Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИЛЛЮСТРАЦИИ 10 страница
10 мая 1937 г. Многоуважаемый и дорогой Антон Иосифович, хотя я и понимаю и, как я уже писала, от всего сердца сочувствую Вашему негодованию по поводу выпада против «Агни Йоги», но все же должна сказать, что не следует слишком винить В.И.Ливского. Нападки и хула на самое Святое в наши дни неизбежны. Вина В.Ливского заключается в том, что он неосмотрительно послал книги для рецензии, не обеспечив заранее несколько добрых отзывов, которые могли бы явиться противовесом кощунственному надругательству. Но, главное, сами мы должны избегать вызова с нашей стороны и всякого полемического характера в наших выступлениях. Не ярые враги страшны, но именно равнодушное большинство, так называемые апокалиптические «теплые». Эти «теплые» – страшное явление; будучи не в состоянии примкнуть к яркому Свету, они в конечном результате гибнут, настигнутые тьмою. Но своею массою они, как топь, засасывают многие светлые силы, еще не окрепшие в борьбе с приспешниками тьмы. Сколько прекраснейших начинаний было загублено не явными врагами, но именно равнодушием «теплого» большинства. Но почему Вы так нападаете на г-на Ливского? Проверьте Вашу информацию о нем. О Вас он пишет, как об «очень чистом человеке и очень пламенно принимающем Учение». Также он писал, что Вы предлагали ему поместить его опровержение в издании книги Клизовского, но он отказался. В данном случае он прав, думается, что и Вы с этим согласитесь. Ведь, кроме прочего, следовало бы запросить и самого автора, Александра Ивановича Клизовского, согласен ли он, чтобы в его книгу была внесена такая полемическая страница. Потому прошу Вас, положите[149] гнев на милость и расследуйте побуждения В.Ливского. Теперь извещаю Вас, что наш Комитет дает Вам право на перевод книги «Озарение» и, по установленному правилу, если в течение года от времени получения этого письма книга эта не будет переведена и не будет приступлено к изданию ее, то Комитет оставляет за собою право передать перевод ее другому лицу. Также Комитет разрешил и г-ну Ливскому перевод книги «Община». Так прошу Вас, будьте друзьями, пусть приблизившиеся к Учению Жизни найдут в себе мужество и великодушие ценить друг друга, соратников во Благо Человечества. Шлю Вам лучшие пожелания всего самого светлого и радостного. В книге «Озарение» есть опечатки, вышлю Вам их.
Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому 14 мая 1937 г. Дорогой Александр Иванович, наконец нашла время прочесть Вашу главу о психической энергии. Прочла, как и все Ваши писания, с большим интересом. Позволю себе предложить некоторые легкие изменения и дополнения. Страница 1. Там, где Вы говорите, что в наше время существует много любительских обществ, я бы добавила, что в наше время, кроме любительских обществ психических исследований, в некоторых странах (Швеция, Англия и Америка) уже учреждены при университетах особые кафедры по изучению психических феноменов, что показывает, что... Далее я слегка перефразировала Вашу мысль: к сожалению, большинство обществ занимаются почти исключительно спиритизмом, медиумизмом, без изучения законов, по которым психическая энергия проявляется и действует. Деятельность их ограничивается стремлением войти в сношение с обитателями потустороннего мира, именно вызыванием умерших, материализацией и так называемыми явлениями аппортов. В лучшем случае они занимаются регистрацией и обнародованием случаев ясновидения, яснослышания, также других мелких проявлений недисциплинированного психизма. Далее на той же странице я бы сказала: в настоящее время, ввиду наступления Новой Эпохи, несущей прилив психической энергии, необходимо пробудить и воспитать в себе правильное отношение к этой обоюдоострой мощи. В книгах Учения Живой Этики (серия Агни Йоги) впервые дано многостороннее освещение этой энергии и приведены методы рационального подхода к изучению ее. Страница 4. В оригинале сказано правильно, ибо психическая энергия вездесущна. Страница 12. Фраза «Высшее Существо, создав себе заместителя, оставляет его...» может быть превратно истолкована, потому проще сказать, что Высшее Существо, находясь в земной оболочке, владея в совершенстве свойством делимости духа, может действовать сознательно и на Земле, и в междупланетном пространстве, одновременно посещая даже ближайшие планеты. Причем эта делимость духа нисколько не отражается на понижении качества его проявления или деятельности в земной оболочке, ибо отпущенные им высшие энергии не имеют даже еще применения на нашей Земле. Страница 16. «Мироздание так чудесно, что все делается по воле и желанию венца творения – человека...» Такая формулировка не совсем точна и может ввести в заблуждение неподготовленные сознания. Может создаться представление о каком-то произволе, и будет забыто основное творчество космических сил. Ведь не человек же складывает, скажем, каждую гору! Чтобы участвовать в космическом созидании, необходимо познать именно законы этих космических сил и действовать в полном согласии с ними, в противном случае разрушение неизбежно. Потому оставим долю творчества Космосу. Задумайтесь над необъятностью мощи космических сил, нас окружающих! Именно, действуя лишь в полном согласии с космическими законами, человек становится творцом. Он – творец своей судьбы, и в своем коллективе – судьбы планеты. Все силы и энергии Космоса открываются человеку, но лишь при наличии в нем мощного накопления высших энергий, при условии его беспредельного восхождения. На той же странице – не совсем правильно сказать «по качеству своего духа... люди одинаковы...», ибо именно качество духа у всех различно, потому я сказала бы – «по основному началу духа все люди одинаковы...». Конечно, психическая энергия есть качество духа. Но можно себе представить все беспредельное разнообразие ее, зависящее от самых первых условий зарождения зерна духа. На странице 17, может быть, Вы сильнее подчеркнете значение действия или труда для пробуждения психической энергии, ибо психическая энергия нуждается прежде всего в упражнении. Нельзя ограничивать ее случайными порывами, только постоянный систематический или ритмический труд может настроить ток ее. Укажите, что правильный обмен психической энергии основан, главным образом, на ритме. Подчеркните всю губительность лени, которая, останавливая в нас действие психической энергии, тем самым разрушает всю нашу эволюцию, приводя в конечном результате к полному разложению. Ведь теперь уже начинают замечать, что самые занятые люди наиболее долговечные, при условии ритма в труде и без чрезмерного отравления организма ядами. Следует указать, что в каждый труд должно быть внесено начало полной сознательности, также устремление к улучшению качества каждого труда и каждого действия является лучшим методом для роста и нагнетения психической энергии. Страница 18. Там, где Вы говорите, что «сознательные посылки психической энергии для помощи другим никакого ущерба общему состоянию психической энергии не оказывают...», следует оговориться, что повторная чрезмерная выдача опасна. Во всем должна быть соблюдаема соизмеримость. Человек, несоизмеримо выдавший энергию, нарушает равновесие в своем организме и тем открывает себя как возможному заражению, так и ударам со стороны злобных сил, следовательно, наносит ущерб своей энергии. Когда говорится, что чем больше дух отдает, тем больше получает, имеется в виду не одновременная чрезмерная выдача, но постоянное ритмическое использование ее. Кроме того, имейте в виду, что овладение делимостью духа достигается лишь при значительной степени развития психической энергии. Привожу параграф из книги «Братство». «Самопожертвование есть один из верных путей к Братству. Но почему указывается беречь силы? Нет противоречия в этом. Путь золотой, путь совмещения утверждает два качества – подвиг и бережность, иначе все сделались бы самоубийцами. Подвиг творится в полной сознательности и ответственности. Опять кто-то заподозрит противоречие, но преданность высшая, любовь-победительница, может научить совмещению высших качеств. Безумие не создает подвига. Малодушие не отвечает истинной бережности. Сознание подвига подскажет пользование энергией. Пусть подумают о согласованности качеств. Безумие и малодушие не пригодны для Пути»[150]. Как мало людей отдают себе отчет, что есть согласованность качества. Нам постоянно Указуется бережность в выдаче энергии, особенно сейчас, когда пространственные токи неслыханно напряжены. Так и при самоотделении психической энергии, когда Вы испытываете утечку сил, не следует в такие минуты насиловать себя к чрезмерной работе, нужно дать время для восстановления энергии. Конечно, при всех таких явлениях нужна особая честность, ибо многие – склонные к вольготному труду, и каждый приступ лености будет ими приписываться чрезмерной выдаче психической энергии. Я зачеркнула фразу «ибо отделившиеся части духа обратно к своему духу не возвращаются...» – понятая в мертвой букве, она будет превратно понята. Где нет правильного обмена психической энергии, там нет и делимости духа. Когда огонь бездействует или начал уходить из негодного вместилища, то, конечно, делимость духа не доступна. Также не забывайте, что психическая энергия – сила обоюдоострая и многие ярые темные силы обладают большим запасом этой энергии, но в ее низших свойствах, потому проявления такой энергии ограничены низшими слоями и малою протяженностью по сравнению с психической энергией высшего качества. Может быть, найдете возможным выдвинуть еще сильнее значение мысли и дисциплинированного мышления для развития высокого качества психической энергии. Конечно, вставьте страницу о самовнушении. Ведь гипнотизм есть прежде всего проявление психической энергии, потому и следует его изучать. Также следует упомянуть о передаче мысли на расстояние, что совершается с помощью той же энергии. Одобряю Ваш ответ староверу. Вы, вероятно, уже знаете, что Елена Федоровна продолжает дружескую переписку с Н.К. и, как я уже писала, просила великодушно простить их авидья. Она самая талантливая среди русских теософов. Конечно, она находилась и, вероятно, и сейчас еще находится под гнетом своего Аввы А.А.Каменской. Вы правильно ответили ей, что знание выдается постепенно. Уявление истинного Лика Великих Учителей не было бы принято многими лучшими людьми, и даже обладающими сравнительно расширенным сознанием. Обратите внимание, как теософы болезненно реагируют на все, что не отвечает их представлению о Христе, все еще окрашенному церковным догматизмом. Да, это противоставление одного вымышленного образа другому, не менее фантастичному, и есть самое страшное и разлагающее явление. Причем они не могут утвердиться ни на одном, получается страшная двойственность представления, как при косоглазии, и в результате получается полное косомыслие. Между тем они имеют «Тайную Доктрину», «Письма Махатм» и многие писания и письма Е.П.Блаватской, в которых рассыпаны драгоценные намеки. Я писала Антону Федоровичу, что на протяжении целой Манвантары, или Большого Круга нашей планеты, мы имеем одного Ману (Учителя Учителей), стоящего во главе Высоких Собратьев Его. Вы знаете, Кого называют Учителем Учителей, и потому естественно, что Майтрейя, как приносящий Великий Синтез Учений для Шестой и Седьмой расы, будет этою же Индивидуальностью. Так, Единая Индивидуальность принимает на себя ответственность за планету на целую Манвантару. Конечно, пишу это Вам и только самым близким из ближайших и прошу Вас не делиться этими сведениями с Еленой Федоровной. Не запугайте ее. Во многом ей нужно перестроить свою точку зрения, а в 84 года это не так легко. Кроме того, ледбитеровщина сильно внедрилась именно в сознание русских теософов. Сейчас передо мною лежит его книга «Человек видимый и невидимый», прислана она мне одним другом из Парижа; просмотрела иллюстрации в красках человеческих аур, отвечающих разным степеням сознания, и, между прочим, изображение ауры Адепта. Еще раз поразилась безвкусием и развязностью этого писателя. В его изображении аура Адепта представляет собою прослоенную пастилу. Между прочим, в «Теософисте»[151] утверждается, что он был Сократом! Всеми силами духа протестую против такого утверждения. Ждем очень выход книги о Феликсе Денисовиче. Какую прекрасную страницу написала Ведринская о нем! Правильно писать о друге, тем более об ушедшем, все самое прекрасное, ибо кто возьмется судить о всех побуждениях и сокровенных чувствованиях, сопровождавших тот или иной поступок человека. Каждое умаление, даже неосознанное, уже приносит свою худую карму. Первое наставление, данное нам, было: в десять раз увеличивать все хорошее и в два раза уменьшать все худое, тогда только приблизится более или менее верная оценка. Как часто люди, не зная причин и внутренних побуждений действий человека, берутся судить по очевидности и тем самым совершают тяжкий проступок против справедливости. Вот почему так прекрасен обычай писать лишь доброе об ушедшем. Хотя бы в этом люди несколько выправляют свою несправедливость. С Алексеевыми советую по-прежнему сдержанность. Не сухость, граничащую с жестокостью, но именно доброжелательную сдержанность. Думаю, что позволять малознакомым людям копировать картины, висящие в Обществе, не имея ответственного человека, который при этом находился бы неотлучно, – несколько рискованно. Знаем много случаев, когда копировальщики, желая найти подходящий тон, позволяли себе тут же на картине делать мазки, чтобы сравнить и убедиться, насколько найденный ими тон соответствует оригиналу. На некоторых картинах были обнаружены значительные места, покрытые такими пробами! Такие случаи наблюдались во многих музеях. Жизнь очень сложна, и приходится во всем проявлять соизмеримость и большую зоркость, увы, даже в оказании помощи. Может быть, Вам будет интересно узнать о положении дел в Америке. Там происходит синагогальный нажим на еврейского судью. Ведь мы гои! А в связи с тем, что сейчас происходит в России, конечно, все сугубо воспринимается в этой стране, где не только круги правящие, но почти весь судебный персонал, так же как и финансовый нерв страны, состоят из евреев. Сейчас при всех гонениях во многих странах можно понять их ярость и озлобленность. Как смешно было обвинение нас Конрадом Принцем в продажности евреям! Ведь если бы Н.К. согласился на требования предателей об отставке трех сотрудников, то мы и не только не подверглись бы такому ярому преследованию, но оказались бы даже в почете. Будем бороться, дело затягивается. В самой Америке назревает многое. Серьезные американские журналы пишут, что их страна переживает сейчас период керенщины[152] и близка следующая фаза процесса переустройства страны. Может быть, и эта страна, достигшая поворотного пункта в своей истории, получила в свою очередь предупреждение и предложение помощи от Сил Светлых, но, как обычно, среди власть имущих не нашлось просвещенного и сильного духом человека, чтобы воспользоваться спасительными Указаниями. А мы знаем по всей истории человечества, что там, где Вестник не был принят и даже преследовался, там спрашивается со всей страны. Все бедствия, обрушившиеся на страну, не есть ли это грозное предзнаменование? Не избрала ли Америка путь труднейший? Но как тяжка карма лиц, отвергнувших Помощь Сил Света и тем принявших на себя всю ответственность за грядущее. Когда-то Америка в лице Вашингтона умела принимать эту Помощь, передававшуюся ей через таинственного Профессора, отсюда и ее изумительно быстрый расцвет. Так, страна приняла свою карму, явимся свидетелями больших переустройств. Просмотрела собранный материал об Армагеддоне О.Н.Крауклис. Получилась очень внушительная сводка, но с этой темой нужна большая осторожность. Ибо все грозные предупреждения, когда они разбросаны на отдельных и редких страницах, одно, но собранные вместе они могут кого-то устрашить и даже вызвать нежелательные проявления со стороны некоторых кругов. Потому мой совет – сохранить пока этот чрезвычайно полезный сборник для внутреннего ознакомления и чтения в стенах Общества. Следует принести благодарность О.Н.Крауклис за этот труд. Полученный на просмотр материал высылаю медленной почтой. Пожалуйста, передайте О.Н.Крауклис, что на днях отвечу на ее милое и такое сердечное письмо, а пока посылаю ей и членам ее группы самый сердечный привет. Зорко наблюдайте за тем очищением, которое происходит на Севере. Мужественно встретим события и будем готовиться к подвигу духа. Крепко держите единение с сотрудниками. Шлю Вам самые бодрые и радостно-торжественные мысли. Духом и сердцем с Вами.
Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину и Р.Я.Рудзитису 14 мая 1937 г. Родной Гаральд Феликсович, вчера наш Владимир Анатольевич получил письмо от своего отца, в котором сообщается, что его мать опасно заболела и находится сейчас в немецкой городской больнице. Врачи нашли у нее острое малокровие и уже дважды применили переливание крови, но, видимо, она очень тяжко переносит это лечение. Владимир Анатольевич дал мне прочесть письмо своего отца, и я была потрясена той сердечной болью, которая звучит в каждой строке. Наш бедный Владимир Анатольевич совсем удручен и так страдает. Мы знаем, что в этом случае лишь Вы одни можете помочь, и вчера же было Сказано: «Отход психической энергии врачуется вовсе не переливанием крови, но валерианом, мускусом и молоком с содою. Эти основные средства добавляются и психической энергией врача. Последнее весьма существенно. Наш молодой друг (Вы) имеет в себе отличное качество, он может дать большое количество энергии, не нанося себе вреда, ибо в нем нет той злобы, которая обычно обессиливает. Злоба может дать только судорогу, но основа злобы не пригодна. Так, видите Мой Совет, который полезен»[153]. Знаю, что Ваше сердце отзовется и на Совет, и на нашу боль. Конечно, Вам виднее, как лучше навестить больную. Не знаю, возможно ли это, пока она в больнице, но пока письмо дойдет, многое может произойти, и отец возьмет ее из больницы. Затруднение еще в том, что родители Владимира Анатольевича – люди старого образа мышления и возможно, что будут очень опасаться мускуса (который мы посылаем Вам). Потому лучше не называть им этого средства. Затем еще одно крайне деликатное обстоятельство. Финансовое положение родителей Владимира Анатольевича сейчас очень трудное, и расход по лечению лег тяжким бременем на них. Конечно, Владимир Анатольевич посылает сейчас кое-что отсюда, но вчера же Великий Владыка, входящий в положение каждого, Посоветовал следующее: «Можно предложить, чтобы в Риге продали одну из маленьких картин, чтобы сумма покрыла лечение. Вижу, что может быть покупатель. Пусть цену назначат сами. Можно будет восполнить другой картиной. Так пусть и добро будет около Нашего места». Родные наши Гаральд Феликсович и Рихард Яковлевич, очень трудно мне так утруждать Вас, но знаю, что сердца Ваши зазвучат на боль нашего милого Владимира Анатольевича и Вы сделаете то, что возможно, чтобы помочь. Спешу отослать это письмо, ибо почта уходит. Шлю Вам мою самую сердечную благодарность за каждую оказанную в этом случае помощь. И прошу об одном: очень бережно обставить все так, чтобы не усложнить отношения Гаральда Феликсовича с врачебным персоналом в больнице. Это важное обстоятельство. Владимир Анатольевич пишет своим родителям, прося отца посетить Вас. Еще раз шлю самый сердечный привет и веру в Вас. Сердцем с Вами обоими, Е.Рерих
Е.И.Рерих – О.Н.Крауклис 17 мая 1937 г. Дорогая Ольга Никаноровна, очень одобряю мысли Ваши написать реферат о женском вопросе. Ведь именно этот вопрос в Новой Эпохе явится краеугольным, без правильного решения его не может установиться порядок и равновесие в мире. Когда будете писать, прислушайтесь к голосу сердца. Так называемой интуиции, или голосу сердца, в книгах Учения дано очень точное определение – чувствознание. Могу утверждать на основании личного опыта, что все озарения основаны именно на чувствознании, приносящем знание. Вы справедливо возмущаетесь приведенными Вами строками из Посланий Апостольских. Хочется спросить, где хранятся подлинники их? Кто и когда видел их? Также кто может поручиться, что по оригиналам (если такие дошли) не скакала рука ревнителей (в образе позднейших отцов церкви), нанося поправки там, где нечто не соответствовало удобным для них церковным догмам и установлениям. Не так ли было и с трудами всех великих подвижников? Как Сказано: «Ни один памятник древности не дошел до нас без искажения». А сколько неточностей допустили одни переводчики таких Писаний! Достаточно просмотреть Библию в трех переводах – английском, русском и французском; именно при переводе «Тайной Доктрины» мне постоянно приходилось иметь это в виду, и там, где разногласие было слишком очевидно, я должна была приводить два либо три перевода. Кроме того, почему считать Апостолов непогрешимыми? Не только в Евангелиях показаны они далеко не на той нравственной высоте, которую можно было бы ожидать от ближайших учеников Христа, но, читая их собственные Писания, с грустью видишь, сколько было раздоров и всякой мерзости греховной в этих первых христианских общинах, из которых выходили отцы церкви. Да и среди самих Апостолов немало было всякого разъединения, вспомним хотя бы вечную распрю между Петром и Павлом, которая пережила, как символ, во всех раздорах так называемых ревнителей Христовых, расколовших единое Учение Христа на ратоборствующие между собою толки и церкви. Советую Вам прочесть книгу Мережковского «Павел Августин». Много любопытного найдете в ней. Как всегда, писатель этот дает целый кладезь ценнейших сведений. Так запомним, что лишь просветленное сердце, или разум, озаренный светом сердца, может явиться надежным путеводителем при чтении всех Священных Писаний. Религии, допустившие, вернее, утвердившие унижение и подчинение женщины, осуждены на вымирание. Унижая женщину, позднейшие религии, истинно, служили Сатане, ибо, зная силу ее, Князь мира сего для проведения плана своего прежде всего задумал унизить носительницу Высшей энергии. Но когда сознание женщины (по странному парадоксу, главной поддержки церкви) проснулось и она поняла, где притаились ее вековые утеснители, то церковь эта пала. Религия и искания духа никогда не оставят народ, но пробужденные сознания потребуют новых форм, новых путей от духовных Учителей и вождей. Древнейшие Учения всегда высоко ставили женское начало, и даже женские божества рассматривались ими как наиболее сокровенные. Остатки этих древнейших культов мы видим сейчас среди краснокожих индейцев[154], где во главе жрецов стоит женщина, женщина же возглавляет клан, и вся линия наследственности считается по женской линии. Также в Учении Будды не делается разницы между Началами, и женщина, так же как и мужчина, может достичь высшего состояния Архатства. Да и сейчас в Индии, несмотря на то, что позднейшие брамины из корысти и личных выгод унизили женщину, все же культ Богини Кали наиболее распространен. Так и самые последние из известных подвижников в Индии, как Рамакришна и Вивекананда, были почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира. Именно невежественное и корыстное извращение космического закона поставило женщину в зависимое положение. Конечно, нельзя винить исключительно лишь мужское начало в создавшемся положении, виновата и сама женщина. Постоянная охраняемость и опекаемость приветствовалась женщинами, и именно это ослабило ее силы и притупило способности. Потому сейчас необходимо обратное явление – женщина должна приветствовать борьбу с жизненными препятствиями, чтобы на них закалить свои силы и выявить свою истинную сущность. Конечно, тяжка будет борьба за свои утерянные права, но с утончением мышления и с признанием высшей психической энергии многое облегчится. Ведь ни один высший опыт с тончайшими энергиями не может быть совершен без присутствия женского начала. Знаменитый философский камень не может быть найден и создан без участия женщины. Так, сам Космос, сама Природа в высших функциях утверждает равное значение Начал. И можно сказать: «Права утверждающие не значит права имеющие». Первая задача, встающая перед женщинами, – это во всех странах добиваться одинакового образования с мужчинами и всеми силами стараться развивать свое мышление и, главное, уметь стоять на своих ногах, не возлагаясь всецело на мужское начало. На Западе много поприщ открыто сейчас женщине, и нужно сказать, что на всех они очень успешны. Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом приходится видеть, до чего унижает себя женщина в своем единственном желании добиться поклонения сильного пола, забывая, что всегда и во всем ценится лишь то, что малодоступно. Сочетания Светил благоприятствуют пробуждению женщин, и я верю, что новый прилив психической энергии будет использован женщиной на высокие задания и на поиски новых достижений во благо человечества. Пусть именно в женщине возгорится огонь Подвига Великого Служения. В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия государственности в своей семье. Когда напишете свой реферат, буду рада прочесть его, не сомневаюсь, что сердце подскажет Вам огненные слова. Я уже писала Александру Ивановичу о собранном Вами чрезвычайно полезном сборнике и высказала свои соображения. Этот свод должен читаться в стенах Общества, но для широкого распространения следует немного обождать. Спасибо за Ваши прекрасные слова о Ваших учениках. Сердечность есть тот магнит, которым держится все построение. Умение поощрить есть первая основа учительства, потому радуюсь Вашим словам о работах учеников. Первое поощрение особенно важно, ибо оно может наметить весь последующий путь. Отнесясь слишком строго к первой работе, мы можем иногда задержать и даже совсем остановить рост незаурядных способностей. Так часто приходилось убеждаться, что первые удачные работы не доказывали еще особой даровитости ученика, чаще бывало, что первые слабые и даже грубые попытки развивались в нечто очень серьезное и большое. Ведь дремлющие способности просыпаются в нас очень разновременно. «Счастье Учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогут этому достижению перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно. Трудна такая повседневная задача, но люди испытываются именно на повседневности, которая будет сестрою Беспредельности»[155]. Потому так радуюсь Вашему сердечному пониманию и отношению к Вашим ученикам. Прошу передать Вашему ученику г-ну Гофмейстеру мою самую сердечную благодарность за присылку его милой и полезной брошюры. Сердце чует, с какою любовью она писалась. Пусть будет ему светло! Но необходимо включить предисловие и отметить, что номера и буквы, проставленные на полях, указывают на параграфы из Учения, вдохновившие эти мысли, иначе у кого-то может сложиться впечатление, что это подлинные параграфы Учения. Следует вычеркнуть и приписку на странице 9 – «из писем Е.И.», ибо при ссылках всегда приводятся точные выражения. Все это технические подробности, но которые следует соблюдать. Знаю, что Вы сумеете очень бережно передать ему об этих поправках. Этот сотрудник заслуживает всякого поощрения. Примите, дорогая Ольга Никаноровна, еще раз мою сердечную радость Вашей работе и пожелания всякого успеха на Пути Водительства и Служения. Духом с Вами, Е.Р.
Теперь доверительно. Ваш ученик Стребейко узнал наш адрес и написал мне письмо с вопросами. Зная, как Вы прекрасно отзывались о нем, я ему ответила, но указала, чтобы он показал Вам мои ответы. Думаю, что он это исполнит. Но не спрашивайте сами о письме. Не журите его, но, конечно, мне уже почти невозможно отвечать на все письма.
Е.И.Рерих – А.М.Асееву 18 мая 1937 г. Родной и дорогой Александр Михайлович, уже некоторое время, как я тревожилась о Вас, и сейчас с великою скорбью прочла все, что Вы пишете. Именно, как Ваша духовная мать, сердцу которой близко все, что касается Вас, и прежде всего Ваш духовный рост, должна предупредить Вас, что грозный час испытания настал. Вы знаете, что испытания эти приходят под разными аспектами. Знаю, что натиск будет именно на Вашу честность и сердечность, потому умоляю проявить то духовное равновесие, которое дается распознаванием и без которого нет продвижения на духовном плане; разум должен уравновесить голос сердца. Ведь все, что я могла бы сказать Вам сейчас, больно отзовется на Вашем состоянии и может даже осложнить многое. Потому лишь прошу Вас: не примите воспоминания кармические за голос чувствознания. Перечтите § 6 на странице 12 в книге «Озарение». Я не замедлила исполнить Вашу просьбу, ведь и мое сердце устремилось к этому же Источнику. Ответ пришел: «Остереги Асеева, около него опасность». Дорогой Александр Михайлович, все мы должны пройти свои испытания, Вы знаете, что закон этот неизбежен. И я верю, что Вы найдете в себе силы собрать все мужество, чтобы выйти победителем из тяжкой борьбы. Мысли мои и устремления сердца будут с Вами, чтобы поддержать и насколько возможно (если разрешите) рассеять наброшенный туман. Но умоляю Вас: остановите всякие посылки психической энергии, Вашего единственного доспеха в предстоящей битве духа Вашего.
|