Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические занятия (лекция) - 2 часа.
Лекция 1. Экологическое право как отрасль российского права*.Информационная лекция. Структура 1. Общая характеристика экологических проблем в современной России. 2. Понятие, предмет, методы экологического права. 3. Система экологического права. 4. Основные принципы экологического права. 5. Экологические права граждан.
Ключевыми понятиями данной темы являются окружающая среда, экологическое право, принципы охраны окружающей среды, экологические права граждан. По данным официальных источников (государственные доклады о состоянии окружающей среды), крайне неблагополучная экологическая ситуация сложилась в более чем 33 регионах страны, где проживает 25 % всего населения России. В состоянии, близком к экологическому бедствию, находятся почти 10 % территории нашей страны. Сейчас площадь территории с острой экологической ситуацией в 17 раз превосходит площадь природных заповедников и заказников. Экологический ущерб от загрязнения природы, по подсчетам специалистов, равен примерно половине национального дохода России. Различают естественное загрязнение окружающей природной среды, которое происходит в результате космических явлений и природных процессов (извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури, выветривание), и антропогенное загрязнение, которое является результатом хозяйственной деятельности человека. Ежегодно в России объем валового выброса промышленными предприятиями вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, составляет 30 – 32 млн т, т.е. около 400 кг в расчете на одного жителя страны. В крайне неблагополучном состоянии находятся и большинство водных источников страны, две трети которых по своим качественным характеристикам не отвечают существующим санитарным нормам. Основные водные артерии страны – Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей, Лена, Печора – оцениваются как загрязненные, их крупные притоки – Ока, Кама, Тань, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура – являются сильно загрязненными. Нарастают процессы деградации поверхностных водных объектов за счет сбросов в них загрязненных сточных вод предприятиями и объектами жилищно-коммунального хозяйства, нефтехимической, газовой, угольной, мясной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, черной и цветной металлургии. Существенное влияние на загрязнение поверхностных водных объектов оказывают опасные для человека биогенные и органические вещества, оказывающиеся в них в результате деятельности животноводческих хозяйств. В целом около 50 % населения РФ вынуждено использовать питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям по ряду показателей. Состояние почвенного покрова в РФ характеризуется как крайне неблагоприятное. За последние 25 лет площадь хозяйственных угодий, приходящихся на одного жителя России, уменьшилась на 24 %, площадь пашни – на 18%. Для наибольшей части территорий – 55% – самой острой признана проблема нарушения земель в процессе хозяйственной деятельности и невыполнения обязательных работ по их рекультивации, причем для 30 % эта проблема оценена как имеющая приоритетный характер. Следующая по значительности проблема – загрязнение и захламление земель – актуальна для 54 % территории страны. Особенно сильно загрязнены земли нефтью и нефтепродуктами в регионах, насыщенных нефтепромышленными и нефтеперерабатывающими предприятиями, а также в местах аварий на трубопроводах. Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами происходит в основном за счет промышленных выбросов и бессистемного захоронения в почву токсичных отходов. В РФ ежегодно образуется 15 млн. т. опасных отходов. Из них лишь 18 % утилизируется и обезвреживается, а остальные отходы направляются в специальные хранилища, места неорганизованного складирования и на свалки бытовых отходов. Особое место в процессах загрязнения атмосферного воздуха, вод, почвы занимает радиоактивное загрязнение. По оценке специалистов, современная Россия – это самая загрязненная радиоактивными веществами страна в мире. Основываясь на анализе состояния окружающей природной среды, большинство специалистов (В.В. Петров, М.М. Бринчук и др.) сходятся во мнении, что в настоящее время Россия переживает глубокий экологический кризис. Под экологическим кризисом понимается та стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, экономическими интересами общества в потребности и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения охраны окружающей природной среды. Под экологическим правом как отраслью науки понимают учение об экологическом праве, т.е. совокупность знаний о правовом регулировании общественных экологических отношений, тенденциях и закономерностях функционирования и развития этого регулирования, средствах получения новых знаний, необходимых для совершенствования экологического права, законодательстве, правоприменительной практике в сфере экологии. Как отрасль российского права экологическое право представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и изучению окружающей природной среды, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Их можно условно разделить на три составные части. Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны природных территорий и комплексов, общих природоохранных правовых институтов. Сюда относятся нормы Закона РФ «Об охране окружающей среды», федеральные законы об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных объектах и др. Вторая составляющая часть экологического права включает в себя регулирование отдельных частей природного дома. Это – природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное исследование отдельных природных ресурсов: земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В третью часть экологического права входят экологизированные нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охранной окружающей среды. Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это прежде всего нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы. Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс РФ, включает специальную главу «Экологические преступления». Под методом в праве понимается способ воздействия на общественные отношения. Методологический арсенал экологического права включает общераспространенные методы различных областей человеческого знания. Это и всеобщий философский метод, анализ и синтез, системно-структурный подход, статистический, сравнительно-правовой методы. Для получения знаний о сущности и закономерностях экологического права из общих методов первостепенное значение имеет историко-правовой. Анализ развития явления, исторических источников, официальных документов позволяет оценивать происхождение и динамику решения экологических проблем, понять современное место экологического права в общей системе права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и охраны окружающей среды. В области общественных отношений, связанных с охраной окружающей среды, не менее интересным является прогностический метод, позволяющий составить научно обоснованное предвидение экологического будущего, предсказать изменения, которые могут произойти в окружающей среде, правовом сознании населения, его нравственном уровне в ближайшей и отдаленной перспективе. Под системой экологического права понимают совокупность его правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. Система экологического права носит комплексно-отраслевой характер и включает в себя общую, особенную и специальную части. В общей части рассматриваются общие, единые для охраны и использования природы вопросы: -предмет, источники, принципы экологического права, экологические правоотношения; -право собственности на природные объекты и природные ресурсы: - право природопользования, права и обязанности природопользователей; -система мер (механизмов) охраны окружающей среды, в том числе меры экономического регулирования; -нормирование и сертификация в области охраны окружающей среды; -основы управления в области охраны окружающей среды; -ответственность за экологические правонарушения. Особенную часть составляет перечень вопросов, связанных с правовым режимом использования и охраны отдельных природных объектов и природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха, а также комплексные вопросы правовой охраны окружающей среды в городах, в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях производственно-хозяйственной деятельности. Специальная часть посвящена международно-правовой охране окружающей природной среды, проблемам Мирового океана, озонового слоя атмосферы, околоземного космического пространства и другим вопросам в указанной области международных отношений. Источниками экологического права признаются нормативные правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Определение источников экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация. Она может быть проведена по ряду оснований. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. К законам относятся нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. К последующим относятся акты, принимаемые Президентом РФ; Правительством РФ; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами, службами и агентствами РФ, органами местного самоуправления. По предмету регулирования различают общие и специальные нормативные правовые акты. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ. В отличие от них специальные акты целиком посвящены вопросам окружающей среды или ее элементов (ФЗ «Об охране окружающей среды», Водный кодекс РФ, ФЗ РФ «О животном мире» и др.). По характеру правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты материального характера – это акты, содержащие материальные эколого-правовые нормы, которые устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых территориях» и др.). Принципы общей части экологического права, обусловлены спецификой регулируемого объекта. В силу этого обозначаются следующие принципы: 1. Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории и защита прав отдельного человека. 2. Принцип строго целевого использования природных объектов обязывает каждого природопользователя использовать природные объекты и ресурсы в точном соответствии с их целевым назначением. 3. Принцип разумного сочетания экологии и экономики. 4. Принцип рационального использования природных объектов. 5. Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов 6. Принцип комплексного подхода в природопользовании. 7. Принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Правовые принципы особенной части экологического права выражаются в наличии определенных приоритетов в использовании тех или иных природных объектов. В силу этого особенная часть экологического права содержит в себе нижеследующие принципы. 1.Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. 2.Приоритет вод питьевого и бытового назначения. 3.Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. 4.Приоритет лесов защитного назначения. 5.Приоритет условий осуществления животных в состоянии естественной свободы. Под экологическими правами граждан понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребителей человека при взаимодействии с природой. К основным конституционным экологическим правам относятся: - право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42); - право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42); - право возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением (ст. 42); - право частной собственности на землю (ст. 36); - право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст.37); - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в других источниках права, Прежде всего, это ФЗ «Об охране окружающей среды», который предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению защиты права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Согласно ст. 11 Закона, граждане имеют право: -на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного к техногенного характера; -на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; -на возмещение вреда окружающей среде; -создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; -направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; -принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; -выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном, порядке; -оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; -обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; -предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; -осуществлять другие предусмотренные законодательством права. - * По краткому изложению учебного материала в УМК «Экологическое право», составленному В.В. Соломатиным.
|