Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работы Н.К.Рериха 18 страница
В 1964 году советская общественность отмечала девяностолетие со дня рождения художника. Многочисленные выступления в печати, по радио и телевидению, научные сессии и юбилейные выставки свидетельствовали о том, что заветная цель жизни Николая Константиновича — служить Родине и вместе с ней строительству Нового Мира — достигнута. Рерих вернулся к своему народу в сотнях прекрасных произведений искусства, в своих научных трудах, в мыслях: «Велик Ленин в своем приказе: «Учиться! Учиться! Учиться!» Велик он в призыве к движению, к вечной диалектике. Эта подвижность, бесстрашие, одоление невежества есть завет истинного созидателя. Мир в его вечном становлении, в неудержимом движении изучаем с точки зрения диалектики. Ничто мертвенное не должно омрачать понятие жизни». Большое художественное наследие Рериха является ценнейшим вкладом в историю русского и мирового искусства. Далекое прошлое славянской Руси и народов Востока, их легенды и мифы в талантливом переложении художника ожили для нас в незабываемых картинах. Они пленяют не только своей романтической приподнятостью, красотой, чарующей властью мастерства, но и верой в конечную победу благородных идеалов человечества. В самых отдаленных веках Рерих умел выявлять ту переходящую из поколения в поколение правду, которая и сегодня влечет людей к лучшему будущему. Исторический оптимизм Николая Константиновича опирался на активное, жизнеутверждающее отношение народа к неисчерпаемой реальности бытия. Вместе с оптимизмом рождался и идейный пафос, пронизывающий весь образно-поэтический язык искусства Рериха. «Жизнь бесталанна без героя», — часто повторял художник и писал: «Вы определяете мое искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим... Человечество ищет подвига, борется, страдает... Сердце требует песни о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества». Разносторонняя деятельность Рериха оставила заметный след в истории мировой культуры первой половины XX века. Выступая на его посмертной выставке в Дели, Джавахарлал Неру сказал: «Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал множество аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно — тысячи полотен, и каждое из них великолепное произведение искусства. Когда вы смотрите на картины Рериха, из которых многие изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих грандиозных гор, которые веками возвышались над равнинами и издревле были нашими стражами. Картины художника так много напоминают нам из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, так много не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, что мы не можем не чувствовать большого долга перед Николаем Рерихом, запечатлевшим этот дух в своих изумительных произведениях». Дом в Кулу, где прошли последние годы Рериха, превращен теперь в мемориальный музей. Ежегодно в летние месяцы к нему стекается много посетителей. Память о Рерихе живет не только у него на Родине, в Индии, США и в странах, музеи которых имеют картины русского художника. Предложенный им пакт по охране культурного достояния народов продолжал привлекать к себе новых сторонников и после кончины Николая Константиновича. В 1948 году пакт одобрило правительство свободной Индии, а в 1950 году Нью-Йоркский комитет передал основные его положения со всей документацией по истории продвижения главному директору ЮНЕСКО Торезу Бодэ. Специальная комиссия ЮНЕСКО занялась разработкой статута, проект которого был предложен конференции по вопросам образования, науки и культуры, созванной ООН 14 мая 1954 года в Гааге. Эта конференция приняла «Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов». Ее тридцать шестая статья гласит: «В отношениях между Державами, которые связаны Вашингтонским Пактом от 15 апреля 1935 года о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха), и которые являются сторонами в настоящей конвенции, эта последняя дополнит Пакт Рериха и заменит отличительный флаг, описанный в статье 3 Пакта, знаком, описанным в статье 16 настоящей конвенции». Гаагскую конвенцию при ее заключении подписали представители 37 государств. По данным на 1 апреля 1988 года их стало 59, в том числе Советский Союз и все социалистические страны, ратифицировавшие конвенцию в первую очередь. Таким образом, идея пакта пережила Рериха и облеклась в нормы международного права. Конечно, не все задуманное и начатое Рерихом успешно завершалось. Он не всегда считался с реальными возможностями современного ему мира, раздираемого классовыми противоречиями. Это приводило подчас Николая Константиновича и к неизбежным ошибкам. Он с готовностью признавал их, считая, что ошибки в дерзаниях — исправимы, истины же в бездействии — губительны. И Рерих дерзал. Дерзал в искусстве, в науке, И в памяти благодарного человечества навсегда останутся слова Николая Константиновича Рериха: «Что было, то было, и пусть оно не застилает будущего. Позорно быть пессимистом. С полнейшим доверием обратимся к будущему. Не напрасно мы мечтали о лучшем будущем. Призовем его всей мощью духа. Ощутим, что оно — прекрасное будущее — возможно. Возможно в непреложной реальности, в стремлении к высокому качеству каждодневного труда, к радостному творчеству и добротворчеству. И не мала сила человека, приложенная к общему благу, к общему восхождению. Каждый восход зовет вперед, вперед, вперед!» ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.К.РЕРИХА 1874 — Родился 27 сентября (9 октября) в Петербурге. 1883 — Поступил в гимназию К.Мая в Петербурге. 1893 — Поступил в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета. 1897 — Присвоено звание художника за картину «Гонец». 1898 — Окончил университет. Помощник редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». 1900 — Пополняет художественное образование в Париже. 1901 — Женитьба на Елене Ивановне Шапошниковой. Секретарь Общества поощрения художеств. 1902 — 1905 — Выставки в Петербурге, в Москве и за границей. 1906 — Директор школы Общества поощрения художеств. Избран членом Парижского осеннего салона. 1909 — Академик Российской академии художеств. 1910 — Председатель возобновленного «Мира искусства». 1912 — Работа со Стравинским над «Весной Священной». 1916 — По состоянию здоровья переезжает с семьей в Карелию. 1918 — Посещение Петрограда в связи с реорганизацией работы школы Общества поощрения художеств. 1919 — Отъезд из Финляндии в Лондон. Встреча с Р.Тагором. 1920 — 1922 — Выставки и художественно-просветительная деятельность в США. 1923 — В мае покидает Нью-Йорк и через Европу следует в Индию. 1924 — Научные экспедиции по Сиккиму и Бутану. 1925—1928 — Большая экспедиция по Центральной Азии с заездом в 1926 году в Москву, на Алтай и в Бурятскую АССР. 1929 — Посещает Европу и Америку. Публикация проекта пакта Рериха по охране культурных ценностей. 1931 — 1933 — Научно-исследовательская работа в институте «Урусвати». Экспедиция в граничащие с долиной Кулу области. 1934 — 1935 — Большая экспедиция в Маньчжурию и Китай. 1936 — 1940 — Интенсивная научная и художественная деятельность. С 1936 года безвыездно живет в Индии. 1941 — 1944 — Выставки с продажей картин в пользу Красной Армии. Патриотические выступления в печати. Почетный президент Американо-русской культурной ассоциации. 1946 — Сборы на Родину. Переписка с советскими художниками. 1947 — Скончался 13 декабря. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Работы Н.К.Рериха Собрание сочинений, кн. 1. М., изд-во Сытина, 1914. «Цветы Мории». Берлин, 1921. «Пути Благословения». Рига, 1924. «Сердце Азии». Нью-Йорк, 1929. «Твердыня Пламенная». Париж, 1932. «Священный дозор». Харбин, 1934. «Врата в будущее». Рига, 1936. «Нерушимое». Рига, 1936. «Листы дневника» (25 очерков). «Октябрь», 1958, № 10 «Листы дневника» (8 очерков). «Наш современник», 1967. «Adamant». New York, 1924. «La Joie de 1'Art». Paris, 1928. «Shambala — The Resplendent». New York, 1930. «Altai Himalaya». London, 1930. «Flame in Chalice». New York, 1930. «Heart of Asia». New York, 1930. «Realm of Light». New York, 1932. «Fiery Stronghold». Boston, 1935. «Joy of Art». Amritsar, 1942. «Beautiful Unity». Bombay, 1942. «Himavat». Allahabad, 1947. «Himalayas — The Abode of Light». Bombay, 1947.
|