Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИЛЛЮСТРАЦИИ 13 страница. Страница 33. «Природа лишена добра и зла, она лишь следует законам, давая жизнь и радость или посылая страдание и смерть» – здесь Вы заключаете
Страница 33. «Природа лишена добра и зла, она лишь следует законам, давая жизнь и радость или посылая страдание и смерть...» – здесь Вы заключаете, что «если Автор думает сказать, что жизнь и смерть относительны, что никакой смерти нет, тогда в нашем понятии не должно быть и жизни». Опять все то же, и Вы пытаетесь путем арифметики решить задачу высшей математики – потому снова вернемся к уже сказанному: чтобы понять относительность, нужно знать, что Мир Реальности есть Вечное ЕСТЬ и вся относительность рождается лишь при дифференциации в состоянии беспредельного Бытия. Разве можно назвать смертью смену одной оболочки на другую и пробуждение к более утонченной и широкой деятельности (последнее, конечно, лишь в случае развитого и одухотворенного сознания)? И перечисленные Вами понятия, как Девачан[175], Кама-лока[176] и другие, есть лишь различные состояния нашего сознания. Страница 33. «Природа имеет противоядие для каждого яда... Бабочка, истребленная птицей, становится этой птицей...» По всему вижу, что Вы не одобряете Космических законов. Согласна с Вами, что в проявленной Природе много несовершенства и даже жестокости с нашей человеческой точки зрения. Но в большинстве жестокостей и неуравновесий в Природе, увы, повинен прежде всего человек, так называемый венец ее создания. Человек призван к совершенству, к сотрудничеству, к постоянному даянию, а вместо того мы видим, как он все силы употребляет на разъединение, разрушение и истребление. Человек нарушил свое сотрудничество с Природой и тем нарушил великое равновесие. Может быть, Вы возьметесь пояснить Космические законы, кажущиеся Вам такими жестокими, со своей точки зрения или со стороны Всемилосердного и Всемогущего Отца Небесного? Мы знаем лишь единый закон причин и следствий. Страницы 36/37. «А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во имя и для славы своих верований и т.д....» Так Вы не согласны, что именно религии являлись большим злом? Вы не согласны, что религии порождали самые большие кровопролития и что именно служители религий пресекали каждое нахождение в области науки и тушили каждую смелую мысль, открывавшую Беспредельность познавания? Но, по счастью, еще сохранились исторические хроники! Также нужно понять, что Автор письма, конечно, имеет в виду искаженные, выродившиеся религии, а не основы Учений Великих Носителей Света. Думаю, что Вы сами согласитесь, что церковные догмы и действия многих духовных отцов совершенно не отвечали и не отвечают и по сей день духу Учения их Основателей. Ведь не будем же мы с Вами возвращаться к истории Церковных Соборов, к гонению таких великих Отцов Христианства, как Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст и Григорий Великий и прочих, их невежественными коллегами? Или же воскрешать в памяти папские хроники со всеми ужасами инквизиции? Также не будем вспоминать уничтожение буддийских храмов и общин и вырезывание буддистов браминами, магометанами и китайцами, или вечную вражду между индусами и мусульманами, ежегодно стоющую многих жизней из-за зарезанной коровы или подброшенной свиньи! Все это продолжается и будет продолжаться, пока лучшие умы среди духовных отцов не поймут, в чем и как они жестоко погрешили против Заветов Великих Учителей и Основателей. Нельзя безнаказанно держать в невежественных тисках догм сознание человечества. Рано или поздно дух человеческий проснется и возопиет, и сбросит с себя все оковы. Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Удушение мысли и духа, которое проводилось в некоторых странах, породило все последующее безумие. Мысль есть венец создания, и убийство ее есть тягчайшее преступление. Гонимые и лучшие духовные Отцы давно осознали это и сказали: «Ад есть невежество». Долго сдерживаемые запруды не устояли против натиска, и волны бурного сознания смели все на своем пути. Страница 52. Вы негодуете, что в «Чаше Востока» нет раскрытия Высшей Тайны? Но кто достоин и может постичь эту Сокровенную Тайну? Где то синтетическое и чистое сознание, которое может вместить всю красоту Высшего Бытия? Недоступны тончайшие Понятия и тончайшие чувствования нечистому и грубому сознанию, оно будет ослеплено от одного прикосновения к ним. Страница 59. «Если целыми поколениями мы исключали мир от приобщения к нашему Знанию, то лишь вследствие абсолютной его неподготовленности...», и Вы спрашиваете: «Кто должен был подготовить Мир?» Отвечу – общие усилия человеческого духа к познанию Истины. Величайшие Умы воплощались на Земле, чтобы продвинуть сознание человечества в понимании космических законов, требующих полного сотрудничества между всеми временно разобщенными частицами Единой Мировой Души. Но свободная воля человека толкала его по пути ограниченной и обособленной самости к полному разъединению и крушению. Далее Вы приводите: «И если, несмотря на данные доказательства...» – и тут же спрашиваете – «Чего, какие, где и когда?» Отвечу – ознакомьтесь с историей развития человеческого сознания и мышления из сочинений великих Умов, награжденных титулом шарлатанов. В конце фразы <...> [177] Вам чудится угроза, и, как Вы утверждаете, незаслуженная. Но так ли это? Прежде всего, нет никакой угрозы в том, что Великие Учителя примут добровольный отказ человечества от высшего познавания и приложат свое Знание и Энергии на пользу других человечеств в иных мирах. Мне кажется, что достаточно хотя бы немного вникнуть в происходящее сейчас в мире, чтобы понять, куда все идет. А так как нет следствий без причины, то можно себе представить, каковы были эти причины и где нужно искать их. Потому лишь предубежденное сознание может усмотреть в приведенных Вами словах какую-то угрозу. В таком случае каждая надпись, поставленная на пересечении путей, – «берегись поезда» и т.д., должна считаться за угрозу. Сознание свободное поймет и с благодарностью примет каждое предупреждение. Итак, в заключение Вы пишете: «Прежде всего, впечатление от книжки такое, как будто она написана лицами различной духовной высоты. Если же одним лицом, то совершенно не усвоившим предмета, а подобранные крохи знания нанизавшего с большим апломбом, как бусы различной величины, цвета и ценности, на один шнурок...» Подражая Вашему способу выражения, я должна ответить, что в данном случае это есть взваливание с больной головы на здоровую. Нельзя свое неведение и непонимание вменять Высоким Учителям Человечества. Книга эта написана Величайшими Умами (и Вы знали это, ибо приводите имя одного Автора), но неподготовленному сознанию лучше не прикасаться к ней. Кроме кощунства, ничего не получится. Можно многого не знать и не понимать, и это не преступление, но кощунствовать недопустимо. Усматривающий всюду противоречия, только не в своем сознании, обнаруживает не только свое неведение, но и самомнение. Так, Великий Будда, избирая в ученики, прежде всего испытывал их на вмещении так называемых пар противоположностей. Если ученик не мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы не только бесполезно, но и вредно. Познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений. В заключение со скорбью должна спросить Вас: неужели Вы читали книги Учения Живой Этики? Вероятно, мое письмо возмутит Вас, но я уже привыкла, что люди, нагромоздившие с три короба всяких грубостей и кощунств на самое Высокое, самое Сокровенное и Дорогое, за справедливое указание им на это становятся врагами. Но не в моей природе говорить лицемерные сладкие слова, чтобы избежать личного поношения. Также не люблю всякий сентиментализм, поощряющий явную ложь и являющийся рассадником несправедливости. Хочется иногда сказать людям – проверьте побуждения, заставившие Вас приблизиться к Учению Света. Надеюсь все же, что Вы приняли советы относительно Вашего здоровья в предыдущем письме и что самочувствие Вашего славного мальчика улучшается. Примите привет и пожелания всего светлого, Е.Р.
Если Ваш дух силен и побуждения чисты, то письмо это найдет правильный отзвук в Вашем сердце[178].
Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису 8 июня 1937 г. Родной Рихард Яковлевич, читая Ваше чудесное письмо с описанием посещения Литовских друзей, сердцем приобщались ко всему Вами высказанному. Очень ценим наблюдения Ваши и Гаральда Феликсовича. Любуюсь изданием «Тайной Доктрины». Не огорчаюсь встречающимися редкими опечатками, ибо в таком огромном труде ошибки неизбежны. И в английском третьем и исправленном издании все еще встречаются опечатки, не говоря уже о французском. Почти невозможно все усмотреть. Очень, очень трудно было мне одной, без помощников. И ввиду поспешности у меня не было времени хотя бы на месяц отойти от чисто механической корректуры, всяких особенностей шрифта и т.д., чтобы сосредоточиться на самом изложении. Все приходилось делать за один присест. Потому еще и еще раз скажу, что буду рада каждой Вашей поправке, ибо вполне доверяю Вашему чутью и опытности. Как противоположность Вашему такому заботливому отношению ко всем книгам Учения, сейчас, может быть, своевременно указать на обстоятельства, сопровождавшие издание «Чаши Востока». Пишу Вам это доверительно. Как Вы знаете, 16 писем в «Чаше Востока» взяты из большого тома «Письма Махатм к Синнетту», и в большинстве случаев они приведены не целиком, но лишь выдержки из них. В 1925 году за два месяца до нашего ухода из Кашмира в Среднюю Азию мне было Указано спешно просмотреть том «Писем Махатм» и, избрав 16 писем, перевести их на русский язык для спешного распространения в Новой Стране. Выбор писем был одобрен, так же как и выдержки, ибо из писем надо было изъять все личное. Итак, имея лишь два месяца в распоряжении при другой работе, как собирание второй книги Учения и приготовления к экспедиции, я немедленно приступила к чтению и переводу. Перевод был сделан в кратчайший срок, причем я придерживалась как можно ближе английского текста, ибо Георгий Гребенщиков должен был просмотреть перевод с литературной точки зрения. Он тогда заведовал изданием всех наших книг. Чтобы еще облегчить ему работу, я часто приводила несколько русских эквивалентов для одного английского определения или даже одну и ту же фразу в разных построениях. Именно зная, что он будет просматривать перевод, я не стала обрабатывать и поспешила с отправкой вместе со второй книгой Учения. Но каково было наше огорчение, когда через год мы получили эту книгу и увидели, что не только не был просмотрен сам перевод, но даже все мои эквиваленты были внесены, не говоря уже о других опечатках. Привезли нам эту книгу Зинаида Григорьевна и ее муж и рассказали нам грустный эпизод, происшедший в связи с получением ими рукописи «Чаши Востока». Ознакомившись с содержанием «Письма о Боге», Гребенщиков настолько возмутился, что наотрез отказался просматривать и держать корректуру, заявив, что он не может посещать типографию, где будет набираться подобная книга, ибо что подумают о нем наборщики!! Таким образом, перевод был оставлен без просмотра, а Зинаида Григорьевна и ее муж взяли корректуру на себя. Но сами они никогда никакого касания к издательству не имели и знание ими русского языка не безукоризненно, ибо еще в ранней юности они уехали из России и посейчас М.М.Лихтман нам всегда пишет по-английски. Потому можно себе представить, что корректура не могла быть на высоте. Но возмущение Гребенщикова не ограничилось «Чашей Востока», а распространилось и на вторую книгу, «Озарение», ибо обе книги набирались одновременно. Результатом всего этого было, что и книга «Озарение» вышла с невероятным количеством опечаток и нам пришлось дать телеграмму о ее немедленном переиздании. Лихтманы приняли на себя весь расход по переизданию «Озарения». Вероятно, в Риге имеется забракованное издание «Озарения». Переиздать «Чашу Востока» было невозможно, ибо мы уходили в Монголию и Тибет. Отказ Гребенщикова иметь какое-либо касание к этой книге сильно затруднил и ее распространение. Ему было Указано послать эту книгу его сыну, проживавшему в северной стране. Так книга, предназначавшаяся для широкого распространения, осталась лежать без движения. Пишу это Вам для освещения облика. Нужно знать всех сотрудников. У Гребенщикова есть свои качества, но работать с ним очень и очень трудно. Последняя его выходка глубоко оскорбила меня, ибо затронула самое нам ДОРОГОЕ. Так, он написал давнишнему другу всей нашей семьи, княгине Екатерине Константиновне Святополк-Четвертинской, что предательство трех апостатов в Америке есть нам наказание за якобы наш Буддизм. Но когда-то этот самый православный Гребенщиков отлично умел получать деньги и выгоды, как идущие из Источника, от Которого он ныне отворачивается, и только когда Помощь эта ослабевала или прекращалась, до нас начинали доходить странные вести. Его возражение в газете в защиту Н.К.[179] было вызвано тем обстоятельством, что и сам он был задет, ведь писать лишь в свою защиту неудобно. Но самое изумительное – это, что он продолжает нам посылать сладкие письма, а в последнем называет себя нашим блудным сыном, вероятно, после получения хорошей отповеди от нашего друга. Тяжко знать истинные лики сотрудников, но для водительства и продвижения на духовном плане такое распознавание совершенно необходимо. Нельзя умиляться масками, иначе мы можем предать ближайших. И Вам, как стоящему во главе большой группы, необходимо иметь такое осведомление. Потому пересылаю Вам также мое последнее письмо к Карлу Ивановичу, из него Вы увидите, что он писал мне, что его приглашали вернуться в Общество, но сердце его еще не может забыть некоторых неприятных эпизодов. Так лучше не беспокоить его. Сам он вряд ли будет стучаться. Теперь о Пеале. Как я уже писала, мне было дано самое серьезное предупреждение от Владыки М. Также Н.Рудникову мы опасались, главным образом из-за ее мужа Икскуля; его самого и всю его семью хорошо знает кузен моего мужа, барон Таубе, и даже состоит с ними в родстве, и он очень предупреждал нас относительно его деятельности, в которой Пеаль был ближайшим помощником. Несомненно, сама Рудникова – очень талантливая женщина, и возможно, как говорится, что ее заела среда. Феликс Денисович видел ее не однажды, и я очень доверяла голосу его сердца. Рудникова пытается поддерживать со мною переписку, но особой пользы от этого я не усматриваю. Пошлю Вам копии моих редких писем к ней. Пусть трудится на своей ниве. Также мне не очень по вкусу некоторые письма Елены Федоровны Писаревой к членам наших разных групп. Чудится в них какая-то разведочная деятельность. Как будто она хочет убедиться в многочисленности и материальных возможностях последователей Учения Живой Этики. Не забудем, что за ней стоит ее Авва, А.А.Каменская, которая была Указана как враждебный элемент. Я забыла написать Александру Ивановичу, состоящему с ней в переписке, об осторожности в выдавании ей испрашиваемых ею сведений. Надо раньше убедиться в ее чистосердечии. Странно, что за всеми вопросами она обращается к самым различным группам. Теперь нечто крайне доверительное. Очень тревожусь за Асеева. Он сейчас проходит через большое испытание. Его исключительное чистое и доброе сердце подвергается жестокому натиску. Около него появился крайне опасный человек. Надеюсь, что он выйдет с честью из этого испытания. Думаю, что, когда он получит краткое Предупреждение о грозящей ему опасности, он несколько призадумается. Очень прошу Вас, дорогой Рихард Яковлевич, не покажите ему вида, что Вам нечто известно от меня, ибо он пишет мне доверительно, но будьте осторожны в своих письмах к нему, не давайте лишних сведений. Привожу § 483 из книги «Братство». «483. В древних общинах приветствовали каждого подвергавшегося испытанию. К нему относились заботливо, зная, что невозможно насильно пресечь процесс его переживания. Считали, что каждое испытание уже есть порог к продвижению. Никто не мог искривлять путь следствий, но братское ободрение позволяло не замедлить шаг даже перед самыми ужасными ликами. Ведь хаос в страшном безобразии неминуемо пытается преградить путь каждого из испытываемых. Но пусть будут страшны такие лики. Явление самого ужасного уже будет предвестником конца испытания». Н.П.Серафинина тоже проходит испытание – это для Вас. Теперь другое – Ваш Вопрос о Кумарах. «489. Многие слышали о Кумарах, но немногие правильно поняли их. " Явление какое-то надземное" – так скажут, но забудут, каким трудом складывается достижение. Ученые уже начинают понимать, как входит человеческая личность в пантеон героев. Таким же путем наслаиваются и качества водителей человечества. Если они не пройдут страдания земные, они не могут отзвучать на страдания людские. Если они не познают пота труда, они не смогут руководить людьми в их работе. Самоотвержение, милосердие, сострадание, мужество куются в жизни. Ничто отвлеченное не может слагать силу духа. Так пусть понимают Кумар как истинных Водителей». Спасибо, дорогой Рихард Яковлевич, что усмотрели мою описку о Кумарах. Теперь ответы на Ваши вопросы. Трое эзотерических Кумар иногда именуются – Три великие Владыки Мира. Во главе Их стоит Тот, Кого называют Учителем Учителей, Тот, Кто близок Вашему сердцу. Они назывались эзотерическими, ибо Имена Их сохранялись втайне, но не по характеру деятельности. Ведь чем Выше Дух, тем доступнее Ему все планы и тем больше ответственности. Деятельность Величайшего вмещает все аспекты проявления на всех планах. Иерархия этих Кумар простирается и на всю нашу Солнечную Систему. Но это только для Вас. Сердце Ваше подскажет, кому из ближайших можно доверить, ибо очень часто именно Величие Облика или Понятия отпугивает некоторые сознания. Много ли сознаний могут воспринять и понять истинную Мощь некоторых Духов, воплощавшихся на нашей Земле! Земной Облик, с его неизбежными в нашем Круге и расах ограничениями, скрывает истинную сущность даже Величайших Духов. Потому легенды, сложившиеся около Великих Обликов, гораздо ближе к истине, нежели даже самые восторженные свидетельства Их современников. Именно легенда, выражая синтез видимого с невидимым, является прозрением в тот мир, где огненными знаками начертана истинная сущность человека. Прочтите в русском издании «Тайной Доктрины» страницы 264-266, и пусть сердце Ваше возрадуется. Но будьте осторожны, не поверяйте это неготовым. Пусть каждый поймет по-своему. Благо понявшим. Упомянутые Вами лекции, конечно, не заслуживают внимания. Приведенные Вами темы их заимствованы из сведений, широко циркулирующих в западных странах, особенно в Америке. Конечно, упомянутые г-ном Иллионом отшельники не имеют прямой связи с Великим Братством. Около священной горы Кайласа можно найти таких же отшельников, хотя долголетие их сильно преувеличено, но и они не имеют прямого отношения к Твердыне Братства. Также Сен-Жермен не живет в указанной стране. Там темные силы работают на разрушение, страна уже получила предупреждение. С 24 года никто из Великих Учителей не выезжал за пределы Твердыни. Последний раз на краткий срок Они выезжали в Европу в конце 19-го, затем в начале 20 года. Теперь скоро до Вас доедут сокровища духа и искусства. Пусть они украшают любимую нами страну. Пусть радость несут близким сердцам. Пусть блеск и сияние Гималаев светят в любимом Доме и магнитом своей несравненной красоты привлекают лучшие души. Высока Красота, высоко и искусство, передающее ее. Потому и вся вредительская работа темных сил в Америке разбивается о твердыню Музея. В присланных нам газетных вырезках Музей по-прежнему называется жемчужиной Нью-Йорка. И почти каждый критик или лектор по искусству не преминет закончить свою лекцию несколькими словами о творчестве Н.К. или же приведет его слова. Справедливы также слова редактора журнала «Арт Дайджест», что «искусство и дух великого народа, его прошлое, настоящее и будущее выражены именно в творчестве Рериха». Кроме совершенно исключительной гаммы тонов в блеске и их тончайших сочетаний, кроме необычайного дара композиции, каждая картина представляет собою олицетворение великой мысли. Не перестаешь изумляться этому неисчерпаемому творчеству. Истинно, творчество это осияно Высшей Благодатью. Мой Тициан наследовал великий дар отца и с каждой картиной открывает в своем творчестве новые глубины. Последний портрет отца на фоне Гималайских гор по смелости задания, по силе красок превосходит все прежние. Родной Рихард Яковлевич, удастся ли Вам немного отдохнуть и дать вылиться накопившейся силе творчества? Иногда чувствую большие угрызения совести, что из-за моей неопытности по издательству книг я доставила Вам много лишних хлопот. Ведь знаю, что я часто забывала, какой именно транскрипции имен придерживалась в отосланных Вам главах, ибо не всегда наносила поправки на оставшейся у меня копии. Во всем нужен и навык и, главное, выработанная дисциплина. Потому так ценю всю проявленную Вами заботу. Не знаем, как и благодарить Гаральда Феликсовича за всю доброту, выказанную им по отношению к родителям Владимира Анатольевича. Тяжко нам было обременять его, но сами мы так стеснены сейчас из-за расходов, связанных с судоговорением, что не можем прийти на помощь Владимиру Анатольевичу так, как это хотелось бы. Потому сердце полно признательности. Счастливы были получить телеграмму о первой победе. Так враги Света будут поражены чистым огнем. Будем тверды и неуклонны, и все придет. Пусть будет Вам светло, родные наши! Шлю самый сердечный привет Элле Рейнгольдовне и всем ближайшим, что Огонек? Что детки Гаральда Феликсовича? Хотелось бы иметь и их карточки, нам ведь все близко. Сейчас пришло письмо от Гаральда Феликсовича со вложением милых карточек. Так радовались его «львиному настроению». Именно, как львы должны идти все служители Блага. Именно, важно самое широкое осведомление. В Служении нельзя оставить ни одного камня не перевернутым, нужно оказывать всякое противление нападению тьмы.
Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой 11 июня 1937 г. Дорогая Надежда Павловна, Ваше прекрасное письмо от 1 мая пришло вместе с письмами Рихарда Яковлевича и Гаральда Феликсовича, описывающих в самых сердечных и ярких красках свое посещение литовских друзей. Такие вести – наша радость. Каждое утверждение единения есть великое действо, следствия которого трудно учесть земными мерилами. Потому от всего сердца шлем признательность всем близким нам по духу и принесшим лучшие чувства ко дню этого праздника Единения. Знаем, как духовные дети чтут свою «маму»[180], они оправдывают Вашу любовь и заботу о них. Так пусть всем будет светло и радостно, пусть самоотвержение в единении украшает жизнь каждого истинного служителя Блага. Радуемся подвижности и деятельности Вашей группы, самое важное – это возмущение вод, только так рождаются возможности. Но следует принять во внимание, что мы очень часто ожидаем совершенно определенного следствия от наших действий и огорчаемся, когда не видим немедленных, непосредственных и обычно уже предпосланных нами результатов и при этом не замечаем, что в другом, и нередко не менее важном направлении действия наши принесли или заложили семена новых возможностей. Потому будем зорки, будем ловить возможности, посылаемые при действиях, при встречах и т.д. Жизнь в действии, застой – разложение. Потому благо всем устремленным к проявлению, к действию. Теперь перехожу к Вашим вопросам. Вы хотите знать больше о психической энергии... Вы знаете, что психическая энергия называется энергией ВСЕНАЧАЛЬНОЙ, следовательно, она включает в себя все остальные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями. Так, Парафохат есть основная или Всеначальная психическая энергия в ее наивысшем космическом аспекте и Фохат есть следующий аспект ее в проявленной Вселенной. Та же психическая энергия в качестве жизненной силы разлита всюду как ПРАНА. Пришло время объединить смысл энергии Всеначальной. Параграф из Учения: «Наверно, вас не раз спросят, как развивать психическую энергию и как познать полезность ее. Но достаточно сказано, что сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником психической энергии. Никакая насильственная условная подвижность на проявление сердечной деятельности не полезна. Сердце – самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться энергией. Также лишь в дружном общении можно получить плоды объединенной энергии, но для этого необходимо понять, что есть согласие»[181]. Итак, психическая энергия есть Дух Святой. Психическая энергия есть любовь и устремление. Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений. Психическая энергия есть великий Аум. Потому выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию, к Свету во всех проявлениях и будет развитием этой жизнедательной энергии. Помните § 55 из книги «Община»? «Устремление – ладья Архата. Устремление – ключ от всех пещер... Устремление есть число звезд!» Я так люблю этот параграф! Можно сказать, что там, где нет устремления, там отсутствует и высокая психическая энергия. Вы правы, что психическая энергия может быть воспринята, лишь если нервные центры готовы ее принять. Но насильственно никто не может даровать ее. Можно передать известное количество из своего запаса другому человеку в том случае, если он может воспринять. Этим объясняются многие чудеса исцеления. Именно психическая энергия получает мощь из пространства, если она приобрела качество магнита. Все явления, как телепатия, передача мысли на расстояние, внушение, целение, ясновидение, яснослышание, психометрия и т.д., все связаны с проявлениями психической энергии того или иного качества ее. Следует всегда помнить, что качества психической энергии бесконечны в своем разнообразии. Кундалини есть та же жизненная сила, или психическая энергия, действующая через центр у основания позвоночника. Но у высоких Духов она действует через сердце. В прошлые века внимание обращалось преимущественно на центр кундалини для достижения очевидного результата действия психической энергии. Но в грядущую эпоху при сближении миров особенно усиливается центр сердца. Ибо действие через центр кундалини убедительно и действительно главным образом для земного состояния, но для достижения Высших Миров и пребывания в них необходимо утончение сердечной энергии. Вот почему в Учении столько говорится о сердце, этом солнце солнц. Психическая энергия беспредельна в разнообразии своих качеств и проявлений. Она двойственна в своем аспекте, как и все сущее в проявленной Вселенной, то есть может служить добру и злу. Потому, как во времена Атлантиды наблюдались самые различные качества ее, так и в грядущей эпохе можно ожидать самых разнообразных проявлений ее. Но при пробуждении большей духовности в человечестве в силу воздействия новых пространственных лучей, достигающих нашу планету, будем надеяться, что высшие проявления или качества ее будут преобладать. Все зависит от духовного развития человека, от качества его сердца. Теперь следующий вопрос: как понять слова в Евангелии от Иоанна – «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся»? Несомненно, слова эти не совсем точно переданы. Ведь невозможно допустить, чтобы Евангелия, из которых первое было написано чуть ли не через сто лет после ухода Христа, и после того, как они прошли цензуру стольких ревнителей, могли в точности выражать мысль Христа. Но все же я понимаю это так, что если мы прощаем согрешившего, то тем самым мы со своей стороны не утяжеляем его карму. Тогда как если мы будем таить в себе злобу и непримиримость, то еще больше осложним его карму, но, конечно, при этом не поможем и себе, наоборот. Припомним, что сказано в Учении: «Около понятия прощения много непонимания. Простивший полагает, что он совершил нечто особенное, между тем он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощенный думает, что все кончилось, но ведь карма остается за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощенного и тем не утяжелил ее, но сам закон Кармы остается поверх обоих участников. Повелители Кармы могут до известной степени изменить ее, если огонь очистительный вспыхнет ярко, но такое пламя не легко разгорается. Великие жертвы приносились для возжжения огня. Можно почитать память таких самопожертвований. Красота живет в таких зовах. Ни века, ни людские смятения не могут заглушить зовы к самоотверженности. О том же повествуют и скрижали Братства. Прекрасно, что и сейчас не забывают о понятии, которое существует через века. Не будем отвергать даже малое непонимание о пути надземном»[182]. Возвращаюсь к словам из Евангелия от Иоанна, которые обычно приводятся параллельно с изречением из Евангелия от Матфея, гл. 18, ст. 18. «Истинно говорю Вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Именно на них церковь, выдавая себя за преемницу Апостолов, основывает свою власть прощать и карать вплоть до анафемы. Но следует прочесть предыдущие стихи, начиная от 15; ведь стих 18 есть, так сказать, мораль, вытекающая из вышеприведенной притчи, и поясняет действие закона кармы. На эту тему я писала Александру Ивановичу, прилагаю копию письма к Александру Ивановичу. В заключение моего письма хочу просить Вас, дорогая Надежда Павловна, от времени до времени напоминать всем приблизившимся об испытаниях, которые, как Вы знаете, неизбежны, и именно ученики должны найти в себе силу духа одолеть врагов, которые, конечно, прежде всего живут в нас самих в виде всяких неизжитых страстей и привычек и часто только под действием обстоятельств и условий извне подымаются в сердце, отравляя наше сознание. Укажите им на следующий параграф из книги «Братство». «483. В древних общинах приветствовали каждого подвергавшегося испытанию. К нему относились заботливо, зная, что невозможно насильно пресечь процесс его переживания. Считали, что каждое испытание уже есть порог к продвижению. Никто не мог искривлять путь следствий, но братское ободрение позволяло не замедлить шаг даже перед самыми ужасными ликами. Ведь хаос в страшном безобразии неминуемо пытается преградить путь каждого из испытываемых. Но пусть будут страшны такие лики. Явление самого ужасного уже будет предвестником конца испытания».
|