Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Композиция
Наилучшее построение немого этюда – трехчастное. В первую часть входит экспозиция и задается конфликтная ситуация. Во второй части происходит развитие конфликтной ситуации. Третья часть включает в себя неожиданный поворот и финал.
Итак, в немом этюде должны присутствовать все основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал. Экспозиция - 2-3 фразы описательного характера, ориентирующие нас во времени и пространстве; в этой части этюда мы знакомимся с героями и узнаем, где и когда происходит действие. Завязка – это сигнал к началу действия, начало драматургической ситуации. После завязки зритель ожидает дальнейшего развития событий. Чем интересней, необычней завязка, тем внимательней зритель. Развитие действия – в небольшом этюде нет места для длительных активных действий, поэтому задача автора в этой части этюда – раскрыть главную драматическую ситуацию и расписать конфликтные отношения, в которые вступают главные персонажи. Герой стремится к своей цели, но что-то или кто-то ему мешает. В этой части происходит развитие и нагнетание конфликта. Кульминация – момент наивысшего развития конфликта, самое напряженное место действия. В это мгновение внешнее активное действие останавливается – всё сосредотачивается на действии внутреннем, в сознании, в душе героя. Наступает напряженный момент равновесия. Герой стоит перед выбором. Развязка действия начинаетсясразу, как только выбор совершается. Это результат случившегося. Но драматическое напряжение не может разрешиться однозначно и сразу. Гораздо интересней, если действие после кульминации будет развиваться неожиданным для зрителя образом. Такое изменение хода действия в драматургии называется поворот. Чтобы поворот не казался авторским волюнтаризмом, он должен быть подготовлен заранее, в первых сценах этюда. Придумать поворот – задача непростая, но именно в умении создавать перипетии проявляется мастерство сценариста, его знание и понимание жизни. Поворот может быть - неожиданным для зрителя, но ожидаемый для персонажа; - неожиданными для персонажа, но ожидаемым для зрителя; - неожиданным и для зрителя, и для персонажа. Финал – завершение истории. Финал может быть «точкой», или «знаком вопроса», или «многоточием», или восклицанием. Но как и в большом, полнометражном сценарии в нем содержится некое обобщение, образное выражение авторской позиции по отношению к произошедшему событию. Для студента-режиссера особенно важно продумать последний кадр будущего фильма - итоговый пластический образ. В литературном этюде он описывается в форме ремарки. Еще раз повторим: сюжет должен строиться на материале, который хорошо известен автору. Только тогда он будет убедителен и жизнеспособен.
Герой В немом этюде действуют от одного до 3-х персонажей. Не более, так как большее количество действующих лиц трудно включить в полноценное действие, сильно ограниченное во времени. В немом этюде нет возможности глубоко разработать характер – действия ограничены во времени, речь, раскрывающая внутренний мира героя, его мысли, вообще исключена. Как же создать яркий образ, заинтересующий зрителя? Есть несколько приемов: - герой должен быть интересен читателю и зрителю своими помыслами, устремлениями; - в портрете персонажа, в его одежде, пластике (манере двигаться, жестах) надо искать выразительные черты; - тщательно продумайте действия персонажей – их не может быть много, именно поэтому они должны быть хорошо отобраны и точно выражать особенности характера; - найдите интересные характеристики персонажей; они могут быть самыми разнообразными, например: наблюдательный, решительный, умный, хитрый, вдумчивый, рассудительный, недоверчивый, мнительный, трусливый и т.д; ограничьтесь одной – двумя, но пропишите их как следует; - полезно использовать при создании персонажа свои жизненные наблюдения, однако надо помнить, что художественный образ – это всегда некоторое преувеличение, квинтэссенция отдельных черт характера, умение выявить и показать его суть; - чем острее ситуация, в которую попадает герой, тем ярче можно проявиться его характер; - необходимо знать о герое как можно больше, даже если эта информация не войдет в этюд, - шлейф прошлого, биография героя наполнит правдивостью его характер, послужит мотивацией его поведения; - хорошо, если зритель сможет поставить себя на место героя, сопереживать ему или, наоборот, возмущаться его поведением – зритель не должен оставаться равнодушным. Безразличие зрителя – крах для авторов фильма.
|