Россия – это самая загрязненная радиоактивными веществами страна в мире.

Основываясь на анализе состояния окружающей природной среды, боль­шинство специалистов (В.В. Петров, М.М. Бринчук и др.) сходятся во мне­нии, что в настоящее время Россия переживает глубокий экологический кри­зис.

Под экологическим кризисом понимается та стадия взаимодействия меж­ду обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, экономическими интересами общества в потребности и использовании природной среды и экологическими требова­ниями обеспечения охраны окружающей природной среды.

Под экологическим правом как отраслью науки понимают учение об эко­логическом праве, т.е. совокупность знаний о правовом регулировании обще­ственных экологических отношений, тенденциях и закономерностях функ­ционирования и развития этого регулирования, средствах получения новых знаний, необходимых для совершенствования экологического права, законо­дательстве, правоприменительной практике в сфере экологии.

Как отрасль российского права экологическое право представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и изучению окружающей природной среды, а также по рациональному использованию природных ресурсов.

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Их можно условно разделить на три составные части.

Первую часть составляет собственно природоохранное право, регули­рующее общественные отношения по поводу охраны природных территорий и комплексов, общих природоохранных правовых институтов. Сюда относят­ся нормы Закона РФ «Об охране окружающей среды», федеральные законы об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных объектах и др.

Вторая составляющая часть экологического права включает в себя ре­гулирование отдельных частей природного дома. Это – природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное исследование от­дельных природных ресурсов: земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха.

В третью часть экологического права входят экологизированные нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охранной ок­ружающей среды. Так, в административном праве предусматривается боль­шое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это прежде всего нормы об административной ответственности за правона­рушения в области охраны природы. Немало экологических норм в уголов­ном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, на­рушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс РФ, включает специальную главу «Экологические пре­ступления».

Под методом в праве понимается способ воздействия на общественные отношения. Методологический арсенал экологического права включает общераспро­страненные методы различных областей человеческого знания. Это и всеоб­щий философский метод, анализ и синтез, системно-структурный подход, статистический, сравнительно-правовой методы. Для получения знаний о сущности и закономерностях экологического права из общих методов перво­степенное значение имеет историко-правовой. Анализ развития явления, ис­торических источников, официальных документов позволяет оценивать про­исхождение и динамику решения экологических проблем, понять современ­ное место экологического права в общей системе права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и охраны окружающей среды.

В области общественных отношений, связанных с охраной окружающей среды, не менее интересным является прогностический метод, позволяющий составить научно обоснованное предвидение экологического будущего, предсказать изменения, которые могут произойти в окружающей среде, пра­вовом сознании населения, его нравственном уровне в ближайшей и отда­ленной перспективе.

Под системой экологического права понимают совокупность его правовых институ­тов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.

Система экологического права носит комплексно-отраслевой характер и включает в себя общую, особенную и специальную части.

В общей части рассматриваются общие, единые для охраны и использо­вания природы вопросы:

-предмет, источники, принципы экологического пра­ва, экологические правоотношения;

-право собственности на природные объекты и природные ресурсы:

- право природопользования, права и обязанности природопользователей;

-система мер (механизмов) охраны окружающей среды, в том числе меры экономического регулирования;

-нормирование и сертификация в области охраны окружающей среды;

-основы управления в области охраны окружающей среды;

-ответственность за эко­логические правонарушения.

Особенную часть составляет перечень вопросов, связанных с правовым режимом ис­пользования и охраны отдельных природных объектов и природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха, а также комплексные вопросы правовой охраны окружающей среды в городах, в промыш­ленности, сельском хозяйстве и других отраслях производственно-хозяйственной деятельности.

Специальная часть посвящена международно-правовой охране окружаю­щей природной среды, проблемам Мирового океана, озонового слоя атмосферы, околоземного космического пространства и другим вопросам в указанной области международных отношений.

Источниками экологического права признаются нормативные правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.

Определение источников экологического права представляет собой зна­чительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей при­звана служить их классификация. Она может быть проведена по ряду основа­ний.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. К законам относятся нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. К после­дующим относятся акты, принимаемые Президентом РФ; Правительством РФ; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерства­ми, службами и агентствами РФ, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования различают общие и специальные норматив­ные правовые акты. Общие характеризуются тем, что предмет их регулиро­вания широк и охватывает как экологические, так и иные общественные от­ношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ. В отличие от них специальные акты целиком посвящены вопросам окружающей среды или ее элементов (ФЗ «Об охране окружающей среды», Водный кодекс РФ, ФЗ РФ «О животном мире» и др.).

По характеру правового регулирования выделяют материальные и про­цессуальные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты материального характера – это акты, содер­жащие материальные эколого-правовые нормы, которые устанавливают пра­ва и обязанности, а также ответственность участников соответствующих от­ношений (федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых территориях» и др.).

Принципы общей части экологического права, обусловлены спецификой регулируемого объекта. В силу этого обозначаются следующие принципы:

1. Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей тер­ритории и защита прав отдельного человека.

2. Принцип строго целевого использования природных объектов обязыва­ет каждого природопользователя использовать природные объекты и ресурсы в точном соответствии с их целевым назначением.

3. Принцип разумного сочетания экологии и экономики.

4. Принцип рационального использования природных объектов.

5. Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов

6. Принцип комплексного подхода в природопользовании.

7. Принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Правовые принципы особенной части экологического права выражаются в наличии определенных приоритетов в использовании тех или иных при­родных объектов. В силу этого особенная часть экологического права содер­жит в себе нижеследующие принципы.

1.Приоритет земель сельскохозяйственного назначения.

2.Приоритет вод питьевого и бытового назначения.

3.Приоритет использования недр для разработки полезных ископае­мых.

4.Приоритет лесов защитного назначения.

5.Приоритет условий осуществления животных в состоянии естествен­ной свободы.

Под экологическими правами граждан понимаются признанные и закреп­ленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребителей человека при взаимодействии с природой.

К основным конституционным экологическим правам относятся:

- право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

- право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);

- право возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением (ст. 42);

- право частной собственности на землю (ст. 36);

- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст.37);

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в дру­гих источниках права, Прежде всего, это ФЗ «Об охране окружающей среды», который предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению защиты права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Согласно ст. 11 Закона, гражда­не имеют право:

-на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной дея­тельностью, чрезвычайными ситуациями природного к техногенного характера;

-на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

-на возмещение вреда окружающей среде;

-создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие орга­низации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

-направлять обращения в органы государственной власти Российской Федера­ции, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

-принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирова­нии, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

-выдвигать предложения о проведении общественной экологической эксперти­зы и участвовать в ее проведении в установленном, порядке;

-оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

-обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного са­моуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

-предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

-осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

-

* По краткому изложению учебного материала в УМК «Экологическое право», составленному В.В. Соломатиным.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал